Книга Татьяны Трубниковой «Танец и Слово» - история двух гениев, Сергея Есенина и Айседоры Дункан, которая в романе символично названа Изидой. «Богиня, рожденная из пены. Она – дочь ветра и волн, легкокрылого полета птицы и пчелы», - вот какова Изида, бунтарски смелая, мучительно восприимчивая, яркая и живая натура.
Есенин отчасти похож на нее – он творит прекрасное и выражает себя при помощи слова, как Изида при помощи танца. Но он не божество, а, как сам определяет, «божья дудка», а также «ангел» и «черт». Если Исида в танце и жизни «революционерка», то Есенин, несмотря на свою неукротимость, бьющее через край «половодье чувств», гораздо теплее относится к прошлому, тем более теснимому настоящим, особенно к традиции искусства. Исида с негодованием отвергает балет, который сковывает живую пластику тела, хотя взращена им. Есенин ни за что бы не «бросил Пушкина с парохода», и не случайно автор подчеркивает их явное сродство – когда памятник Пушкину в свете луны кажется белокурым, как Есенин, когда молодой поэт заполучает перстень с сердоликом, который будто бы носил сам Пушкин – и даже неважно, правда это или хорошо придумано. Ведь Сергей умеет мечтать. Так же, как Исида.
Судьбы двух похожих и одновременно совсем разных людей сплетаются прочно, но трудно. Исиде нелегко привыкать к новой жизни, Есенин не может притушить свой горячий, не всегда добрый характер. Татьяна Трубникова не приукрашивает своих героев, хотя и не осуждает впрямую, скорее им сочувствует. Судьба гениев всегда тяжела, участь богов и ангелов в мире, где «отменена» религия, страшна.
Роман полон предчувствий, намеков на страшное будущее героев. Шарф Исиды становится повторяющимся символом, и чем дальше, тем яснее, что от него нет спасенья. Еще страшнее звучит предсказание судьбы поэта: ему предлагают щедрый подарок – вписать в расстрельный лист любого врага. Он начинает шутливо: «Давно его пора… Пиши: имя – Сергей Александрович, фамилия…» В конце романа эта шутка аукнется поэту. Из «врага самому себе» он станет постепенно врагом властей. Ангел провалится в ад, к бесам, суть которых он давно разгадал, только ничего не мог сделать.
Но бесам не удержать его в своей бездне. В предсмертных видениях перед Есениным предстают то бронзовый ангел с Исаакия, то окрыленная Исида, которая обещает непременно примчаться к нему «на гоночном авто». И в финале его окружает «сияние. От ликов тех, кто держал его за руки».
Любовь не умирает. Гении не гибнут. А Господь не дает сломать Свою заветную дудку.
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.