Саша Кругосветов. А рыпаться все равно надо – 2. – М.: Интернациональный Союз писателей, 2020. – 256 с. (серия «NON-fiction премии-медали им. Ивана Грозного»)
Саша Кругосветов позиционирует себя как детского писателя. Конечно, это псевдоним, маска. Он однажды выработал для себя необычные правила постмодернистской игры и продолжает честно следовать им. Саша Кругосветов и автор серии книг о приключениях капитана Александра, и одновременно их персонаж – юнга на судне капитана. Он словно профессиональный аниматор на детском празднике – танцует и смеется вместе с детишками, но при это строго ведет это многоуровневое действо по заранее заготовленному сценарию.
Впрочем, на детей рассчитаны только первые книги об Александре – «Большие дети моря», «Киты и люди», «Архипелаг Блуждающих Огней». Уже «Остров Дадо. Суеверная демократия» имеет двойное дно. Это сказка ровно настолько, насколько сказка – «Скотный двор» Джорджа Оруэлла. За смешными образами животных, сменяющихся во власти на острове, пытливый читатель легко прочтет образы реальных политических деятелей. Дальше больше. «Морийские рассказы» уже совсем для взрослых…
А это издание вообще стоит особняком в творчестве Саши Кругосветова. Это публицистика, причем очень часто весьма смелая и резкая.
Но прежде чем обратиться собственно к книге, позволю себе небольшое отвлечение. Когда-то я спросил кинодраматурга Исая Кузнецова, автора сценариев таких известных фильмов, как «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Достояние республики», «Похищение «Савойи»: как так вышло, что в знаменитой космической дилогии появился персонаж, роль которого сыграл Иннокентий Смоктуновский, – явная карикатура на сотрудника КГБ? Как это пропустила советская цензура? И Исай Константинович ответил, что в детском и приключенческом кино это было допустимо, это проходило. Точно так же прошли и положительные образы явно антисоветских персонажей Маркиза (актер Андрей Миронов) в «Достоянии республики» и Кирилла Зимина (актер Александр Кайдановский) в «Пропавшей экспедиции» и «Золотой речке». В серьезной, «взрослой» картине такие выкрутасы не прошли бы, а тут – можно.
В этом же, по-моему, скрывается и секрет публицистики Саши Кругосветова. Мол, я детский писатель, мне можно. И действительно, ему – можно. А сказать ему есть что. Так и хочется вспомнить рассказ Исаака Бабеля «Король»:
«Но в это время во дворе появился тот самый молодой человек, который приходил в начале вечера.
– Король, – сказал он, – я имею вам сказать пару слов...
– Ну, говори, – ответил Король, – ты всегда имеешь в запасе пару слов...»
Вот и Саша Кругосветов такой же «молодой человек», который всегда имеет «в запасе пару слов», а точнее пару оригинальных и смелых мыслей. Да и не такой уж он и молодой, этот человек… Разве что он вечно молод душой!
Вот что он пишет в открытом письме руководителю радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову: «Я – Саша Кругосветов, детский писатель. Хоть и пишу под псевдонимом, но, поверьте, я не аноним какой-нибудь. Это легко проверить через издательство «Продюсерский центр А. Гриценко» при МГО СП России, с которым я сотрудничаю, и со мной можно связаться по электронной почте».
Что ж, наведем справки. Проще всего в Википедии: «Саша Кругосветов (родился 15 августа 1941, Галич, РСФСР) – литературный псевдоним российского писателя, учёного и изобретателя Льва Яковлевича Лапкина».
Неудивительно, что ему есть что рассказать и есть что высказать по тому или иному поводу – с его-то жизненным опытом, интеллектом и образованием. Вот он и высказывается – настолько смело, насколько допустимо детскому писателю, и настолько оригинально, насколько способен немолодой уже ученый и изобретатель.
По сути, это не одна, а сразу две книги под одной обложкой. И это позволяет читателю, ранее незнакомому с творчеством Саши Кругосветова и взявшему эту книгу первой, получить представление о литературном творчестве этого автора в динамике, заметить, как менялся его язык, стиль, образ мыслей. А это особенно интересно.
Первая книга – «А рыпаться все равно надо» – впервые вышла еще в 2014 году, а сейчас переиздана под одной обложкой с книгой-продолжением. В нее вошли в основном записи из блога Саши Кругосветова в «Живом Журнале». Они кратки, предельно точны и подчеркнуто лапидарны – этого требует интернет-традиция, текст не должен превышать один экран монитора, иначе он имеет меньше шансов быть прочитанным до конца. А финал в любом хорошо построенном тексте – возможно, самое важное. Это резюме, это торжественная кода. И здесь все это есть.
Тексты из первой книги более политизированы. Практически всегда. Но это не оголтелая критика: все, мол, плохо… Это довольно парадоксальный взгляд на нашу жизнь. Вот эссе, которое так и называется – «А вы бы отказались?». Самое начало: «Все ругают руководителей страны. А они переживают. Что их не любят. Или любят меньше, чем раньше. Все любят, когда их любят. Я – детский писатель, я настроен патерналистски. Хочу сказать несколько теплых слов в их адрес».
Далее «детский писатель» в качестве аллегории любого созидательного труда приводит пошив костюма. И его результат: «Одна пола больше другой. Пуговиц три, а петличек – две. Рукав вшит в одном месте швом внутрь, в другом – наружу. Одна штанина длиннее, другая короче…» Знакомая ситуация. Хотя бы по интермедии Аркадия Райкина. Но тут вывод немного другой: «Надо бы пошив костюма этого поручить другой мастерской портновской. Да только одна только мастерская в стране имеется. Другой не предусмотрено. И других, более умелых, портных взять не получится. Штатное расписание все заполнено. Сами-то портные эти вряд ли уйдут. Кому же не в удовольствие шить костюмы для любимой страны? Гордость от работы этой и доверия народа переполняет. И любого человека переполняла бы. Зарплата там тоже неплохая. Кто же откажется от хорошей работы да зарплаты, тоже, видать, неслабой, сам по себе откажется? А вы бы отказались? То-то!»
Вот такой получается у Саши Кругосветова «Квартет» в масштабе целого государства. Кого куда не поставь, а результат выходит, как у дедушки Крылова. А других музыкантов, как сказал другой дедушка… простите, отец… Других музыкантов у меня для вас нет. И ключевой вопрос тут: «А вы бы отказались?» Да никто бы не отказался! То-то!
И все-таки при всей своей резкости и прямоте высказываний Саша Кругосветов оптимистичен. Не забываем – он же детский писатель. «Мир любви огромен. А миры денег и материальных выгод – булавочные головки в нем. Живи с любовью. Иди в мир любви и будь счастлив. Иди в остывающие миры выгоды, неси туда свою любовь… Отогрей эти миры своей любовью. Миры выгоды умрут сами. И память о них изгладится из памяти людей. А может, это произойдет и раньше».
Во вторую книгу – собственно «А рыпаться все равно надо – 2» - вошли тексты, написанные после 2015 года. Отличия разительны. Здесь по-прежнему есть тексты, написанные для интернет-блогов, но и они уже более увесистые, и философии в них больше, чем публицистики. А есть еще и статьи, заранее ориентированные на печатные издания. Они и выходили в журналах «Аврора» и «Российский колокол», в книжном приложении «Независимой газеты» «Ex libris», в газете «Литературная Россия».
Интересны путевые заметки автора. О поездках от Борисоглебска до Китая. Но это не самое любопытное.
Эмоциональной насыщенностью выделяется эссе «Не уходи, Эмка!» написанное на смерть Наума Коржавина. В этом по сути небольшом тексте есть и основные факты биографии поэта, и стихотворные цитаты, и оценка места Коржавина в русской литературе XX века, его значимости… И глубокое знание и текста, и контекст: «Стихи Коржавина переписывались от руки и издавались в «Самиздате». Его очень любили, столица любит чудаков». Вроде между делом, в скобках даются очень точные оценки времени: «Что такое брежневщина? Это сталинщина без Сталина».
И еще. Эссе «Дорога к музею». Это прочувствованный рассказ о месте святом для литераторов Санкт-Петербурга – поселке Комарово. Сам житель города на Неве, Саша Кругосветов бывал в этом месте неоднократно и хорошо знаком с теми, кто проводит здесь малосолнечное балтийское лето в наши дни, хорошо знает, кто бывал здесь в годы прошлые. В Комарове похоронены Анна Ахматова, Иван Ефремов, Даниил Гранин, Юрий Рытхэу, Александр Житинский, Сергей Курехин… «Будка» Ахматовой, в которой бывали Дмитрий Лихачев, Надежда Мандельштам, Лидия Чуковская, Лидия Гинзбург, Фаина Раневская и многие другие, стоит и сегодня. Хоть и находится в аварийном состоянии. А вот музея Комарова нет. Но есть надежда, что он будет, – документы для создания собирают энтузиасты. Они пока только на дороге к этому музею. Но Саша Кругосветов вложил свой вклад – свой камень в укладку этого непростого пути.
В общем, Саша Кругосветов в своей книге одинаково убедительно говорит и о политике, и о культуре… Вот такой он молодой немолодой человеке, у которого всегда есть в запасе пара мыслей. И мысли эти – в самую точку.
Саша Кругосветов – писатель, куратор Санкт-Петербургского отделения Интернационального Союза писателей, член Союза писателей России, член Международной ассоциации авторов и публицистов APIA (Лондон).
Среди наиболее значимых литературных наград – премии фестиваля фантастики «Роскон»: «Алиса» (2014), «Золотой РосКон-2019»; лауреат премии еженедельника «Литературная Россия» (2016); финалист премии «Независимой газеты» «Нонконформизм» (2016, 2017, 2018); Гран-при международного конкурса Франца Кафки (2018); Лауреат лауреатов Международного конкурса «Новый сказ» памяти П. П. Бажова (2019); лауреат Международной литературной премии им. Ф. Кафки в номинации «Кафка – Синий кристалл» (2020).
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!