Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Александр Долбин

О Советском Союзе писали и пишут многое – хорошего и, напротив, резкого. Трудно определить, чего больше.

Книга Александра Долбина – о хорошем, она сохраняет добрый, немного ностальгический взгляд на прошлое. Об этом говорит ее название – «Дети солнца».

Эта книга в том числе и о трудном, но светлом времени, доставшемся детям войны. Трогательно и ласково описывает автор заботу об этих детях, совсем еще малышам, многих из которых довелось увидеть такое, что не дай Бог никому другому, пережить страхи и потери.

«Утро у малышей начиналось с побудки их голосами воспитателей детских групп. Голоса были тихие и нежные, чтобы ребенок не испугался. Воспитатели и няни помогали одеться малышам, готовили их к умыванию и завтраку».

Люди добрые, сердечные и сострадательные, пришедшие в педагогику по призванию, знают и чувствуют детей, умеют бережно отнестись к их душевным ранам.

При этом детей не стремятся баловать и ограждать от любых трудов и нагрузок, наоборот, поощряют к тому, чтобы вести себя по-взрослому, брать на себя ответственность.

«Трудно с малышами ехать. Они такие непоседы. А у меня нет помощника. Помоги мне. А когда приедем, если не захочешь остаться с нами, пойдешь в свою группу», - такими словами воспитатель убеждает самолюбивого мальчика лет семи все-таки поехать на одной машине с малышами, а не со старшими.

Слова быстро возымели действие: «У меня сразу высохли слезы: ведь ни один взрослый меня никогда ни о чем не просил. Эта тетя попросила. А я ведь почти взрослый и могу помочь», - приходит к выводу юный рассказчик.

Именно так подаются старшими и воспринимаются обязанности детей и младших подростков. Не навязанная тяжесть, а своеобразная привилегия, ответственность. С детей немало спрашивают, но многое им и дают, что впоследствии приносит пользу, помогает в школьной учебе и даже может определить судьбу.

Для рассказчика одним из определяющих моментов становится кружок натуралистов, а также поездка в летний лагерь в Манглиси. Здешние места описаны как «курортный район в шестидесяти километрах западнее города Тбилиси, в горах. Далее дорога выходила за поселок на склон горы и шла по редкому лесу вниз, к нашей запруде на речке шириной в три-пять метров».

Кроме того,

Но не только живописность и красота окрестностей воспитывают любовь к природе. Для этого прилагают усилия учителя, воспитатели и многие другие. Показать детям жизнь природы вблизи, пригласить в лагерь известного цветовода, продемонстрировать необычные опыты, рассказать о том, как сверстник из другой страны сделал фактически открытие… Тут даже самый равнодушный ребенок непременно заинтересуется и увлечется.

При этом интерес к природе развивается не только рассудочный, но и эмоциональный. Без него может возникнуть чисто потребительское отношение к природе как к источнику полезных ресурсов, в крайнем случае знаний, приводящее к тяжелым результатам. Нам хорошо известны последствия деятельности подобных людей.

Рассказчик не таков. Он живо интересуется пойманной лягушкой редкого вида, а когда замечает, что она пропала из террариума, лишь на мгновение огорчается. Он понимает, что руководитель, скорее всего, вернул живое существо в родную природу, где ему лучше.

Но вспышка недолгого интереса может легко погаснуть, поэтому увлеченность ученика, его любознательность и усердие необходимо поддерживать. К тому же в любом деле, даже в самом любимом, школьнику придется встретиться с чем-то трудным, что не получается, а возможно, и не хочется. К этому нужно подготовить ученика. Вопрос в том, как это делать, какие методики применять. Можно осуждать, заставлять, наказывать – и это не поможет. Но разумные взрослые, окружающие рассказчика, его убеждают, объясняют и разговаривают.

«Не будь Людмилы Николаевны, школу я окончил бы с большим количеством троек и с вытекающими отсюда последствиями, - вспоминает рассказчик свою учительницу физики. - Она помогла мне оценить происходящие события, суть и цель пребывания в школе. Это был 8-й класс, когда уже можно осознать, зачем ходишь в школу. Или не понять этого и остаться ребенком до самого последнего выпускного экзамена».

К молодому человеку – поскольку это действительно уже совсем не ребенок – читатель не может не проникнуться уважением, особенно потому, что многие наши современники его возраста именно что остаются детьми, не хотят, а иногда, что всего печальнее, и не умеют выбирать свое будущее, брать на себя ответственность за этот выбор. Иногда – из-за собственного характера, иногда – из-за пессимизма, привитого взрослыми.

Сам рассказчик тоже едва избежал чего-то подобного. «Из разговоров взрослых знал, что поступить в институт без блата в городе невозможно. Поэтому думал о том, что нужно после школы идти работать». Хорошо, что на его пути встречаются и другие взрослые. Они не стремятся нарисовать ему картину идеального будущего, где все дается легко и просто. Наоборот, подчеркивают – работать придется, понадобится приложить усилия, чтобы стать лучшим. «Да, трудно поступить в институт, но по твоим увлечениям, о которых ты рассказывал, тебе надо учиться. Ты сможешь поступить, если будешь по знаниям выше середнячков. А лучше быть отличником».

Такое наставление дает ему бабушка Вали, девочки, ставшей его первой любовью. Это подростковое чувство, робкое и чистое, описано лирично, мягко и деликатно.

«С девочкой, которая мне понравилась на прошедших ранее занятиях, мне удалось встретиться в «ручейке» и постоять с ней, пока не разбили нашу пару. Спросить, как ее

зовут, не хватило смелости. На других мероприятиях мы смотрели друг на друга и смогли только улыбнуться». Уже уезжая из лагеря, она оставляет ему свой адрес.

Так начинается любовь, трогательная душевная связь, которая ослабевает по неожиданной причине: юноше стыдно приходить в дом, где о нем беспокоятся, и рассказывать о своих двойках, а вовремя исправить их не получается. Наверное, теперь трудно найти таких молодых людей.

И взрослые в книге могут показаться необычными: они больше увлечены своим делом, сильнее горят за него и болеют душой, чем многие из тех, кто живет в наши дни. От этого им, конечно, бывает труднее. Удивителен пример воспитательницы, которая купила роскошную куклу для детского сада фактически за свой счет – отдала половину зарплаты. Не потому что хотела «быть хорошей» в глазах начальства, а потому что именно такая кукла нужна была детям.

Эта история рассказана в начале книги, а ближе к финалу рассказчик вспоминает о директоре Астраханского заповедника: «Теперь таких директоров нет». Не то чтобы этот директор совершил великий подвиг: он просто был отзывчивым и мудрым, не посмеялся над мечтой подростка, а поддержал и наставил его, когда юноша попросился взять его на работу после восьмого класса. «Месяца через полтора пришел ответ. Письмо было на

двух страницах, исписанных убористым почерком самим директором заповедника. Он хвалил меня за мое стремление работать по уходу и сбережению птиц и растительного мира прекрасного уголка нашей страны, находящегося в дельте реки Волги.

Директор в своем письме рассказал, чем занимаются научные сотрудники и другие работники заповедника, но советовал окончить институт, получить специальность ботаника или зоолога и приехать после этого в его заповедник.

Он убеждал меня в необходимости поступить в институт: «Мы будем ждать тебя».

Так ответом на мечту не стало равнодушие или насмешка, письмо не проигнорировали и не дали ему отповедь, а наоборот, поддержали и указали верный путь.

Книга «Дети солнца», конечно же, в первую очередь – воспоминание о счастливом времени детства и юности. Они кажутся человеку счастливыми, даже если были нелегкими и небогатыми. Поэтому в ней много доброты и света, надежды и доброго огня. Но «Дети солнца» не только радуют, они еще и мягко, ненавязчиво, учат. Для ребенка его герои – если не пример для подражания, то хотя бы просто образец поведения и мышления, которые приносят пользу и радость. Что же до взрослых, то и им есть что воспринять, над чем подумать, увидев в старших персонажах не только талант и профессионализм, но и мудрость, чуткость, а самое главное – уважение к младшим, их интересам и характерам.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика