Иногда далекое прошлое так же таинственно и непостижимо, как будущее. Порой только и можно, что пытаться представить его, осознавая мудрую красоту былого. Не более того – но и не менее.
«Повесть переменых лет» - очень красивая и таинственная история в жанре фэнтези. Может быть, ее нельзя назвать буквально историчной и в ней не рисуется точный портрет времени, но зато в повести Карины много сказано о вечном: о любви, о смерти, о взрослении и надежде, которая не умирает никогда.
Главных героев двое – подростки, которые еще не понимают ни себя, ни собственных чувств, но уже предощущают свою судьбу. Юношу зовут Ладаад, девушку – Русса. Странные имена, но как будто смутно знакомые. Они – из племени арьев, которых позже нарекли славянами. Они верят в Правь, Явь и Навь, сражаются с врагами – Аримами, посвящают детей Даждьбогу, но не всех, а лишь особенных девочек, наделенных редким даром.
К таким принадлежит и Русса. Ее обучают и наставляют, но она еще не понимает до конца, какая судьба ее ждет.
Гораздо лучше все осознает юный Ладаад. Он предчувствует, что его любовь к Руссе может стать запретной, если девочку – уже почти девушку – отдадут в Хранительницы, и гневно ропщет: «Нет, я не смирюсь с таким поворотом, пусть Даждьбог найдёт себе другую Руссу, я свою нашёл».
Однако он и сам – не совсем обычный человек. Ему даровано право стать симураном – воином, который будет защищать Хранительниц и сможет быть рядом с Руссой.
К тому же Ладааду суждено общаться с так называемой Зеленокожей Нежитью, впрочем, совсем не страшной, скорее забавной, но при этом мудрой и памятливой. Сперва напугав юношу, странный гость говорит с ним дружелюбно и немного иронично: «Я думал, что мои редкие посещения обсуждаются и запоминаются. Ведь это так здорово – говорящая рыба! Ну, и, кроме того, темы наших бесед! Вот, в прошлый раз я рассказывал вашему жрецу, не помню его сложное имя, про то, как мои родичи спасли несколько людей с большого острова, ушедшего под воду. Вы его ещё называли Антлань».
Руссе тоже доводится встретиться с нежитью, и тоже не столько злобной, сколько просто необычной. Девушке предстоит помочь несчастному существу – а оно оплатит добром.
Проходит время. Русса и Ладаад наконец объясняются в любви, хотя это дается им нелегко. Непонимание, поспешность, юношеская застенчивость чуть было не губят их чувство.
«Я вихрем слетела с постели, как есть зарёванная и лохматая, и выглянула в зал. Ладаад уже повернулся уходить, но, увидев меня, остановился и сказал:
– Пойду, пожалуй, а то больно смотреть, как ты слезами исходишь. Насильно мил не будешь».
А плачет ведь она не от отвращения или обиды, а от любви и нежного стыда. Хорошо, что обоим удается понять друг друга.
Но вскоре Русса узнает о гибели Ладаада. Почему же так произошло? Неужели богам, которым служит Русса, неугодной показалась ее любовь?
Нет. Те, кто создал мир Руссы, не настолько жестоки. Они добры, мудры и могущественны, и потому читателя, уже, вероятно, готового к печальному финалу, приятно удивит счастливая развязка.
А еще приятно удивит форма книги – стихи, которые в нее включены. Они не используются в качестве эпиграфов или предисловий к главам, а размещаются непосредственно в тексте, отражая сюжет в поэтическом зеркале или более полно раскрывая то, что стоит за сюжетом – мир, его историю и устройство.
Рукою безжалостной сердце тревога сожмёт,
Душа встрепенётся от стона безмолвного,
И страх урожай свой постыдный сожнёт,
И онемеем тогда от предчувствия тёмного.
Так, вторя чувствам Ладаада, отражает его мучительные переживания автор.
По искре кХай мы все Родные,
И потому едина суть,
И, Души вечно молодые,
Повинны Ра-М-Хе мы вернуть!
В этом раскрывается суть мира, в котором живут – точнее, жили Русса и Ладаад. Их история завершилась в их родных местах, в их времени, но как знать, как она будет развиваться в дальнейшем.
Читателю не раскроется подробностей, но и то, что стало известно, побудит подумать не только о двух влюбленных, но и о себе самом.
Вероника Лапина
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.