Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

БОРЬБА ЗА СЧАСТЬЕ ПРОДОЛЖАЕТСЯ

По-разному приходят люди в большую литературу. Кто-то уже со школьного порога смело заявляет об оседлании литературного Пегаса, а потом успокоенно гарцует на нем, оповещая читателя о своих успехах. А есть и такие, кого не волнует слава литературного жонглера, по крайней мере до определенного времени они не заявляют о себе, хотя творчеством как таковым занимаются, не спешат знакомить с ним читающую публику. Одна из главных причин такого поведения – скромность творческих людей, не считающих себя писателями.

Вторая житейская ситуация полностью относится к Юрию Терентьевичу Шестопалу. Он свое имя уже составил в научной и педагогической деятельности. Преподаватель кафедры менеджмента Пензенского политехнического университета стал ученым, профессором, автором более 350 научных работ, среди которых есть монографии и учебные пособия.

Конечно же, дар Божий, коим его наградил Господь, не давал покоя технарю, а позже экономисту, но, говоря словами Владимира Маяковского, приходилось становиться на горло собственной песне. Долгожданная пора пришла, появилось время и для творчества. Так случилось, что именно в этот период судьба свела меня с таким неординарным человеком. Помню, принес он мне почитать не меньше сотни сонетов. Обычно пишущие стихи в зрелом уже возрасте только овладевают азами стихотворца, мучаются над рифмами и размерами, а здесь уже слаженные строфы сонетов. Знающим читателям не надо объяснять этот трудный вид поэтического творчества, когда надо четко входить в распределение строчек в намеченных строфах. Не каждому поэту под силу писать сонеты. Мне, к примеру, они не удавались. А здесь – целые венки сонетов.

Так вот сошлись наши творческие судьбы. Я был в выигрышном положении, поскольку имел специальное филологическое образование, выпустил несколько стихотворных сборников. Внимательно и заинтересованно читал его стихи. Отмечал для себя его природный ритмический талант, ему легко давался рифменный подбор, темы в его солидном возрасте нечего было искать – они все как на ладони, сами врывались в строфы его произведений.

Недоставало, на мой взгляд, умения работать со словом. Не всякое написанное стихотворение может называться поэзией, а лишь то, в котором каждое слово, найденное в процессе долгой работы, встанет на свое предназначенное ему место, тем самым создаст свое магнитное поле стиха, с наибольшей точностью выразит душевные задумки поэта. Будучи способным человеком, Юрий Терентьевич, поняв эту вроде бы простую истину и усердно работая над собой, сумел преодолеть возникающие проблемы. В работоспособности ему не откажешь.

Пора ученичества за творческим трудом прошла незаметно быстро. Он публиковался в центральных журналах «Российский колокол», «Литературная столица», в энциклопедии «Поэты 21 века», в журнале «Сура» и других альманахах. Общественность высоко ценила его творчество. Судите сами: с 2013 по 2018 год он становился номинантом национальной литературной премии «Поэт года». Он стал вице-лауреатом «Российской литературной премии – 2018», заняв второе место в номинации «Поэтическая лирика». Является номинантом Лондонской литературной премии за 2015 – 2019 гг. Он много публикуется на интернет-сайтах. В настоящее время Юрий Шестопал является членом профессионального Интернационального Союза писателей и Российского Союза писателей. В конце 2018 года он презентовал в широком кругу пензенской общественности свой шестой по счету сборник «Мы для любви все рождены». Хочу сказать, что его имя как писателя теперь широко известно в Пензенской области, а если учесть публикации в интернете и известных журналах, знакомо и читателю всей России.

Уверен, читателем не останется незамеченным и его очередной сборник «Манит неведомым мечта». О будущей книге сужу по рукописи. Впечатляет ее масштабность и композиционная законченность. Она отражает самое характерное, присущее автору – его гражданскую прямоту, вбирающую в себя чувство собственного достоинства и справедливости, эстетическое понимание природы, философичность, жизненный юмор, исходящий из свойств его характера.

Какой поэт может обойтись без темы любви! Конечно же, она есть и у Ю. Шестопала. Ее можно было бы рассматривать в двух аспектах: любовь самая что ни на есть обыденная, без которой не появляются на свет Божий дети, и в то же время возвышенная. Второй же аспект понимается мною в широком философском плане – как любовь к ближнему, друзьям, всяким живым существам, к малой и большой Родине, к науке. Мною сказанное лаконично оформлено в разделах: «Любовь сметает все границы (любовная поэзия)»; «Природы свежее дыханье (пейзажная поэзия)»; «Основа жизни – это вечность (философская поэзия»); «Гражданский дух вокруг витает (гражданская поэзия»); «Порой наш юмор выручает (ироническая поэзия)».

В каждом из разделов можно выделить что-то свое, особенное, оформленное в соответствующих стилевых образах. Тему любви у этого поэта не спутаешь с какими-либо другими авторами. Она мне видится в стилевом одеянии романса. Недаром ко многим стихам предпослан комментарий «романс». А что такое романс? Это союз стиховых и музыкальных стихий. Так вот стихи Шестопала – музыкальные в самом высоком смысле этого слова. Мне приходилось наслаждаться пением его романсов в исполнении заслуженной артистки РФ Н.С. Голубиной, кстати, писавшей музыку на слова поэта.

Многие строчки сборника претендуют на афоризмы, легко запоминаются. Выделил для себя такие выражения: «Нет в жизни счастья без страданий»; «Я вытер слезы поцелуем»; «Из глаз твоих любовь я пью», «Дружба как марочный коньяк, // Ей годы крепость добавляют»; «Жизнь начинается с любви // И продолжается в потомках»; «Любовь безумствами сильна, // Она в душе костром пылает».

О трудности работы со словом поэт скажет смело и неожиданно:

Поэт – игрок, а карты – мысли.

Конец игры – красивый стих.

Расклад не тот, и все повисло,

Сидишь опять ты при своих.

Сравнение написания стихов с картами интересно напоминанием загадочности этой работы – заранее не знаешь, закончится ли игра успешно или нет. Предугадать поэтам не дано, «чем наше слово отзовется»? Потому поэзия со своей непредсказуемостью так и нравится читателям, а поэты, как правило, бывают мнительными и зависимыми от мнений и окружающей действительности.

Ю. Шестопал не прочь в некоторых случаях поиграть со словом в пределах одного стихотворения, как это получилось в стихотворении «Борись за счастье». Сам призыв в названии не может оставить человека равнодушным, а далее процитируем: «Да, счастье груз на тонкой ножке»; «От счастья многие глупеют»; «Но счастье, словно вода в сите»; «На свет рождаемся для счастья». Каждое отдельно взятое выражение могло бы стать содержанием отдельного произведения, а здесь все сосредоточенно в одном месте. Имея в виду нестандартную биографию самого Шестопала, можно в продолжение к сказанному добавить: «Борьба за счастье продолжается».

Может быть, покажется с первого взгляда умозрительным заявление: «Мир – это зеркало большое, // И в нем ты видишь сам себя», но все станет на свои места благодаря словам о хрупкости, зеркало – хрупкое создание, о чем всякий раз надо помнить. Ключевые слова-обращения: «Смотри, его ты не разбей!»

Стихи сборника «Манит неведомым мечта» хочется цитировать – это несомненный признак их эстетической ценности. Однако нельзя навязывать читателю свои мнения, нельзя отнимать у читателя возможность самим интерпретировать строчки. Возвращаясь к моим рассуждениям в начале рецензии о скромности «творческих людей, не считающих себя поэтами», хочу поправить и себя, и Юрия Терентьевича. Пусть автор семи сборников стихотворений остается таким же скромным, а вот по поводу звания поэта обдуманно скажу: Юрий Шестопал интересный поэт, со своим видением мира и своей словесной манерой. Стихи его находят отклик у читателей. Об этом убедительно и красноречиво свидетельствует новая книга «Манит неведомым мечта».

Автор: Геннадий Горланов – член Союза писателей России, доктор филологических наук, профессор Пензенского государственного университета

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика