Мы живём в нелёгкую эпоху, когда что-то рушится, а что-то строится заново. «Построить новый дом значительно дешевле, чем отремонтировать старый, но рухнувшая система строится веками, а плавный переход из одной системы в другую приносит значительно больший эффект». Это слова Виктора Санж из его эссе «Жизнь – это книга». Нашей стране плавного перехода не досталось, только быстрый, молниеносный и потому тяжёлый. Теперь «люди покалечены не только физически, но и морально». Многие не знают, что делать и как быть. Как резко меняется жизнь!
«Предают тебя, Россия, твои достоинства и честь, вылезают подлые черви, которых уже не счесть, развалили Советский Союз, рухнула экономика России». Яркий образ, даже зловещий. Очень подходящий для страны, где «олигархов больше, чем в других странах. Подвернулся случай – они и воспользовались».
Смело критикуя, сурово обличая, Виктор Санж всё-таки не предлагает наказывать олигархов. Он призывает их к благоразумию: «Пришло время господам миллиардерам подумать и о России, вложить свой капитал в развитие государства и своим коммерческим опытом поднять ответственные провальные места, чем возвысят своё достоинство и честь России».
Утопично и для кого-то смешно? Нет, потому что искренне, доброжелательно и мудро. Беда в том, что многие «олигархи» слишком далеки от обычной жизни, её нужд и проблем. Нет, конечно же, их собственная жизнь не безбедна, но проблемы богача специфичны. Совсем не то, что ложится на плечи бедных людей. Понимая это, Вистор Санж пишет: «Лидер не должен жить лучше всех. Если у него есть перспективные идеи, он должен осуществлять их в таких же условиях, в которых живёт самый неблагоустроенный человек страны, и стремиться изменить эти условия на комфортабельные».
Иначе даже искреннее желание помочь и быть полезным пропадает напрасно и может показаться насмешкой. Мария-Антуанетта ведь тоже совершенно искренне вопрошала, почему бедняки, которым не хватает хлеба, не едят пирожных. Просто не могла постичь бездны, которая отделяет её от крестьян и городской бедноты. Сословное общество было непроницаемой стеной, которая заслоняла ей правду.
Но возможно другое общество, без стен, без пропастей, единое и разумно устроенное. Когда не просто все будут равны, а «руководители вольются в слои населения на общих бытовых и социальных условиях по пути развития здравомыслящего цивилизованного общества без власти и денег».
И если действительно будет так, человечеству не придётся тратить свои силы и ресурсы на распри и войны. Мы наконец сможем реализоваться во всей полноте: «Люди будут зажигать новые планеты, осваивать на них жизнь, современную цивилизацию...
Люди будут стремиться к жизни, а не к смерти».
Кому-то эта мечта покажется наивной, кому-то фантастикой и поэтому неосуществимой. Но всё же хочется в неё поверить, как искренне верит автор. В конце концов, мир есть зеркало, он не показывает себя, а отражает смотрящего. Может быть, нам стоит хоть иногда смотреть в это зеркало с доброй улыбкой?
Вероника Лапина
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.