Надежда Колышкина продолжает странствие в пространстве-времени до потопа.
Идея семикнижия о борьбе богов, а именно хитроумного Зевса, и человекобогов титанов продолжает свое воплощение в новом романе («Тьма над бездною».Надежда Колышкина - М., Международные отношения, 2014. - 328 с.). Всё начинается с воскресения нового бога, Диониса-Вакха, и заканчивается пророчеством Атланта о гибели Атлантиды.
Вкус античного юмора Надежда Колышкина соединила с элементами русской смеховой культуры. Получилось очень действенное сочетание. Нечто близкое к тому, что скандинавы назвали Рагнарек, или Сумерки Богов. Борьба сил, для которых человек не более песчинки, может привести к гибели обеих сторон, богов и титанов, но и людей – тоже.
Интимность, личностность переживания древних сил проявляется в том, что по-русски так хорошо выражает слово «веселье». Это переживание свойственно и грекам, и скандинавам, и славянам. Корибанты Великой Матери Кибелы говорят «уплели» и «вдругорядь», как говорили бы отечественные скоморохи. Очнувшись от смертельного сна, Вакх-Дионис вспоминает себя в белой рубахе, разорванной на груди. Да еще и с золотой цепью. Амфитрита расчесывает свою косу как боярыня-молодка.
Колышкина исследует мифы. Пробует их варианты. И порой создает их.
Читайте также
Мир богов и титанов в книге – наш мир, с генной инженерией, чипами и личными летательными аппаратами. Но в этом мире так же существуют все версии древних мифов. Так, по версии, изложенной Колышкиной, Афина родилась не из головы Зевса, в буквальном смысле слова, а как плод его замыслов. У нее была мать, океанида Метида, помощница и советница Реи, которую якобы проглотил Зевс. Рея же отождествляется с Великой Матерью Кибелой. А при рождении нового бога присутствуют дети Зевса и сладкоголосой Каллиопы. Воспитанием близнецов с мохнатыми руками занялась сама Рея, она же Мать Кибела. Они стали корибантами в ее храме. Там происходят удивительные вещи. Это древний священный Самофракийских храм. Тавроболия, или жертвоприношение бычка, еще внове. Рея совсем недавно открыла своим жрецам очищающую силу крови.
Знакомые по книгам Куна боги в романе Колышкиной открываются с неожиданной стороны. Они знают слова «трансмутация», «андрогин» и «работают с материалом на клеточном уровне». Но все эти слова, к которым уже стало привычно ухо современного человека, в романе звучат как таинственные сочетания звуков, можно сказать – до-слова. Открывающие трагичную и вместе комичную сущность современного человека и созданной им среды обитания. Это чисто античный прием: соединение трагического и комического, высокого и низкого, попеременно.
Как и многие тысячелетия назад, страдающий бог – Вакх-Дионис является загадкой для людей, и что более важно – для богов и титанов. Вокруг него закручивается действие этого романа. Великая Мать внушает свои жрецам и внукам, что таинство, предметом которого оказался Вакх, совершено ради прекращения вражды между богами и титанами. Но Вакх оказывается нечувствительным к манипуляциям Кибелы. Во вдохновении он видит образ человека нашего времени, созданного силой и властью Зевса. Этот образ противоречит мирным устремлениям Реи. В видении Вакха-Диониса, о котором он рассказал, опьяненный вдохновением, Рея прочитывает месть богов титанам и поражение титанов.
Одним из первых проявлений мести богов оказывается тьма. Не вынося самоуправства титанов, Зевс, которым боги, а прежде всего – его братья Аид и Посейдон, недовольны, собирает Совет. Вестником назначен не Гермес, как можно было бы предположить, а бог войны Арес. Боги не торопятся придти на совет, каждый занят свои делом. Одним из очагов зреющего бунта титанов оказывается Атлантида, населенная потомками титанов и людей. Атлантиду собираются посетить Посейдон и его брат Аид, появившийся во дворце повелителя вод в то самое время, когда вселенную покрыла тьма. Накануне визита в Атлантиду в царстве Посейдона беснуются кони, а Амфитрита видит пророческий сон о Зевсе и Гее. Пророческие сны видит и священный дельфин. В одном из них – дуэль Пушкина и Дантеса.
Роман выстроен четко, согласно античной традиции. Сначала появляется беспокойный страдающий бог, затем наступает тьма. Жизнь богов Олимпа является их собратьям в море и Тартаре в снах. Ближе к середине возникает мятежная Атлантида накануне катастрофы. Предвестием ее, но и надеждой на милость богов - явление жертвенной голубки на плече Посейдона.
Атланты создали новейшее оружие шпионажа: копии мозга, помещенные в хрустальные черепа, с помощью которых следили даже за Владыкой Зевсом. Именно эти черепа явились одной из причин раздора между богами и титанами. В кульминации хитроумный Атлант пытается тайно устроить задуманную Герой свадьбу Гипноса и Пасифаи. Тьма устроена во вселенной по приказу Зевса, удалившегося в Эдем для покоса травы бессмертия, и на основе которой Великая Мать Гея намеревалась изготовить эликсир бессмертия для своих земных чад. Однако все уже предрешено. Мятежная Атлантида должна быть уничтожена. В финале титан-отшельник Атлант сообщает о грядущей катастрофе богу Гору.
Яна Маленковская
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!