Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Саша Кругосветов. А рыпаться все равно надо – 2. – М.: Интернациональный Союз писателей, 2020. – 256 с. (серия «NON-fiction премии-медали им. Ивана Грозного»)

Саша Кругосветов позиционирует себя как детского писателя. Конечно, это псевдоним, маска. Он однажды выработал для себя необычные правила постмодернистской игры и продолжает честно следовать им. Саша Кругосветов и автор серии книг о приключениях капитана Александра, и одновременно их персонаж – юнга на судне капитана. Он словно профессиональный аниматор на детском празднике – танцует и смеется вместе с детишками, но при это строго ведет это многоуровневое действо по заранее заготовленному сценарию.

Впрочем, на детей рассчитаны только первые книги об Александре – «Большие дети моря», «Киты и люди», «Архипелаг Блуждающих Огней». Уже «Остров Дадо. Суеверная демократия» имеет двойное дно. Это сказка ровно настолько, насколько сказка – «Скотный двор» Джорджа Оруэлла. За смешными образами животных, сменяющихся во власти на острове, пытливый читатель легко прочтет образы реальных политических деятелей. Дальше больше. «Морийские рассказы» уже совсем для взрослых…

А это издание вообще стоит особняком в творчестве Саши Кругосветова. Это публицистика, причем очень часто весьма смелая и резкая.

Но прежде чем обратиться собственно к книге, позволю себе небольшое отвлечение. Когда-то я спросил кинодраматурга Исая Кузнецова, автора сценариев таких известных фильмов, как «Москва – Кассиопея», «Отроки во Вселенной», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Достояние республики», «Похищение «Савойи»: как так вышло, что в знаменитой космической дилогии появился персонаж, роль которого сыграл Иннокентий Смоктуновский, – явная карикатура на сотрудника КГБ? Как это пропустила советская цензура? И Исай Константинович ответил, что в детском и приключенческом кино это было допустимо, это проходило. Точно так же прошли и положительные образы явно антисоветских персонажей Маркиза (актер Андрей Миронов) в «Достоянии республики» и Кирилла Зимина (актер Александр Кайдановский) в «Пропавшей экспедиции» и «Золотой речке». В серьезной, «взрослой» картине такие выкрутасы не прошли бы, а тут – можно.

В этом же, по-моему, скрывается и секрет публицистики Саши Кругосветова. Мол, я детский писатель, мне можно. И действительно, ему – можно. А сказать ему есть что. Так и хочется вспомнить рассказ Исаака Бабеля «Король»:

«Но в это время во дворе появился тот самый молодой человек, который приходил в начале вечера.

– Король, – сказал он, – я имею вам сказать пару слов...

– Ну, говори, – ответил Король, – ты всегда имеешь в запасе пару слов...»

Вот и Саша Кругосветов такой же «молодой человек», который всегда имеет «в запасе пару слов», а точнее пару оригинальных и смелых мыслей. Да и не такой уж он и молодой, этот человек… Разве что он вечно молод душой!

Вот что он пишет в открытом письме руководителю радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову: «Я – Саша Кругосветов, детский писатель. Хоть и пишу под псевдонимом, но, поверьте, я не аноним какой-нибудь. Это легко проверить через издательство «Продюсерский центр А. Гриценко» при МГО СП России, с которым я сотрудничаю, и со мной можно связаться по электронной почте».

Что ж, наведем справки. Проще всего в Википедии: «Саша Кругосветов (родился 15 августа 1941, Галич, РСФСР) – литературный псевдоним российского писателя, учёного и изобретателя Льва Яковлевича Лапкина».

Неудивительно, что ему есть что рассказать и есть что высказать по тому или иному поводу – с его-то жизненным опытом, интеллектом и образованием. Вот он и высказывается – настолько смело, насколько допустимо детскому писателю, и настолько оригинально, насколько способен немолодой уже ученый и изобретатель.

По сути, это не одна, а сразу две книги под одной обложкой. И это позволяет читателю, ранее незнакомому с творчеством Саши Кругосветова и взявшему эту книгу первой, получить представление о литературном творчестве этого автора в динамике, заметить, как менялся его язык, стиль, образ мыслей. А это особенно интересно.

Первая книга – «А рыпаться все равно надо» – впервые вышла еще в 2014 году, а сейчас переиздана под одной обложкой с книгой-продолжением. В нее вошли в основном записи из блога Саши Кругосветова в «Живом Журнале». Они кратки, предельно точны и подчеркнуто лапидарны – этого требует интернет-традиция, текст не должен превышать один экран монитора, иначе он имеет меньше шансов быть прочитанным до конца. А финал в любом хорошо построенном тексте – возможно, самое важное. Это резюме, это торжественная кода. И здесь все это есть.

Тексты из первой книги более политизированы. Практически всегда. Но это не оголтелая критика: все, мол, плохо… Это довольно парадоксальный взгляд на нашу жизнь. Вот эссе, которое так и называется – «А вы бы отказались?». Самое начало: «Все ругают руководителей страны. А они переживают. Что их не любят. Или любят меньше, чем раньше. Все любят, когда их любят. Я – детский писатель, я настроен патерналистски. Хочу сказать несколько теплых слов в их адрес».

Далее «детский писатель» в качестве аллегории любого созидательного труда приводит пошив костюма. И его результат: «Одна пола больше другой. Пуговиц три, а петличек – две. Рукав вшит в одном месте швом внутрь, в другом – наружу. Одна штанина длиннее, другая короче…» Знакомая ситуация. Хотя бы по интермедии Аркадия Райкина. Но тут вывод немного другой: «Надо бы пошив костюма этого поручить другой мастерской портновской. Да только одна только мастерская в стране имеется. Другой не предусмотрено. И других, более умелых, портных взять не получится. Штатное расписание все заполнено. Сами-то портные эти вряд ли уйдут. Кому же не в удовольствие шить костюмы для любимой страны? Гордость от работы этой и доверия народа переполняет. И любого человека переполняла бы. Зарплата там тоже неплохая. Кто же откажется от хорошей работы да зарплаты, тоже, видать, неслабой, сам по себе откажется? А вы бы отказались? То-то!»

Вот такой получается у Саши Кругосветова «Квартет» в масштабе целого государства. Кого куда не поставь, а результат выходит, как у дедушки Крылова. А других музыкантов, как сказал другой дедушка… простите, отец… Других музыкантов у меня для вас нет. И ключевой вопрос тут: «А вы бы отказались?» Да никто бы не отказался! То-то!

И все-таки при всей своей резкости и прямоте высказываний Саша Кругосветов оптимистичен. Не забываем – он же детский писатель. «Мир любви огромен. А миры денег и материальных выгод – булавочные головки в нем. Живи с любовью. Иди в мир любви и будь счастлив. Иди в остывающие миры выгоды, неси туда свою любовь… Отогрей эти миры своей любовью. Миры выгоды умрут сами. И память о них изгладится из памяти людей. А может, это произойдет и раньше».

Во вторую книгу – собственно «А рыпаться все равно надо – 2» - вошли тексты, написанные после 2015 года. Отличия разительны. Здесь по-прежнему есть тексты, написанные для интернет-блогов, но и они уже более увесистые, и философии в них больше, чем публицистики. А есть еще и статьи, заранее ориентированные на печатные издания. Они и выходили в журналах «Аврора» и «Российский колокол», в книжном приложении «Независимой газеты» «Ex libris», в газете «Литературная Россия».

Интересны путевые заметки автора. О поездках от Борисоглебска до Китая. Но это не самое любопытное.

Эмоциональной насыщенностью выделяется эссе «Не уходи, Эмка!» написанное на смерть Наума Коржавина. В этом по сути небольшом тексте есть и основные факты биографии поэта, и стихотворные цитаты, и оценка места Коржавина в русской литературе XX века, его значимости… И глубокое знание и текста, и контекст: «Стихи Коржавина переписывались от руки и издавались в «Самиздате». Его очень любили, столица любит чудаков». Вроде между делом, в скобках даются очень точные оценки времени: «Что такое брежневщина? Это сталинщина без Сталина».

И еще. Эссе «Дорога к музею». Это прочувствованный рассказ о месте святом для литераторов Санкт-Петербурга – поселке Комарово. Сам житель города на Неве, Саша Кругосветов бывал в этом месте неоднократно и хорошо знаком с теми, кто проводит здесь малосолнечное балтийское лето в наши дни, хорошо знает, кто бывал здесь в годы прошлые. В Комарове похоронены Анна Ахматова, Иван Ефремов, Даниил Гранин, Юрий Рытхэу, Александр Житинский, Сергей Курехин… «Будка» Ахматовой, в которой бывали Дмитрий Лихачев, Надежда Мандельштам, Лидия Чуковская, Лидия Гинзбург, Фаина Раневская и многие другие, стоит и сегодня. Хоть и находится в аварийном состоянии. А вот музея Комарова нет. Но есть надежда, что он будет, – документы для создания собирают энтузиасты. Они пока только на дороге к этому музею. Но Саша Кругосветов вложил свой вклад – свой камень в укладку этого непростого пути.

В общем, Саша Кругосветов в своей книге одинаково убедительно говорит и о политике, и о культуре… Вот такой он молодой немолодой человеке, у которого всегда есть в запасе пара мыслей. И мысли эти – в самую точку.

Саша Кругосветов – писатель, куратор Санкт-Петербургского отделения Интернационального Союза писателей, член Союза писателей России, член Международной ассоциации авторов и публицистов APIA (Лондон).

Среди наиболее значимых литературных наград – премии фестиваля фантастики «Роскон»: «Алиса» (2014), «Золотой РосКон-2019»; лауреат премии еженедельника «Литературная Россия» (2016); финалист премии «Независимой газеты» «Нонконформизм» (2016, 2017, 2018); Гран-при международного конкурса Франца Кафки (2018); Лауреат лауреатов Международного конкурса «Новый сказ» памяти П. П. Бажова (2019); лауреат Международной литературной премии им. Ф. Кафки в номинации «Кафка – Синий кристалл» (2020).

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика