Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Интервью с Юрием Шестопалом

Творческая натура человека может проявляться в разных сферах, в том числе в разные периоды жизни. Например, поэт Юрий Шестопал, получивший техническое образование, много лет занимался компьютерным проектированием, разработкой программ для ЭВМ и сложных компьютерных систем. Однако, будучи «физиком», он оставался «лириком» и, когда пришло время, проявил себя в литературе. Рассказ поэта и ученого о себе и своем творчестве, возможно, поможет читателям лучше понять его стихи.

-Вы поэт, но также и ученый. Расскажите, пожалуйста, о своей научной деятельности.

-Первый период моей научной деятельности связан с компьютерными системами автоматизированного проектирования технологии изготовления продукции в машино- и приборостроении. Я занимался математической постановкой решаемых задач проектирования и разработкой алгоритмов их решения. Вслед за мной работала группа программистов ЭВМ, которые разрабатывали соответствующие программы и формировали то, что называется системой автоматизированного проектирования.

Наиболее интересным было направление создания компьютерных систем с элементами искусственного интеллекта. Для этого надо было разрабатывать математические модели каждой из процедур, чтобы исключить участие человека. В этом случае минимизируется участие проектировщика, он принимает участие только в решении принципиальных ключевых вопросов. Было создано несколько таких систем под конкретные предприятия, где они показали свою работоспособность.

В этом направлении было издано 3 монографии, которые были известны и у нас, и за рубежом. В частности, этими работами заинтересовались ВВС США, предлагая совместную работу, но наступил период перестройки, и связи оборвались. В 80-е годы я был председателем оргкомитета Всесоюзной научно-практической конференции, на которой обсуждались проблемы компьютерного проектирования.

Второй период научной деятельности связан с исследованием проблем качества и конкурентоспособности продукции. По этому направлению опубликованы многие книги и учебники для вузов, а также многочисленные статьи.

-Ваш путь в литературе состоял, так сказать, из нескольких этапов. Можете ли Вы осветить их подробнее?

-Первый этап связан с тем, что мать работала в библиотеке и мне в детстве был обеспечен беспрепятственный доступ к книжным полкам. Там я познал все прелести литературы, когда мог рыться в том, что меня привлекало. Вот именно здесь зародилась любовь к книгам. До 7-го класса я был старостой литературного кружка и тогда же начал писать первые стихи. Затем пошли трудные годы учебы в техникуме, работа на заводе, учеба в институте, аспирантура.

Второй период связан с моей женой, преподавателем иностранной кафедры вуза, где мы работали. Надо было готовить сольники, и здесь вспомнили обо мне. Пришлось писать.

Третий период связан с тем, что я освободился от многих административных обязанностей декана, проректора, стал профессором. Освободилось время, и меня потянуло в прошлое, в поэзию. В этот период последних одиннадцати лет было написано 8 книг стихов.

-Вы поэт, пишете стихи, а стихи каких авторов любите читать? Кто Ваши любимые поэты и авторы в целом? Следите ли Вы за современной литературой?

-Моими любимыми поэтами являются А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Блок, А. Ахматова, Б. Пастернак. Люблю и других.

За современными писателями и поэтами в основном слежу по Интернету. Нравится Быков своей яркой критической направленностью. Из современных поэтов выделить яркие личности затрудняюсь: пишут вроде неплохо, но не хватает за душу. У поэтов не хватает глубины раскрытия того, что они пытаются донести до читателя.

-Насколько активно Вы печатаетесь, участвуете в конкурсах и других мероприятиях? Публикуетесь ли в Интернете, вообще часто ли взаимодействуете с мировой паутиной?

-На настоящий момент у меня опубликовано 7 книг стихов, восьмая книга издается на английском языке и выйдет в конце 2019 года. Имеется 33 публикации в различных журналах и альманахах, в основном в Москве.

Я являюсь номинантом 8 премий «Поэт года», номинантом двух премий «Наследие», премии С. Есенина, номинантом Лондонской премии, вице- лауреатом (2 место) «Российской литературной премии – 2018» в номинации «лирическая поэзия». Награжден медалью «За заслуги в области культуры и искусства».

Как разработчик компьютерных систем, я, естественно, свой человек в Интернете. Активно работаю в сетях, в том числе и на сайте стихов.

-Вы пишете разную лирику – гражданскую, любовную, философскую, юмористическую. Какая Вам дается легче, какая труднее?

-Конечно, легче всего дается любовная и природная лирика. Здесь, как и в футболе, мы все асы. Но в этом случае тоже возникают сложности, связанные с тем, чтобы не погрязнуть в чистом описательстве, просто описывая события или картины природы, не пытаясь вскрыть какую-либо глубинную их сторону. Ведь вся красота стиха заключается в том, чтобы увидеть что-то необычное в обычном, повседневном, чтобы найти новизну, красоту и неординарность в описываемом, что заставит читателя внимательно вглядеться в читаемые строки и задуматься об их глубинной сущности.

Философская и гражданская лирика даются несложно, потому, что за спиной большой жизненный опыт и громадный научный задел аналитика, который может осмыслить происходящее и определить его причины и следствия. Что касается юмористической поэзии, то это чисто душевное искусство. Оно дано человеку, или его нет. Способность увидеть и оценить смешные стороны иногда несмешных ситуаций позволяет создавать хорошие стихи.

-Как Вы пишете и работаете над текстами в целом? Что служит для Вас источником вдохновения, как Вы повышаете свою творческую работоспособность?

-Хотелось бы начать со второго вопроса. Что является источником создания стихотворения? Чаще всего это какая-то новая необычная мысль, которая заставляет глубоко задуматься, которая иногда потрясает своей необычностью. В этом случае начинается мыслительный процесс, который заканчивается тем, что строки сами выскакивают на бумагу. А мысли, связанные со стихом, это в целом социум, общество со всеми его достоинствами, недостатками, смешными сторонами. И здесь хочется показать, а что ты думаешь об этом, как ты к этому относишься, чтобы читателю была ясна позиция поэта, может быть верная, по мнению читателя, а может быть, и нет.

Когда мысль стихотворения сформировалась, начинается поиск ответов на вопросы: а что ты хочешь донести до читателя, насколько это важно и актуально, насколько это интересно и читабельно? Важнейшим является глубина погружения в то, о чем ты будешь писать. После этого задумываешься о том, как эти благие мысли и задумки превратить в стих: какова его форма, каким по объему оно должно быть.

Вдохновение приходит тогда, когда рождается необычная мысль, которая тебя зацепила и уже не отпускает. Вот уже здесь, хочешь или не хочешь, а приходится писать. Повышает творческую работоспособность чтение других авторов, особенно любимых, которые заставляют тебя задуматься: а ты сможешь так, как я? И ты делаешь попытки дотянуться до них, многократно сопоставляя свои тексты с текстами твоих кумиров.

-О творческой работе Вы рассказали. А как Вы отдыхаете? И кстати, поэзия для Вас больше труд или отдых, хобби или работа?

-Я сейчас пенсионер, люблю отдыхать на природе, люблю купаться, легкие прогулки. С тоской вспоминаю, как альпинистом лазил по горам и это было, как говорит молодежь, «круто».

Стихи для меня – это не труд, а хобби, когда я отдыхаю душой и сердцем. Когда приходит желание писать, то словно погружаешься в другой мир, абстрагируясь от происходящего, чувствую себя комфортно и нужным.

-Вы порой обращаетесь к твердым формам – сонетам, рубаи. Чем они Вас привлекают? Есть ли желание испытать себя в других формах подобного рода?

-Почему я начал писать твердые формы? Когда на третьем этапе творчества захотелось серьезно писать, встал вопрос: а что тебе по зубам? Обычные стихи – на сольниках ты их уже писал. А на более серьезные вещи ты способен? И здесь я решил взять быка за рога. Получатся твердые формы – есть смысл лезть в серьезную поэтику, не получится – будешь наслаждаться чтением стихов своих любимых поэтов. Попробовал, обожая Шекспира. Вроде получается. Многократно прикладываю себя, свои строки к нему. Решил, что можно пробовать дальше. А дальше – венки сонетов. Вот здесь мне пришлось много поработать – я не знаю более сложной стихотворной формы, чем венки сонетов. Написал три венка сонетов, друзья одобрили. Хочется сказать добрые слова своим друзьям – поэтам, которые критично оценили меня и поддержали. Это доктор филологических наук профессор Г. Е. Горланов и В. Д. Агапов. В минуты сомнений, когда хотелось все оставить, они мне сказали: «Надо, Юра, надо!» Вот их, моих лучших консультантов я считал и считаю своими лучшими друзьями. К сожалению, В. Агапова уж нет.

А рубаи? Омара Хайяма я почитал с детства. Ну и решил, видя нашу не всегда привлекательную действительность, попробовать. Вот уж здесь, опираясь на свой богатый жизненный опыт, я распустился. Конечно, я не Омар Хайям, но вроде получилось. Закончил свои поэтические изыскания двумя поэмами, в которых переплелись современная действительность, альпинизм, бизнес и др. После глубокого критического анализа этих форм со стороны меня и моих друзей – поэтов, решил, что можно писать дальше.

-Нет ли у Вас планов попробовать себя в других родах литературы, не только поэзии, но и прозе или драматургии?

-Своим детям, в прошлом, когда они были маленькими, я рассказывал много сказок, постепенно подводя их к чтению книг. До си пор дочка сетует мне: что же ты, папа, не хочешь писать сказки? Ведь так много своих сказок ты рассказывал нам в детстве. Но в моей бурной педагогической и научной деятельности было не до них. А сейчас – уже поздно: паровоз ушел. То же относится и к драматургии.

-Что бы Вы с высоты своего опыта порекомендовали молодым писателям и особенно поэтам?

-Кратко: пиши о том, что хорошо знаешь и что интересно твоим читателям в настоящий момент. Сегодня имеется много различных школ, в которых учат, как красиво писать стихи. Да, поэтика осваивается: и рифмы хороши, и ритмика прекрасная, но это только упаковка того глубинного смысла, который ты хочешь донести до своего читателя – не более! Поэтому, кроме умения писать, надо овладеть способностью определить интересную и актуальную тематику и попытаться раскрыть ее глубину. Ведь для чего мы читаем, в том числе стихи? Для того, чтобы почерпнуть что-то новенькое, интересное и тем обогатить себя. А если я читаю то, что мне хорошо известно, хоть и написано прекрасно, что оно мне даст? Да ничего! Поэтому, начав читать, я вряд ли дойду до конца.

И второй момент. Как говорят, все познается в сравнении. Подумай, а с кем ты будешь сравнивать свои стихи. После этого многократно прикладывай то, что пишешь, к этому эталону во всем: и в новизне мысли стиха, актуальности, глубине раскрытия этой мысли, а также красоте ее поэтического воплощения. После этого решай: публиковать или нет. Твои любимые поэты – это твои лучшие друзья, которые помогут ответить на многие вопросы и снять твои сомненья.

Беседовала Вероника Лапина

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика