Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Советский Дон Кихот

Человеку, который много думает, который хочет именно жить, а не просто устраиваться в жизни, всегда непросто, во все времена. Особенно когда время неопределенное – уже не старое, еще не новое.

Разговоры о перестройке и гласности. Очереди – пока еще за коврами и другой роскошью, а не за «предметами первой необходимости». Разговоры. Вялые застолья. Предчувствие какой-то перемены. Это фон романа Виктора Шлапака «Найти себя».

Главный герой – Вадим Белышев, молодой специалист, несколько лет проработавший или скорее протомившийся в институте, чувствующий интуитивно, что общие критерии, общие заведенные правила – не то, что нужно.

Он словно дремлет, оцепенев, пока нежданно не приходит пробуждение, и пробуждает его обыкновенный бродячий артист, который поет под бандуру народные «думы» и за каждую из них выставляет свою цену.

В душе Вадима отзывается дума об Иване Кановченко. Этот герой чем-то сродни Вадиму: он прямо назван «вдовьим сыном, маминым сыном», а Вадим одинок и живет с одинокой, мягко авторитарной матерью, которая любит сына таким, каким он должен быть – «правильным».

Но Иван Кановченко услышал, как созывают народ в войско:

Эй, кому надоело по винницам вино курить,

Кому надоело по броваркам пиво варить,

Кому надоело в кости играть —

Время даром терять, Идите вы со мной.

Вадим тоже немало времени потерял даром, и теперь, как ему кажется, у него появляется возможность это исправить. «Как хорошо, думал Вадим и чувствовал, как в нем что-то пробуждается, растет и это нельзя было определить, назвать, понять, это просто было. Если бы я не слушал песню, я бы никогда ничего не понял, не сделал».

Словно под влиянием услышанных слов, Вадим постепенно смелеет: он начинает спорить с матерью, настаивая на своем, искать себе судьбу и дело. И он его находит – работу на испытательной станции, правда ненадолго. Эта перемена его радует. Все воспринимается как нечто новое, удивительное, сказочное: «Эта станция — сказка, повторял он, оглядываясь, как будто могли его увидеть и 'подслушать, но все кругом было пустынно и тихо. Он продолжал стоять в нерешительности, словно боялся разрушить картину очарования сказкой».

Однако обратим внимание на две важные сцены. Когда Вадиму предстоит уехать и оставить институт, его провожают вечеринкой с выпивкой и разговорами. Когда он приезжает на станцию, его фактически встречают тем же самым. Одно событие словно перетекает в другое, и от перемены мест мало что меняется.

К тому же Вадим не сразу справляется со своей работой. Ему приходится пережить «битву с чистым листом», воссозданную ярко и живо. И успешно выполненное задание – нечто большее, чем просто победа.

«Да, он испугался, что не сможет быть полезен людям; и сейчас это решение пришло в течение секунды, и эта работа не утомляла его, а приносила радость, удивление и самой работой, и им самим, сделавшим эту работу, и больше всего радовался, что помог людям в их нелегком труде и себе: он научился мыслить, нет, понял, что такое мысль; настоящая мысль — это сотворенное в себе желание человека помочь людям, все остальное не в счет».

Может быть, это и есть один из способов найти себя – помогать людям, но не так, как навязывают они, а как ты выбираешь сам.

Но жизнь человека – не одна только работа. Людям свойственно искать не только себя, но и свою мечту, свою любовь. Вадим находит. Для него она – настоящее чудо, для других – «смазливая», «то ли Валя, то ли Галя», вдобавок впутанная в неприятную историю. Там, где все видят Альдонсу, Вадим способен прозреть свою Дульсинею.

И это значит, что сам он – Дон Кихот, мечтательный, смелый, немного наивный, и одновременно проницательный. Он ясно видит жизнь вокруг себя, но не всегда понимает, как действовать. Как, например, на первом своем собрании:

«Он заметил, что, если в разговорах о деле говорилось не конкретно, а вообще, то здесь поступали наоборот: говорили не о причинах зла, а только о фактах, конкретно, в то время как, он чувствовал по себе, людей мучило незнание общих причин зла: в первом случае — отсутствие конкретного дела, во втором — непонимание общего».

Что с этим делать, Вадим не знает наверняка, да и никто, наверное, не знает. Но он знает – чего не делать. Не привыкать ко лжи. Не примиряться. Не молчать, когда нужно говорить. Не превращаться в Прохорова – есть в романе такой персонаж, который видится Вадиму привычно лживым, лицемерным и очень деловым, когда нужно.

Вадим не может так - слушать, какая царит тишь да гладь и «благодать. Как будто не живем, а молимся», когда на самом деле все не так: и работа стоит на одном месте, и нужные машины списывают из-за отсутствия запчастей. Он понимает, почему сохраняют текущее положение, ничего не пытаются поменять: плохая стабильность тоже надежна, а «людям надо есть». С другой стороны, «людям надо не только есть».

Поистине, «не хлебом единым», как в заглавии советского романа... Вадим, пожалуй, схож с подобными героями: ему есть что сказать, он понимает, хотя и не всегда ясно, что нужно делать. Его идея с тракторами – «списать не пять, а три, отремонтировав два за счет списанных» - может кому-то показаться не совсем удачной, но она все же сказана и находит отклик.

Казалось бы, успех, удача, дон Кихоту удалось перестать быть мечтателем, а сделать что-то или хотя бы начать, но...

Дон Кихот обречен на смерть. Вадим – тоже, по крайней мере так он для себя осознает. Его возлюбленная когда-то отвергла парня – неприятного и опасного, и он пообещал, « что с ней никто ходить не будет». Один молодой человек, который осмелился «ходить», уже убит.

Вадим получает записки с угрозами и еще имеет возможность уехать со станции. Он встает перед странным и страшным парадоксом: «Бежать? От чего? От любви, от работы, от себя? Куда? Забыть ее? Но можно ли забыть себя, все в себе? Он почувствовал, что выбор был неизбежен. Забыть себя — это смерть, но тогда буду жить я».

Вадим слишком много трудился в поисках себя, слишком долгий путь проделал к себе, чтобы вот так от себя отказаться. Он принимает свою судьбу и верит, что готов к ней.

Встретит ли он свою смерть с достоинством, устрашится ли или случится что-то неожиданное, что все изменит, остается за пределами повествования. Вадим настолько живой и настоящий герой, что читателю хочется, чтобы все-таки он живым и остался.

Вероника Лапина

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика