У каждого поэта есть свои предпочтения в лирике: кто-то тяготеет к любовной лирике, кто-то к гражданской или пейзажной, а кому-то больше по душе философия или юмор.
Яркие, многогранно талантливые авторы отдают свои творческие силы всем направлениям. Как Юрий Шестопал, даровитый, нежно-лиричный и немного насмешливый поэт.
В своем творчестве поэт часто реализует тему любви в традициях классической литературы, вплоть до обращения к жанру романса:
Ночи бессонные, страстью пропитаны,
Птицей нежданной приходит рассвет.
Вижу глаза твои чуть приоткрытые
И нахожу в них желанный ответ.
Изысканная стилизация – вплоть до цитирования, наполненная, однако, индивидуальным смыслом.
Однако в другом стихотворении тема любви решена в ироничном стиле, автор по-доброму посмеивается над своими героями:
Любил он как-то несерьезно –
Ни слез, ни споров под луной.
Она ждала его признаний,
А он все больше о делах.
Впрочем, не так уж плохо, что двое меньше думали о внешних признаках любви, чем о том, что за ней стоит и что соединяет пару в семью.
Поэзия, которую автор определяет как юмористическую, тоже обращается к любовной теме:
– Так подойди ко мне скорей
И крепче поцелуй.
– Ну как? Обнять еще сильней?
– Смотри мне, не балуй!
Трогательна и забавна эта пара, в особенности кокетливая девушка, которая, видимо, сама еще не решила, чего хочет.
Столь же пограничны в творчестве Юрия Шестопала и юмористическая и философская лирика. Вот, например, образец уже не любовного юмора, а суровой социальной сатиры:
Считает он, что может все купить,
Одна проблема: ну а сколько стоит?
Все делает, чтоб вовсе не платить,
И совесть гнусная его не беспокоит.
С одной стороны – безусловно, это яркий портрет нашего хитрого и корыстолюбивого современника, с другой – разве эти строки побуждают только мрачно усмехнуться? Нет, и размышлять тоже – о том, что есть совесть и человек, о том, как приходится платить за свои грехи.
Одновременно и философская лирика становится у Юрия Шестопала насмешливой и остроумной.
Рассуждая об ученых и науке, автор лаконично запечатлевает карикатуру на псевдоученого:
Бывало так, залез он на трибуну,
А что сказать, нечаянно забыл.
Доклада нет, он, негодуя, сплюнул
И слушателей очень насмешил.
Гражданская лирика тоже порой переходит грань и превращается в сатиру – такова ее природа.
Над их названием смеются,
Сюжет один, известен всем:
Между собой менты дерутся,
Забыв о жуликах совсем.
Это обличение «ментовских сериалов» и тому подобной «тележвачки» именно благодаря своей насмешливости и жесткости становится особенно убедительным.
С другой стороны, очень легко философская лирика сближается с пейзажной:
Природа может быть опасной,
Когда ее не любим мы –
С утра на небе чисто, ясно,
Затем гроза в потоках тьмы.
Не просто запечатлевается красота мира, настроение того, кто ее воспринимает, но и прочитывается в нем особый символизм.
Тем более легко и прочно связывается пейзажная лирика с любовной.
Пришла весна. Что хочется тебе?
Послушать чистый звук дневной капели,
А может, как звенит лесной ручей
Под музыку божественной свирели.
Пришла весна. А где твоя любовь?
Она в душе неслышно созревает,
Словно букет невиданных стихов.
Это единство внутреннего и внешнего очаровывает и покоряет, восхищает и радует.
Тем и восхитительна тонкая, переплетающая мысли, идеи и мотивы, лирика Юрия Шестопала. Такая разная, но и одинаковая – одинаково живая и светлая, она найдет читателя.
Вероника Лапина
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.