Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Татьяна Павлоцкая

Поэзия – не только возможность общаться с читателями на особом, новом уровне, но и способ постижения, изучения, анализа мира и человека. Психология и психоанализ тоже позволяют познавать окружающий мир, себя и других. Неудивительно, что эти две, казалось бы, очень разные сферы способен сочетать в себе один человек.

Татьяна Павлоцкая, поэт и психолог, рассказывает о своих литературных и научных трудах, исследует себя и свое творчество.

Вы психолог по образованию и профессии. Помогает ли поэзия работе и наоборот?

Я бы здесь внесла некоторые уточнения. Я психоаналитик. Я занимаюсь психоанализом. В нашей стране официально такого понятия, как психоаналитик, не существует, в связи с чем я и мои коллеги официально либо врачи, либо психологи. Отвечая на ваш вопрос, хотелось бы сказать пару слов о психоанализе. Психоанализ изучает бессознательные процессы в психике человека. Психоанализ позволяет в первую очередь понять себя, разобраться со своими внутренними конфликтами, противоречиями, тревогами и т. д. и, конечно же, лучше понимать других людей, их мотивы и поступки. Это сильно облегчает жизнь и для меня, как для человека творческого, создаёт большое поле для ассоциаций. Поэзия для меня – это способ поделиться с людьми своим восприятием мира, озарениями, мыслями и чувствами, здесь, как и у всех, ничего нового. Но, так как я профессионально занимаюсь психоанализом (в настоящее время я учусь во Франции в Париже, и мне даже пришлось в зрелом возрасте выучить французский язык), со мной произошла профессиональная деформация. Я смотрю на жизнь немного под другим углом, и это отражается в моих стихах. Можно сказать, моя профдеформация помогает мне глубже погрузиться в душевную жизнь. Что касается того, помогает ли поэзия в работе, то бесспорно да. Я думаю, что каждый психоаналитик в душе поэт.

Расскажите о Ваших первых литературных опытах? Когда Вы начали серьезно заниматься поэзией?

Я всегда была и остаюсь творческим человеком. В детстве я играла на гитаре, пела и, конечно же, как и положено всем подросткам, много фантазировала и писала стихи. Но потом началась взрослая жизнь, и приходилось заниматься другими делами. Время шло, годы летели, и однажды вечером, сидя дома на диване, я написала саркастическое стихотворение на злобу дня. Это было три года назад. Оно получилось, на мой взгляд, смешным и отражающим нашу действительность. Потом я написала ещё и ещё, а затем я решила поделиться своими стихами на Фейсбуке и опубликовала несколько. Никаких бурных аплодисментов и оваций в адрес моего творчества не последовало, но одна моя уважаемая коллега Лариса Лютикова в комментариях написала мне, что у меня хорошие стихи. Для меня это было очень неожиданно и очень серьёзно, так как Лариса Михайловна по образованию филолог. У меня нет литературного образования, и я пишу так, как пишется, и мнение профессионала было и есть для меня очень важно. Я всегда прислушиваюсь к конструктивным замечаниям и профессиональной критике. Вот с этого момента я и продолжила писать. Писать я люблю, пишу много, не только стихи. Моя профессия включает большой элемент писательства. Это истории моих пациентов и статьи, которые я также публикую в социальных сетях.

Вы разрабатываете жанр так называемой видеопоэзии. Расскажите, пожалуйста, об этом подробно.

Да, видеопоэзия – это отдельная тема. Меня всегда тянуло в мир музыки, искусства, театра и кино. Моя поэзия оживает в наших небольших видеозарисовках, над которыми мы совместно работаем с моим замечательным коллегой по цеху Егором Марченко. Егор увлекается съёмками. По образованию Егор военный переводчик. Сейчас учится на художника по визуальным эффектам в кино. Мои стихи оживают благодаря фантазии и мастерству Егора. Это мой театр и моё маленькое кино. Мы работаем не только с моим творчеством. Весной 2019 года мы сделали работу на стихи моего любимого современного поэта Бориса Рыжего. Егор умеет поймать моё настроение. Всё идеи и воплощения резонируют с моим внутренним состоянием. Однажды мы снимали в жуткий снегопад на Введенском кладбище. У меня есть стихотворение в память о людях, которые погибли не своей смертью. Егор сделал невероятно трогательную работу, и после полного монтажа я даже боялась делать озвучку, ведь я должна была прочитать стихотворение так, чтобы не испортить всё то, что создал Егор. Я несколько раз перезаписывала, но в конечном итоге, думаю, у меня получилось.

Также у меня есть две работы, которые были сделаны в Санкт-Петербурге. Однажды в начале сентября 2018 года я проснулась — и ни с того ни с сего мне стукнуло в голову срочно ехать в Санкт-Петербург снимать видеозарисовку на стихотворение Бориса Рыжего. К тому моменту у меня уже была сделана одна работа в Санкт-Петербурге с талантливым Дмитрием Тихомировым. Я написала Диме, что хочу приехать и что мы будем снимать. На следующий день я прилетела, и мы отправились воплощать мою задумку на крышу расселённого дома. Было немного страшно, потому что крыша оказалась очень покатой. Но я хочу сказать о другом. Дима стал расспрашивать меня о Борисе Рыжем, так как до этого момента о нём ничего не знал. Потом Дима нашёл информацию в интернете, и выяснилось, что именно в этот день, восьмого сентября у Бориса Рыжего был день рождения. Вернувшись в Москву, я посмотрела несколько передач о поэте, в одной из которых было упоминание о том, что Борис очень любил гулять по питерским крышам. Как это объяснить? Позже один мой знакомый объяснил это моими кармическими связями с Борисом Рыжим.

Вы опубликовали поэтический сборник «А на небе жужжит пчела...». Расскажите о нем в общих чертах. И дополнительный вопрос. Сборник назван по одному из включенных в него стихотворений. Почему Вы выделили именно его, а не какое-то другое?

Через какое-то время, после публикации моих стихотворений в сети у меня появились читатели. Сначала их было немного, но потом их становилось всё больше и больше. Люди меня поддерживали, писали о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях, за что я им очень благодарна. Это было неожиданно и придавало сил. Потом мои читатели стали интересоваться, где можно купить мою книгу. А книги-то, собственно, никакой и не было. Вот я и задумалась о том, что, наверное, неплохо было бы поработать в этом направлении.

Сборник «А на небе жужжит пчела…» – это первая проба пера не в сети, а на бумаге, в него вошли восемьдесят стихотворений избранной лирики. Книга вышла очень маленьким тиражом и переиздаваться не будет. Лично для меня этот сборник стал отправной точкой, а дальше, как говорится, поживём – увидим. Как я уже говорила ранее, я ретроград. Я очень старомодная. Люблю читать печатные книги. Книга – это собеседник. Когда берёшь в руки книгу, с ней сразу возникает взаимодействие. С электронной книгой, наверное, тоже возникает взаимодействие, но для меня оно очень обезличенное. Конечно, мне приходится читать много литературы в электронном формате, но даже профессиональную литературу я всегда предпочитаю приобрести в книжном варианте если таковые имеются. Из-за этого дома у меня невероятное количество книг, и мне это очень нравится.

А на небе жужжит пчела,

И закончился нынче дождь…

Я по тихой тропинке брела,

Не жалея своих подошв…

Я думаю, что это четверостишие можно адресовать всем женщинам (да и мужчинам тоже) моего и предыдущих поколений. Для меня лично оно объединяет всех нас, и я думаю, что эти четыре строчки откликаются у каждого человека в его личной истории и в сердце. Наша жизнь никогда не была сладкой, а скорее наоборот, и я очень надеюсь на то, что с появлением пчелы приходит весна в каждую душу, в каждое сердце и в каждый дом, и моя книга как раз об этом.

Чем Вы еще увлекаетесь и занимаетесь наряду с поэтическим творчеством?

Я очень активный человек. Моя голова постоянно полна всяких идей, для которых не всегда находится время. Я много путешествую. Посещаю музеи и интересные места. На своё 45-летие я побывала на могиле Александра Сергеевича Пушкина и поклонилась великому русскому поэту! Сейчас изучаю историю своего рода. Любимое занятие – сидеть в архиве и искать своих предков в метрических книгах. Вы не представляете себе, как это интересно! Я раскопала свою родословную на триста лет назад! Очень волнительно, например, пересмотреть несколько томов записей о гражданских актах и найти нужную о бракосочетании своих прабабушки и прадедушки!

Очень люблю пешие прогулки, плаваю в бассейне, занимаюсь йогой и много читаю. Очень много. Без чтения жизнь себе не представляю. Очень люблю учиться. Учусь постоянно.

Этот и предыдущий годы знаменательны для Вас как для автора. Вы издали книгу, с которой участвовали в Московской международной книжной выставке-ярмарке, а также получили важные литературные награды. Расскажите, пожалуйста, как Вы воспринимали происходящие события, что Вам особенно запомнилось.

Участвовать в Московской международной книжной выставке-ярмарке для меня было большой честью. Если бы мне три года назад сказали, что я стану членом Союза писателей и моя книга примет участие в книжной выставке-ярмарке, я бы сказала, что такого быть не может. Но судьба распорядилась иначе. Было очень волнительно увидеть свою книгу на стенде Интернационального Союза писателей в рамках празднования его 65-летия. Что касается литературных наград, то это очень приятно и очень ответственно – быть отмеченным высоким жюри, тем более для меня, человека, не имеющего литературного образования и пишущего по наитию. К мнению профессионалов я всегда прислушиваюсь, потому что оно всегда помогает увидеть свои слабые и сильные стороны. Я не боюсь конструктивной критики и замечаний и всегда стараюсь участвовать в различных литературных конкурсах.

Также в рамках 65-летия Интернационального Союза писателей я приняла участие в праздновании Нового года, которое состоялось в Центральном Доме литераторов. Очень запомнилось это мероприятие своими теплотой и вниманием к нам, начинающим (и не только) писателям. Было высказано много приятных пожеланий и слов поддержки, это очень важно. Общение с единомышленниками всегда даёт силы, новые идеи и вдохновение! Я получила диплом делегата Московской книжной ярмарки, это было очень неожиданно и невероятно приятно! Было по-домашнему уютно, и на неофициальной части мне удалось познакомиться и пообщаться с интересными людьми. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить руководство Союза за внимание и организацию праздника.

К каким темам Вы чаще всего обращаетесь в своей поэзии?

Природа, любовь, боль, душа, жизнь и, наверное, немного мудрости, которую я сформировала из своего жизненного опыта. Юмор, сатира и сарказм на злобу дня я очень люблю, по своей природе я очень наблюдательный, позитивный и не лишённый чувства юмора человек. Мы все люди, и у нас у всех есть деструктивные импульсы, и для меня сарказм – это замечательная форма для их выражения.

Есть ли у Вас поэтический учитель, кто-то, чье мнение важно для Вас?

Да, есть, и я этому очень рада. Это Александр Иванович Ушаков – заслуженный артист РСФСР. В 1966 Александр Иванович окончил актёрский факультет ГИТИСа и в 70-е и 80-е годы играл на сцене Московского ТЮЗа. Александр Иванович – мой незаменимый педагог и проводник в мир искусства, театра, художественного слова и литературы. Об этом человеке можно говорить до бесконечности, но я не буду злоупотреблять нашим с вами временем, скажу только, что это в первую очередь замечательный человек. О профессионализме Александра Ивановича можно написать целую книгу. Это человек необычайной глубины и таланта. Без Александра Ивановича ничего бы не было. Так получилось, что в нашем Институте психологии и психоанализа на Чистых прудах, где я преподаю, открыли дистанционное обучение. Многие лекции снимали на камеру, чтобы у студентов была возможность прослушать материал в удобное для них время. После просмотра очередной лекции с моим участием я пришла, мягко сказать, в ужас. Слушать мою речь для студентов уже было большой психологической травмой. Вот тут-то я и подумала, что мне нужно заняться словом. Одно дело, когда лекция проходит, как говорится, за закрытыми дверьми, другое дело – под запись. Я начала поиск педагога. Это оказалось очень трудной задачей, потому что ориентироваться в бесконечном потоке различных школ, обещающих научить меня красиво говорить, было невероятно сложно. Я ретроград и всегда черпаю информацию из первоисточников. Мой поиск затянулся на год. И вот удача мне улыбнулась. В сети я случайно наткнулась на Александра Ивановича. Я немедля позвонила по указанному номеру, и, когда услышала на том конце провода невероятный голос, я поняла, что мои поиски закончились. Вот так началась наша работа со словом, которая вылилась в моё уже профессиональное путешествие в мир искусства и литературы.

Насколько активно Вы участвуете в современной литературной жизни? Общаетесь ли с коллегами и товарищами по творческим союзам, следите ли за современной литературой?

Не могу сказать, что очень активно. Но участвую по мере своих возможностей. Недавно, в декабре прошлого года, я принимала участие в круглом столе, который проводил Александр Николаевич Гриценко. С большим удовольствием послушала Александра Николаевича, было очень содержательно, профессионально и по делу. Я за такие мероприятия, ведь никакие выступления не могут заменить живой дискуссии. На мой взгляд, очень важно общаться со своими единомышленниками, потому что в коллективном творчестве всегда рождается очень много разных интересных идей и инсайтов. На этом мероприятии я познакомилась со своими коллегами-писателями, и теперь мы общаемся. Это прекрасно!

За современной литературой специально не слежу, но выборочно читаю. В настоящее время изучаю замечательную художественную книгу российской актрисы, театроведа, писательницы-мемуариста Тамары Владиславовны Петкевич «Жизнь – сапожок непарный». В этой книге Тамара Владиславовна рассказывает о своей непростой жизни.

Как Вы работаете над своими стихами? Есть ли у Вас свои поэтические секреты, которые помогают творить?

Как правило, я пишу сразу. Очень редко что-то исправляю, хотя, наверное, это неправильно. Но, как есть. Поэзия «крутится» в моей голове. Я по природе человек очень проницательный. Многое тонко чувствую, понимаю и просто знаю. Это очень помогает мне в моей работе, но в то же время часто осложняет мне жизнь, потому что лучше иногда чего-то не понимать, не видеть и не знать. Если позволите, то приведу здесь одно из стихотворений на эту тему:

А лучше иногда... не понимать,
Ни прямо и ни с полуслова.
Не думать, не гадать и не вникать,
А просто быть немного бестолковой...
*
А лучше иногда и не читать,
Забыть дорогу в поиске смиренном.
По закоулкам лабиринта не бежать,
Играя в салочки с конфликтом патогенным...
*
А лучше иногда побыть в бреду,
Чтоб отключить источник восприятия.
Позволить слепоту и глухоту,
Чтобы не пить потом противоядия...
*
А лучше иногда, закрыв глаза...
Представить себе глупое желание.
Жизнь штука сложная, но ГОРЕ от ума!
Оставил Грибоедов в назидание!

Но, это я, конечно же, шучу. Всегда лучше знать настоящее положение дел. Поэтических секретов никаких нет. Как-то само собой получается. У меня есть стихотворение, которое полностью приснилось мне в самолёте по пути в Санкт-Петербург. Я ненадолго уснула и по пробуждению сразу его записала. Думаю, что у меня хорошо получается «подключаться» к коллективному бессознательному, о котором писал Карл Густав Юнг. Иначе объяснить это не могу. Иногда ночью я просыпаюсь, потому что слова крутятся в моей голове и заставляют меня проснуться. Я быстро в полубессознательном состоянии их записываю – и вуаля, утром заканчиваю стихотворение. Пишу я очень быстро. Иногда строчки приходят в течении дня сами собой, главное – их вовремя записать. Я при всей своей общительности интроверт, люблю быть одна, люблю созерцать и наблюдать, и все это становится частью меня, а потом выражается в словах. Можно услышать обрывок какой-то фразы, увидеть красивый старинный дом, почувствовать запах леса, и это будет будоражить меня, и из этого будут рождаться мои взаимоотношения с этим миром. Я очень много читаю и много знаю стихотворений великих поэтов наизусть, думаю, что это сильно влияет на моё творчество. Это моё богатство.

Нет ли у Вас желания обратиться к художественной или документальной прозе? Каковы Ваши творческие планы в целом?

Да, есть. К художественной и, наверное, документальной прозе тоже. Можно сказать, к художественно-документальной. В планах есть написать большой роман. Сейчас я собираю информацию, занимаюсь подготовкой материалов. Эту идею вынашиваю уже давно. В настоящее время я пишу также и прозу, но пока её нигде не публикую (за исключением психологических статей, это тоже своеобразная проза жизни), так как к моей художественной прозе есть масса вопросов.

В 2020 году планирую выпустить ещё один поэтический сборник, в который войдут лирические, философские и саркастические стихотворения.

Беседу вела Вероника Лапина

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика