Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите рассказать о себе нашим читателям? Пишите на почту: main@sub-cult.ru
Татьяна Павлоцкая

Поэзия – не только возможность общаться с читателями на особом, новом уровне, но и способ постижения, изучения, анализа мира и человека. Психология и психоанализ тоже позволяют познавать окружающий мир, себя и других. Неудивительно, что эти две, казалось бы, очень разные сферы способен сочетать в себе один человек.

Татьяна Павлоцкая, поэт и психолог, рассказывает о своих литературных и научных трудах, исследует себя и свое творчество.

Вы психолог по образованию и профессии. Помогает ли поэзия работе и наоборот?

Я бы здесь внесла некоторые уточнения. Я психоаналитик. Я занимаюсь психоанализом. В нашей стране официально такого понятия, как психоаналитик, не существует, в связи с чем я и мои коллеги официально либо врачи, либо психологи. Отвечая на ваш вопрос, хотелось бы сказать пару слов о психоанализе. Психоанализ изучает бессознательные процессы в психике человека. Психоанализ позволяет в первую очередь понять себя, разобраться со своими внутренними конфликтами, противоречиями, тревогами и т. д. и, конечно же, лучше понимать других людей, их мотивы и поступки. Это сильно облегчает жизнь и для меня, как для человека творческого, создаёт большое поле для ассоциаций. Поэзия для меня – это способ поделиться с людьми своим восприятием мира, озарениями, мыслями и чувствами, здесь, как и у всех, ничего нового. Но, так как я профессионально занимаюсь психоанализом (в настоящее время я учусь во Франции в Париже, и мне даже пришлось в зрелом возрасте выучить французский язык), со мной произошла профессиональная деформация. Я смотрю на жизнь немного под другим углом, и это отражается в моих стихах. Можно сказать, моя профдеформация помогает мне глубже погрузиться в душевную жизнь. Что касается того, помогает ли поэзия в работе, то бесспорно да. Я думаю, что каждый психоаналитик в душе поэт.

Расскажите о Ваших первых литературных опытах? Когда Вы начали серьезно заниматься поэзией?

Я всегда была и остаюсь творческим человеком. В детстве я играла на гитаре, пела и, конечно же, как и положено всем подросткам, много фантазировала и писала стихи. Но потом началась взрослая жизнь, и приходилось заниматься другими делами. Время шло, годы летели, и однажды вечером, сидя дома на диване, я написала саркастическое стихотворение на злобу дня. Это было три года назад. Оно получилось, на мой взгляд, смешным и отражающим нашу действительность. Потом я написала ещё и ещё, а затем я решила поделиться своими стихами на Фейсбуке и опубликовала несколько. Никаких бурных аплодисментов и оваций в адрес моего творчества не последовало, но одна моя уважаемая коллега Лариса Лютикова в комментариях написала мне, что у меня хорошие стихи. Для меня это было очень неожиданно и очень серьёзно, так как Лариса Михайловна по образованию филолог. У меня нет литературного образования, и я пишу так, как пишется, и мнение профессионала было и есть для меня очень важно. Я всегда прислушиваюсь к конструктивным замечаниям и профессиональной критике. Вот с этого момента я и продолжила писать. Писать я люблю, пишу много, не только стихи. Моя профессия включает большой элемент писательства. Это истории моих пациентов и статьи, которые я также публикую в социальных сетях.

Вы разрабатываете жанр так называемой видеопоэзии. Расскажите, пожалуйста, об этом подробно.

Да, видеопоэзия – это отдельная тема. Меня всегда тянуло в мир музыки, искусства, театра и кино. Моя поэзия оживает в наших небольших видеозарисовках, над которыми мы совместно работаем с моим замечательным коллегой по цеху Егором Марченко. Егор увлекается съёмками. По образованию Егор военный переводчик. Сейчас учится на художника по визуальным эффектам в кино. Мои стихи оживают благодаря фантазии и мастерству Егора. Это мой театр и моё маленькое кино. Мы работаем не только с моим творчеством. Весной 2019 года мы сделали работу на стихи моего любимого современного поэта Бориса Рыжего. Егор умеет поймать моё настроение. Всё идеи и воплощения резонируют с моим внутренним состоянием. Однажды мы снимали в жуткий снегопад на Введенском кладбище. У меня есть стихотворение в память о людях, которые погибли не своей смертью. Егор сделал невероятно трогательную работу, и после полного монтажа я даже боялась делать озвучку, ведь я должна была прочитать стихотворение так, чтобы не испортить всё то, что создал Егор. Я несколько раз перезаписывала, но в конечном итоге, думаю, у меня получилось.

Также у меня есть две работы, которые были сделаны в Санкт-Петербурге. Однажды в начале сентября 2018 года я проснулась — и ни с того ни с сего мне стукнуло в голову срочно ехать в Санкт-Петербург снимать видеозарисовку на стихотворение Бориса Рыжего. К тому моменту у меня уже была сделана одна работа в Санкт-Петербурге с талантливым Дмитрием Тихомировым. Я написала Диме, что хочу приехать и что мы будем снимать. На следующий день я прилетела, и мы отправились воплощать мою задумку на крышу расселённого дома. Было немного страшно, потому что крыша оказалась очень покатой. Но я хочу сказать о другом. Дима стал расспрашивать меня о Борисе Рыжем, так как до этого момента о нём ничего не знал. Потом Дима нашёл информацию в интернете, и выяснилось, что именно в этот день, восьмого сентября у Бориса Рыжего был день рождения. Вернувшись в Москву, я посмотрела несколько передач о поэте, в одной из которых было упоминание о том, что Борис очень любил гулять по питерским крышам. Как это объяснить? Позже один мой знакомый объяснил это моими кармическими связями с Борисом Рыжим.

Вы опубликовали поэтический сборник «А на небе жужжит пчела...». Расскажите о нем в общих чертах. И дополнительный вопрос. Сборник назван по одному из включенных в него стихотворений. Почему Вы выделили именно его, а не какое-то другое?

Через какое-то время, после публикации моих стихотворений в сети у меня появились читатели. Сначала их было немного, но потом их становилось всё больше и больше. Люди меня поддерживали, писали о своих чувствах, переживаниях и впечатлениях, за что я им очень благодарна. Это было неожиданно и придавало сил. Потом мои читатели стали интересоваться, где можно купить мою книгу. А книги-то, собственно, никакой и не было. Вот я и задумалась о том, что, наверное, неплохо было бы поработать в этом направлении.

Сборник «А на небе жужжит пчела…» – это первая проба пера не в сети, а на бумаге, в него вошли восемьдесят стихотворений избранной лирики. Книга вышла очень маленьким тиражом и переиздаваться не будет. Лично для меня этот сборник стал отправной точкой, а дальше, как говорится, поживём – увидим. Как я уже говорила ранее, я ретроград. Я очень старомодная. Люблю читать печатные книги. Книга – это собеседник. Когда берёшь в руки книгу, с ней сразу возникает взаимодействие. С электронной книгой, наверное, тоже возникает взаимодействие, но для меня оно очень обезличенное. Конечно, мне приходится читать много литературы в электронном формате, но даже профессиональную литературу я всегда предпочитаю приобрести в книжном варианте если таковые имеются. Из-за этого дома у меня невероятное количество книг, и мне это очень нравится.

А на небе жужжит пчела,

И закончился нынче дождь…

Я по тихой тропинке брела,

Не жалея своих подошв…

Я думаю, что это четверостишие можно адресовать всем женщинам (да и мужчинам тоже) моего и предыдущих поколений. Для меня лично оно объединяет всех нас, и я думаю, что эти четыре строчки откликаются у каждого человека в его личной истории и в сердце. Наша жизнь никогда не была сладкой, а скорее наоборот, и я очень надеюсь на то, что с появлением пчелы приходит весна в каждую душу, в каждое сердце и в каждый дом, и моя книга как раз об этом.

Чем Вы еще увлекаетесь и занимаетесь наряду с поэтическим творчеством?

Я очень активный человек. Моя голова постоянно полна всяких идей, для которых не всегда находится время. Я много путешествую. Посещаю музеи и интересные места. На своё 45-летие я побывала на могиле Александра Сергеевича Пушкина и поклонилась великому русскому поэту! Сейчас изучаю историю своего рода. Любимое занятие – сидеть в архиве и искать своих предков в метрических книгах. Вы не представляете себе, как это интересно! Я раскопала свою родословную на триста лет назад! Очень волнительно, например, пересмотреть несколько томов записей о гражданских актах и найти нужную о бракосочетании своих прабабушки и прадедушки!

Очень люблю пешие прогулки, плаваю в бассейне, занимаюсь йогой и много читаю. Очень много. Без чтения жизнь себе не представляю. Очень люблю учиться. Учусь постоянно.

Этот и предыдущий годы знаменательны для Вас как для автора. Вы издали книгу, с которой участвовали в Московской международной книжной выставке-ярмарке, а также получили важные литературные награды. Расскажите, пожалуйста, как Вы воспринимали происходящие события, что Вам особенно запомнилось.

Участвовать в Московской международной книжной выставке-ярмарке для меня было большой честью. Если бы мне три года назад сказали, что я стану членом Союза писателей и моя книга примет участие в книжной выставке-ярмарке, я бы сказала, что такого быть не может. Но судьба распорядилась иначе. Было очень волнительно увидеть свою книгу на стенде Интернационального Союза писателей в рамках празднования его 65-летия. Что касается литературных наград, то это очень приятно и очень ответственно – быть отмеченным высоким жюри, тем более для меня, человека, не имеющего литературного образования и пишущего по наитию. К мнению профессионалов я всегда прислушиваюсь, потому что оно всегда помогает увидеть свои слабые и сильные стороны. Я не боюсь конструктивной критики и замечаний и всегда стараюсь участвовать в различных литературных конкурсах.

Также в рамках 65-летия Интернационального Союза писателей я приняла участие в праздновании Нового года, которое состоялось в Центральном Доме литераторов. Очень запомнилось это мероприятие своими теплотой и вниманием к нам, начинающим (и не только) писателям. Было высказано много приятных пожеланий и слов поддержки, это очень важно. Общение с единомышленниками всегда даёт силы, новые идеи и вдохновение! Я получила диплом делегата Московской книжной ярмарки, это было очень неожиданно и невероятно приятно! Было по-домашнему уютно, и на неофициальной части мне удалось познакомиться и пообщаться с интересными людьми. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить руководство Союза за внимание и организацию праздника.

К каким темам Вы чаще всего обращаетесь в своей поэзии?

Природа, любовь, боль, душа, жизнь и, наверное, немного мудрости, которую я сформировала из своего жизненного опыта. Юмор, сатира и сарказм на злобу дня я очень люблю, по своей природе я очень наблюдательный, позитивный и не лишённый чувства юмора человек. Мы все люди, и у нас у всех есть деструктивные импульсы, и для меня сарказм – это замечательная форма для их выражения.

Есть ли у Вас поэтический учитель, кто-то, чье мнение важно для Вас?

Да, есть, и я этому очень рада. Это Александр Иванович Ушаков – заслуженный артист РСФСР. В 1966 Александр Иванович окончил актёрский факультет ГИТИСа и в 70-е и 80-е годы играл на сцене Московского ТЮЗа. Александр Иванович – мой незаменимый педагог и проводник в мир искусства, театра, художественного слова и литературы. Об этом человеке можно говорить до бесконечности, но я не буду злоупотреблять нашим с вами временем, скажу только, что это в первую очередь замечательный человек. О профессионализме Александра Ивановича можно написать целую книгу. Это человек необычайной глубины и таланта. Без Александра Ивановича ничего бы не было. Так получилось, что в нашем Институте психологии и психоанализа на Чистых прудах, где я преподаю, открыли дистанционное обучение. Многие лекции снимали на камеру, чтобы у студентов была возможность прослушать материал в удобное для них время. После просмотра очередной лекции с моим участием я пришла, мягко сказать, в ужас. Слушать мою речь для студентов уже было большой психологической травмой. Вот тут-то я и подумала, что мне нужно заняться словом. Одно дело, когда лекция проходит, как говорится, за закрытыми дверьми, другое дело – под запись. Я начала поиск педагога. Это оказалось очень трудной задачей, потому что ориентироваться в бесконечном потоке различных школ, обещающих научить меня красиво говорить, было невероятно сложно. Я ретроград и всегда черпаю информацию из первоисточников. Мой поиск затянулся на год. И вот удача мне улыбнулась. В сети я случайно наткнулась на Александра Ивановича. Я немедля позвонила по указанному номеру, и, когда услышала на том конце провода невероятный голос, я поняла, что мои поиски закончились. Вот так началась наша работа со словом, которая вылилась в моё уже профессиональное путешествие в мир искусства и литературы.

Насколько активно Вы участвуете в современной литературной жизни? Общаетесь ли с коллегами и товарищами по творческим союзам, следите ли за современной литературой?

Не могу сказать, что очень активно. Но участвую по мере своих возможностей. Недавно, в декабре прошлого года, я принимала участие в круглом столе, который проводил Александр Николаевич Гриценко. С большим удовольствием послушала Александра Николаевича, было очень содержательно, профессионально и по делу. Я за такие мероприятия, ведь никакие выступления не могут заменить живой дискуссии. На мой взгляд, очень важно общаться со своими единомышленниками, потому что в коллективном творчестве всегда рождается очень много разных интересных идей и инсайтов. На этом мероприятии я познакомилась со своими коллегами-писателями, и теперь мы общаемся. Это прекрасно!

За современной литературой специально не слежу, но выборочно читаю. В настоящее время изучаю замечательную художественную книгу российской актрисы, театроведа, писательницы-мемуариста Тамары Владиславовны Петкевич «Жизнь – сапожок непарный». В этой книге Тамара Владиславовна рассказывает о своей непростой жизни.

Как Вы работаете над своими стихами? Есть ли у Вас свои поэтические секреты, которые помогают творить?

Как правило, я пишу сразу. Очень редко что-то исправляю, хотя, наверное, это неправильно. Но, как есть. Поэзия «крутится» в моей голове. Я по природе человек очень проницательный. Многое тонко чувствую, понимаю и просто знаю. Это очень помогает мне в моей работе, но в то же время часто осложняет мне жизнь, потому что лучше иногда чего-то не понимать, не видеть и не знать. Если позволите, то приведу здесь одно из стихотворений на эту тему:

А лучше иногда... не понимать,
Ни прямо и ни с полуслова.
Не думать, не гадать и не вникать,
А просто быть немного бестолковой...
*
А лучше иногда и не читать,
Забыть дорогу в поиске смиренном.
По закоулкам лабиринта не бежать,
Играя в салочки с конфликтом патогенным...
*
А лучше иногда побыть в бреду,
Чтоб отключить источник восприятия.
Позволить слепоту и глухоту,
Чтобы не пить потом противоядия...
*
А лучше иногда, закрыв глаза...
Представить себе глупое желание.
Жизнь штука сложная, но ГОРЕ от ума!
Оставил Грибоедов в назидание!

Но, это я, конечно же, шучу. Всегда лучше знать настоящее положение дел. Поэтических секретов никаких нет. Как-то само собой получается. У меня есть стихотворение, которое полностью приснилось мне в самолёте по пути в Санкт-Петербург. Я ненадолго уснула и по пробуждению сразу его записала. Думаю, что у меня хорошо получается «подключаться» к коллективному бессознательному, о котором писал Карл Густав Юнг. Иначе объяснить это не могу. Иногда ночью я просыпаюсь, потому что слова крутятся в моей голове и заставляют меня проснуться. Я быстро в полубессознательном состоянии их записываю – и вуаля, утром заканчиваю стихотворение. Пишу я очень быстро. Иногда строчки приходят в течении дня сами собой, главное – их вовремя записать. Я при всей своей общительности интроверт, люблю быть одна, люблю созерцать и наблюдать, и все это становится частью меня, а потом выражается в словах. Можно услышать обрывок какой-то фразы, увидеть красивый старинный дом, почувствовать запах леса, и это будет будоражить меня, и из этого будут рождаться мои взаимоотношения с этим миром. Я очень много читаю и много знаю стихотворений великих поэтов наизусть, думаю, что это сильно влияет на моё творчество. Это моё богатство.

Нет ли у Вас желания обратиться к художественной или документальной прозе? Каковы Ваши творческие планы в целом?

Да, есть. К художественной и, наверное, документальной прозе тоже. Можно сказать, к художественно-документальной. В планах есть написать большой роман. Сейчас я собираю информацию, занимаюсь подготовкой материалов. Эту идею вынашиваю уже давно. В настоящее время я пишу также и прозу, но пока её нигде не публикую (за исключением психологических статей, это тоже своеобразная проза жизни), так как к моей художественной прозе есть масса вопросов.

В 2020 году планирую выпустить ещё один поэтический сборник, в который войдут лирические, философские и саркастические стихотворения.

Беседу вела Вероника Лапина

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

18+

О проекте

© 2011 - 2022 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика