По-разному приходят люди в большую литературу. Кто-то уже со школьного порога смело заявляет об оседлании литературного Пегаса, а потом успокоенно гарцует на нем, оповещая читателя о своих успехах. А есть и такие, кого не волнует слава литературного жонглера, по крайней мере до определенного времени они не заявляют о себе, хотя творчеством как таковым занимаются, не спешат знакомить с ним читающую публику. Одна из главных причин такого поведения – скромность творческих людей, не считающих себя писателями.
Вторая житейская ситуация полностью относится к Юрию Терентьевичу Шестопалу. Он свое имя уже составил в научной и педагогической деятельности. Преподаватель кафедры менеджмента Пензенского политехнического университета стал ученым, профессором, автором более 350 научных работ, среди которых есть монографии и учебные пособия.
Конечно же, дар Божий, коим его наградил Господь, не давал покоя технарю, а позже экономисту, но, говоря словами Владимира Маяковского, приходилось становиться на горло собственной песне. Долгожданная пора пришла, появилось время и для творчества. Так случилось, что именно в этот период судьба свела меня с таким неординарным человеком. Помню, принес он мне почитать не меньше сотни сонетов. Обычно пишущие стихи в зрелом уже возрасте только овладевают азами стихотворца, мучаются над рифмами и размерами, а здесь уже слаженные строфы сонетов. Знающим читателям не надо объяснять этот трудный вид поэтического творчества, когда надо четко входить в распределение строчек в намеченных строфах. Не каждому поэту под силу писать сонеты. Мне, к примеру, они не удавались. А здесь – целые венки сонетов.
Так вот сошлись наши творческие судьбы. Я был в выигрышном положении, поскольку имел специальное филологическое образование, выпустил несколько стихотворных сборников. Внимательно и заинтересованно читал его стихи. Отмечал для себя его природный ритмический талант, ему легко давался рифменный подбор, темы в его солидном возрасте нечего было искать – они все как на ладони, сами врывались в строфы его произведений.
Недоставало, на мой взгляд, умения работать со словом. Не всякое написанное стихотворение может называться поэзией, а лишь то, в котором каждое слово, найденное в процессе долгой работы, встанет на свое предназначенное ему место, тем самым создаст свое магнитное поле стиха, с наибольшей точностью выразит душевные задумки поэта. Будучи способным человеком, Юрий Терентьевич, поняв эту вроде бы простую истину и усердно работая над собой, сумел преодолеть возникающие проблемы. В работоспособности ему не откажешь.
Пора ученичества за творческим трудом прошла незаметно быстро. Он публиковался в центральных журналах «Российский колокол», «Литературная столица», в энциклопедии «Поэты 21 века», в журнале «Сура» и других альманахах. Общественность высоко ценила его творчество. Судите сами: с 2013 по 2018 год он становился номинантом национальной литературной премии «Поэт года». Он стал вице-лауреатом «Российской литературной премии – 2018», заняв второе место в номинации «Поэтическая лирика». Является номинантом Лондонской литературной премии за 2015 – 2019 гг. Он много публикуется на интернет-сайтах. В настоящее время Юрий Шестопал является членом профессионального Интернационального Союза писателей и Российского Союза писателей. В конце 2018 года он презентовал в широком кругу пензенской общественности свой шестой по счету сборник «Мы для любви все рождены». Хочу сказать, что его имя как писателя теперь широко известно в Пензенской области, а если учесть публикации в интернете и известных журналах, знакомо и читателю всей России.
Уверен, читателем не останется незамеченным и его очередной сборник «Манит неведомым мечта». О будущей книге сужу по рукописи. Впечатляет ее масштабность и композиционная законченность. Она отражает самое характерное, присущее автору – его гражданскую прямоту, вбирающую в себя чувство собственного достоинства и справедливости, эстетическое понимание природы, философичность, жизненный юмор, исходящий из свойств его характера.
Какой поэт может обойтись без темы любви! Конечно же, она есть и у Ю. Шестопала. Ее можно было бы рассматривать в двух аспектах: любовь самая что ни на есть обыденная, без которой не появляются на свет Божий дети, и в то же время возвышенная. Второй же аспект понимается мною в широком философском плане – как любовь к ближнему, друзьям, всяким живым существам, к малой и большой Родине, к науке. Мною сказанное лаконично оформлено в разделах: «Любовь сметает все границы (любовная поэзия)»; «Природы свежее дыханье (пейзажная поэзия)»; «Основа жизни – это вечность (философская поэзия»); «Гражданский дух вокруг витает (гражданская поэзия»); «Порой наш юмор выручает (ироническая поэзия)».
В каждом из разделов можно выделить что-то свое, особенное, оформленное в соответствующих стилевых образах. Тему любви у этого поэта не спутаешь с какими-либо другими авторами. Она мне видится в стилевом одеянии романса. Недаром ко многим стихам предпослан комментарий «романс». А что такое романс? Это союз стиховых и музыкальных стихий. Так вот стихи Шестопала – музыкальные в самом высоком смысле этого слова. Мне приходилось наслаждаться пением его романсов в исполнении заслуженной артистки РФ Н.С. Голубиной, кстати, писавшей музыку на слова поэта.
Многие строчки сборника претендуют на афоризмы, легко запоминаются. Выделил для себя такие выражения: «Нет в жизни счастья без страданий»; «Я вытер слезы поцелуем»; «Из глаз твоих любовь я пью», «Дружба как марочный коньяк, // Ей годы крепость добавляют»; «Жизнь начинается с любви // И продолжается в потомках»; «Любовь безумствами сильна, // Она в душе костром пылает».
О трудности работы со словом поэт скажет смело и неожиданно:
Поэт – игрок, а карты – мысли.
Конец игры – красивый стих.
Расклад не тот, и все повисло,
Сидишь опять ты при своих.
Сравнение написания стихов с картами интересно напоминанием загадочности этой работы – заранее не знаешь, закончится ли игра успешно или нет. Предугадать поэтам не дано, «чем наше слово отзовется»? Потому поэзия со своей непредсказуемостью так и нравится читателям, а поэты, как правило, бывают мнительными и зависимыми от мнений и окружающей действительности.
Ю. Шестопал не прочь в некоторых случаях поиграть со словом в пределах одного стихотворения, как это получилось в стихотворении «Борись за счастье». Сам призыв в названии не может оставить человека равнодушным, а далее процитируем: «Да, счастье груз на тонкой ножке»; «От счастья многие глупеют»; «Но счастье, словно вода в сите»; «На свет рождаемся для счастья». Каждое отдельно взятое выражение могло бы стать содержанием отдельного произведения, а здесь все сосредоточенно в одном месте. Имея в виду нестандартную биографию самого Шестопала, можно в продолжение к сказанному добавить: «Борьба за счастье продолжается».
Может быть, покажется с первого взгляда умозрительным заявление: «Мир – это зеркало большое, // И в нем ты видишь сам себя», но все станет на свои места благодаря словам о хрупкости, зеркало – хрупкое создание, о чем всякий раз надо помнить. Ключевые слова-обращения: «Смотри, его ты не разбей!»
Стихи сборника «Манит неведомым мечта» хочется цитировать – это несомненный признак их эстетической ценности. Однако нельзя навязывать читателю свои мнения, нельзя отнимать у читателя возможность самим интерпретировать строчки. Возвращаясь к моим рассуждениям в начале рецензии о скромности «творческих людей, не считающих себя поэтами», хочу поправить и себя, и Юрия Терентьевича. Пусть автор семи сборников стихотворений остается таким же скромным, а вот по поводу звания поэта обдуманно скажу: Юрий Шестопал интересный поэт, со своим видением мира и своей словесной манерой. Стихи его находят отклик у читателей. Об этом убедительно и красноречиво свидетельствует новая книга «Манит неведомым мечта».
Автор: Геннадий Горланов – член Союза писателей России, доктор филологических наук, профессор Пензенского государственного университета
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.