Творческая натура человека может проявляться в разных сферах, в том числе в разные периоды жизни. Например, поэт Юрий Шестопал, получивший техническое образование, много лет занимался компьютерным проектированием, разработкой программ для ЭВМ и сложных компьютерных систем. Однако, будучи «физиком», он оставался «лириком» и, когда пришло время, проявил себя в литературе. Рассказ поэта и ученого о себе и своем творчестве, возможно, поможет читателям лучше понять его стихи.
-Вы поэт, но также и ученый. Расскажите, пожалуйста, о своей научной деятельности.
-Первый период моей научной деятельности связан с компьютерными системами автоматизированного проектирования технологии изготовления продукции в машино- и приборостроении. Я занимался математической постановкой решаемых задач проектирования и разработкой алгоритмов их решения. Вслед за мной работала группа программистов ЭВМ, которые разрабатывали соответствующие программы и формировали то, что называется системой автоматизированного проектирования.
Наиболее интересным было направление создания компьютерных систем с элементами искусственного интеллекта. Для этого надо было разрабатывать математические модели каждой из процедур, чтобы исключить участие человека. В этом случае минимизируется участие проектировщика, он принимает участие только в решении принципиальных ключевых вопросов. Было создано несколько таких систем под конкретные предприятия, где они показали свою работоспособность.
В этом направлении было издано 3 монографии, которые были известны и у нас, и за рубежом. В частности, этими работами заинтересовались ВВС США, предлагая совместную работу, но наступил период перестройки, и связи оборвались. В 80-е годы я был председателем оргкомитета Всесоюзной научно-практической конференции, на которой обсуждались проблемы компьютерного проектирования.
Второй период научной деятельности связан с исследованием проблем качества и конкурентоспособности продукции. По этому направлению опубликованы многие книги и учебники для вузов, а также многочисленные статьи.
-Ваш путь в литературе состоял, так сказать, из нескольких этапов. Можете ли Вы осветить их подробнее?
-Первый этап связан с тем, что мать работала в библиотеке и мне в детстве был обеспечен беспрепятственный доступ к книжным полкам. Там я познал все прелести литературы, когда мог рыться в том, что меня привлекало. Вот именно здесь зародилась любовь к книгам. До 7-го класса я был старостой литературного кружка и тогда же начал писать первые стихи. Затем пошли трудные годы учебы в техникуме, работа на заводе, учеба в институте, аспирантура.
Второй период связан с моей женой, преподавателем иностранной кафедры вуза, где мы работали. Надо было готовить сольники, и здесь вспомнили обо мне. Пришлось писать.
Третий период связан с тем, что я освободился от многих административных обязанностей декана, проректора, стал профессором. Освободилось время, и меня потянуло в прошлое, в поэзию. В этот период последних одиннадцати лет было написано 8 книг стихов.
-Вы поэт, пишете стихи, а стихи каких авторов любите читать? Кто Ваши любимые поэты и авторы в целом? Следите ли Вы за современной литературой?
-Моими любимыми поэтами являются А. Пушкин, М. Лермонтов, А. Блок, А. Ахматова, Б. Пастернак. Люблю и других.
За современными писателями и поэтами в основном слежу по Интернету. Нравится Быков своей яркой критической направленностью. Из современных поэтов выделить яркие личности затрудняюсь: пишут вроде неплохо, но не хватает за душу. У поэтов не хватает глубины раскрытия того, что они пытаются донести до читателя.
-Насколько активно Вы печатаетесь, участвуете в конкурсах и других мероприятиях? Публикуетесь ли в Интернете, вообще часто ли взаимодействуете с мировой паутиной?
-На настоящий момент у меня опубликовано 7 книг стихов, восьмая книга издается на английском языке и выйдет в конце 2019 года. Имеется 33 публикации в различных журналах и альманахах, в основном в Москве.
Я являюсь номинантом 8 премий «Поэт года», номинантом двух премий «Наследие», премии С. Есенина, номинантом Лондонской премии, вице- лауреатом (2 место) «Российской литературной премии – 2018» в номинации «лирическая поэзия». Награжден медалью «За заслуги в области культуры и искусства».
Как разработчик компьютерных систем, я, естественно, свой человек в Интернете. Активно работаю в сетях, в том числе и на сайте стихов.
-Вы пишете разную лирику – гражданскую, любовную, философскую, юмористическую. Какая Вам дается легче, какая труднее?
-Конечно, легче всего дается любовная и природная лирика. Здесь, как и в футболе, мы все асы. Но в этом случае тоже возникают сложности, связанные с тем, чтобы не погрязнуть в чистом описательстве, просто описывая события или картины природы, не пытаясь вскрыть какую-либо глубинную их сторону. Ведь вся красота стиха заключается в том, чтобы увидеть что-то необычное в обычном, повседневном, чтобы найти новизну, красоту и неординарность в описываемом, что заставит читателя внимательно вглядеться в читаемые строки и задуматься об их глубинной сущности.
Философская и гражданская лирика даются несложно, потому, что за спиной большой жизненный опыт и громадный научный задел аналитика, который может осмыслить происходящее и определить его причины и следствия. Что касается юмористической поэзии, то это чисто душевное искусство. Оно дано человеку, или его нет. Способность увидеть и оценить смешные стороны иногда несмешных ситуаций позволяет создавать хорошие стихи.
-Как Вы пишете и работаете над текстами в целом? Что служит для Вас источником вдохновения, как Вы повышаете свою творческую работоспособность?
-Хотелось бы начать со второго вопроса. Что является источником создания стихотворения? Чаще всего это какая-то новая необычная мысль, которая заставляет глубоко задуматься, которая иногда потрясает своей необычностью. В этом случае начинается мыслительный процесс, который заканчивается тем, что строки сами выскакивают на бумагу. А мысли, связанные со стихом, это в целом социум, общество со всеми его достоинствами, недостатками, смешными сторонами. И здесь хочется показать, а что ты думаешь об этом, как ты к этому относишься, чтобы читателю была ясна позиция поэта, может быть верная, по мнению читателя, а может быть, и нет.
Когда мысль стихотворения сформировалась, начинается поиск ответов на вопросы: а что ты хочешь донести до читателя, насколько это важно и актуально, насколько это интересно и читабельно? Важнейшим является глубина погружения в то, о чем ты будешь писать. После этого задумываешься о том, как эти благие мысли и задумки превратить в стих: какова его форма, каким по объему оно должно быть.
Вдохновение приходит тогда, когда рождается необычная мысль, которая тебя зацепила и уже не отпускает. Вот уже здесь, хочешь или не хочешь, а приходится писать. Повышает творческую работоспособность чтение других авторов, особенно любимых, которые заставляют тебя задуматься: а ты сможешь так, как я? И ты делаешь попытки дотянуться до них, многократно сопоставляя свои тексты с текстами твоих кумиров.
-О творческой работе Вы рассказали. А как Вы отдыхаете? И кстати, поэзия для Вас больше труд или отдых, хобби или работа?
-Я сейчас пенсионер, люблю отдыхать на природе, люблю купаться, легкие прогулки. С тоской вспоминаю, как альпинистом лазил по горам и это было, как говорит молодежь, «круто».
Стихи для меня – это не труд, а хобби, когда я отдыхаю душой и сердцем. Когда приходит желание писать, то словно погружаешься в другой мир, абстрагируясь от происходящего, чувствую себя комфортно и нужным.
-Вы порой обращаетесь к твердым формам – сонетам, рубаи. Чем они Вас привлекают? Есть ли желание испытать себя в других формах подобного рода?
-Почему я начал писать твердые формы? Когда на третьем этапе творчества захотелось серьезно писать, встал вопрос: а что тебе по зубам? Обычные стихи – на сольниках ты их уже писал. А на более серьезные вещи ты способен? И здесь я решил взять быка за рога. Получатся твердые формы – есть смысл лезть в серьезную поэтику, не получится – будешь наслаждаться чтением стихов своих любимых поэтов. Попробовал, обожая Шекспира. Вроде получается. Многократно прикладываю себя, свои строки к нему. Решил, что можно пробовать дальше. А дальше – венки сонетов. Вот здесь мне пришлось много поработать – я не знаю более сложной стихотворной формы, чем венки сонетов. Написал три венка сонетов, друзья одобрили. Хочется сказать добрые слова своим друзьям – поэтам, которые критично оценили меня и поддержали. Это доктор филологических наук профессор Г. Е. Горланов и В. Д. Агапов. В минуты сомнений, когда хотелось все оставить, они мне сказали: «Надо, Юра, надо!» Вот их, моих лучших консультантов я считал и считаю своими лучшими друзьями. К сожалению, В. Агапова уж нет.
А рубаи? Омара Хайяма я почитал с детства. Ну и решил, видя нашу не всегда привлекательную действительность, попробовать. Вот уж здесь, опираясь на свой богатый жизненный опыт, я распустился. Конечно, я не Омар Хайям, но вроде получилось. Закончил свои поэтические изыскания двумя поэмами, в которых переплелись современная действительность, альпинизм, бизнес и др. После глубокого критического анализа этих форм со стороны меня и моих друзей – поэтов, решил, что можно писать дальше.
-Нет ли у Вас планов попробовать себя в других родах литературы, не только поэзии, но и прозе или драматургии?
-Своим детям, в прошлом, когда они были маленькими, я рассказывал много сказок, постепенно подводя их к чтению книг. До си пор дочка сетует мне: что же ты, папа, не хочешь писать сказки? Ведь так много своих сказок ты рассказывал нам в детстве. Но в моей бурной педагогической и научной деятельности было не до них. А сейчас – уже поздно: паровоз ушел. То же относится и к драматургии.
-Что бы Вы с высоты своего опыта порекомендовали молодым писателям и особенно поэтам?
-Кратко: пиши о том, что хорошо знаешь и что интересно твоим читателям в настоящий момент. Сегодня имеется много различных школ, в которых учат, как красиво писать стихи. Да, поэтика осваивается: и рифмы хороши, и ритмика прекрасная, но это только упаковка того глубинного смысла, который ты хочешь донести до своего читателя – не более! Поэтому, кроме умения писать, надо овладеть способностью определить интересную и актуальную тематику и попытаться раскрыть ее глубину. Ведь для чего мы читаем, в том числе стихи? Для того, чтобы почерпнуть что-то новенькое, интересное и тем обогатить себя. А если я читаю то, что мне хорошо известно, хоть и написано прекрасно, что оно мне даст? Да ничего! Поэтому, начав читать, я вряд ли дойду до конца.
И второй момент. Как говорят, все познается в сравнении. Подумай, а с кем ты будешь сравнивать свои стихи. После этого многократно прикладывай то, что пишешь, к этому эталону во всем: и в новизне мысли стиха, актуальности, глубине раскрытия этой мысли, а также красоте ее поэтического воплощения. После этого решай: публиковать или нет. Твои любимые поэты – это твои лучшие друзья, которые помогут ответить на многие вопросы и снять твои сомненья.
Беседовала Вероника Лапина
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.