Сегодня гость нашей виртуальной литературной гостиной – быстро приобретающая популярность романист, автор книжной серии «Споры богов», Надежда Колышкина. С ней беседует журналист и писатель Лидия Рыбакова.
Много лет Надежда проработала редактором в издательстве «Прогресс», а после перестройки начала писать собственные увлекательные книги.
Она – человек необыкновенной судьбы. Родилась в послевоенные годы в семье военных, что и предопределило географию и, в какой-то степени, образ жизни первых лет. До десятилетнего возраста жила у бабушки в глухой Вологодской деревушке, позже переехала в Одессу, где служил к тому времени отец, там же окончила среднюю школу. По окончании школы поступила в Томский государственный университет на историко-филологический факультет, однако к середине 2-го курса перевелась в Московский педагогический институт им. Крупской, который и закончила в 1970-м. В том же году вышла замуж за Марата Брухнова, что коренным образом повлияло на ее жизнь.
– Большинство авторов на вопрос «когда вы начали писать» отвечают, что в юности. У вас было так же?
– «Писать» – в смысле «выводить буквы, превращая их в слова» я начала лет в пять, причем самостоятельно, подражая сестре-первокласснице. А поскольку любую самодеятельность ребенка можно считать творчеством, то, вероятно, тогда и родилось мое первое произведение. А вообще мне нравилось делать книжки. Выдирая странички из тетрадей сестры, за что была не раз ею бита, я изготавливала из них маленькие книжечки, и даже сшивала их нитками, в кровь искалывая пальцы, поскольку шить, как не умела тогда, так не умею и сейчас.
Вероятно, уже тогда я предчувствовала, что большая часть моей жизни будет посвящена книгоизданию.
– Как вышло, что в конце концов вы все-таки стали писателем?
– Я из тех времен, когда «мы делали ракеты, перекрывали Енисей...» И, если честно, то впереди планеты мы были не только по этим показателям, но и в сфере книгоиздания. Издательство, в котором я работала редактором книг по истории и философии, называлось «Прогресс», оно издавало книги – как на русском языке, так и еще на 45-ти языках мира, а тираж в 50 тыс.экз. считался маленьким. Среди моих авторов были такие выдающиеся личности, как Лев Гумилев, Сергей Аверинцев, академик Рыбаков, западные ученые от А.Дж.Тойнби до Хёйзинга – всех не перечислишь... Для формирования моего мировоззрения и уровня мышления они сделали очень много.
Стала ли я писателем? Не знаю. Жизнь сложилась так, что вокруг меня всегда была творческая среда, причем люди столь оригинально мыслящие и незаурядные, что на их фоне мне неловко всерьез называть себя «писателем», а тем более – «творцом». Скорее, считаю себя редактором, поскольку это моя профессия, и в этом качестве я проработала в издательстве «Прогрес» более 25-ти лет.
– То есть вашу жизнь перевернули события, происходившие в стране?
– Да, мою жизнь, как и жизнь всех моих сограждан, переменила катастрофа, случившаяся с нашей страной. С разрухой страны были разрушены и государственные издательства, уступив со временем место новым – уже частным – монополистическим структурам. Во-первых, потому что обладали слишком богатой материальной базой, и на их имущество нашлось слишком много желающих, а во-вторых, страна усиленно избавлялась от всяких духовных, идеологических и культурных скреп, назвав все это пропагандой.
Но мне повезло с семьей. Я без малого 40 лет прожила в браке с известным в советские годы переводчиком Маратом Брухновым. Книги в его переводе переиздаются по сей день. Он переводил известнейших авторов, таких, как Курт Воннегут, Ирвинг Стоун, Мак Бейн… Через его семейное окружение я имела возможность общаться со старшим поколением советских писателей, представлявших так называемый «серебряный век».
Дело в том, что моя свекровь, Зинаида Константиновна Шишова, начинала в 20-е годы ХХ века как поэт, причем входила в знаменитую Одесскую «Зеленую лампу», откуда вышли Валентин Катаев, Юрий Олеша, Вера Инбер, Семен Кирсанов, которые сейчас заслуженно считаются классиками советской литературы. Для Зики же и Марата это были просто близкие друзья. А, как говорится, скажи мне, кто твой друг...
А вот нашему издательству не повезло. Оно было слишком богато, чтобы выжить в 90-е, когда главной ценностью стали считаться квадратные метры и их приближенность к центру Москвы. «Прогресс» планомерно и мучительно (для сотрудников) убивали, чтобы завладеть его имуществом – несколько зданий близ Парка культуры – а когда практически уничтожили, мой мудрый супруг почти волевым решением переквалифицировал меня из редакторов в писатели, буквально заставив меня сесть и писать. Без настойчивого нажима Марата, я бы ни за что не взялась за писательский труд, поскольку считала себя прирожденным редактором (да и другие – в частности мои авторы – не уставали твердить об этом, присовокупляя лестные эпитеты – «лучший редактор, с которым мне доводилось работать», «лучший редактор издательства», и т.п.).
– Вы начали сразу с цикла романов «Споры богов»?
– Когда было принято решение, то о чем писать, вопрос не стоял… Вдохновляла меня, помимо мужа, мировая мифология, своей живучестью подтверждавшая, что все тлен – кроме мысли и слова.
В издательстве «Прогресс» я занималась в основном философией истории, а это, как правило, – западные авторы, за исключением Льва Гумилева, с коим я имела честь не только работать, но и дружить. Безусловно, круг авторов определял и круг моих интересов. И я прекрасно понимала, что высокомудрые творения философов и историков, которые «Прогресс» переводит и издает, зачастую разбиваются о стену непонимания читателя, поскольку наше гуманитарное образование не дает основ западной культуры – мифологии. А если дает, то в очень скудной мере. Отсюда родился замысел развернуть корпус греко-римской мифологии в эдакий эпос, объединенный общим сюжетом, приправленным приключенческой тематикой, благо мифологический материал весьма тому способствует.
Так родилась моя первая книга на мифологическую тематику «Небесная вертикаль». Однако опыт «Прогресса» давал о себе знать, и книга получилась скорее научной, чем приключенческой. Пришлось даже дать серьезный научный комментарий, написанный Харитоновичем, который, кстати, очень украсил книгу, сделав ее много полезней, чем задумывалось.
Эта книга вышла в свет в 2007 году тиражом 3 000 экз. К моему удивлению, издательство «Международные отношения» не убоялось сложности тематики и спустя несколько лет заказало мне серию книг, правда, поставив условием все-таки сделать текст более доступным для широкого читателя, практически приблизив к жанру «фэнтези». Что из этого вышло – судить читателю. Так было положено начало серии «Споры богов»
Вторая книга не относилась к мифологии. Она вышла в 2012-м году под названием «Все, что они знают про нас, да не могут сказать». Дополненная и снабженная иллюстрациями, она была переиздана в 2013-м, под названием «Когда мы были...».
А с 2012 года и по сей день, я работаю над серией «Споры богов», основанной на мифологической тематике. Первые три книги «Пир вместо войны», «Тьма над бездною» и «Игры в героев и гениев» вышли в Издательстве "Международные отношения", над 4-й книгой, которая называется «Реальность миражей», я работаю сейчас.
– Расскажите, пожалуйста, немного поподробнее об этой серии романов.
– Книги серии публикуются в издательстве «Международные отношения». Когда проект был только задуман, предполагалось каждый год выпускать по книге, но мы идем с опережением графика. Книга «Реальность миражей» увидит свет в мае-июне 2015 г. Понимая, что при мизерном тираже (1 тыс.экз.) далеко не каждый, купив одну из серийных книжек, найдет через год продолжение, я постаралась не только ускорить темп, но и сделать сюжет каждого томика более-менее завершенным. И тем не менее, серия имеет сквозной сюжет, объединенный одними героями, общим местом действия и общим временем. Если конкретней, то действие происходит на Земле и в околоземном пространстве, на рубеже XII-XIII тысячелетий до Н.Э. Эти допотопные времена выбраны неспроста, поскольку научно доказано, что именно в тот период на Землю обрушились катаклизмы вселенского масштаба, навсегда изменившие ее лик, климат, флору и фауну.
Действие моих книг начинается на легендарной горе Меру, которая считалась обителью богов задолго до того, когда домом небожителей стал Олимп. О северной Оси мира, где обитают боги, нам известно из древнейндийских вед, упоминают о Священной горе и прилегающей к ней Гиперборее и греческие историки. Кстати, согласно древнегреческим мифам, именно из Гипербореи в Делос прилетал Аполлон, оттуда же родом и мать божественных близнецов, светозарная Лето. Все эти реалии учтены в моих книгах, однако там есть и чистый вымысел.
Так, к 4-й книге на Священной горе остается практически одна Гера, которая, втянув супруга своего Зевса в двусмысленную игру, имеющую целью обмануть Мать Гею, в результате переиграла сама себя, поставив тем самым под угрозу существование самой обители богов. Чувствуя неладное, в игру вмешивается брат Зевса, Аид. Покинув свой уютный подземный мир, он спешит на Олимп, где в это время укрываются от глаз Геры Зевс с Немесидой. Увлеченный любовной интрижкой, в результате чего и родится Прекрасная Елена, из-за которой падет некогда Троя, Зевс упускает бразды правления. Аид пытается предотвратить неотвратимое, а именно: гибель Священной горы. Но это ему не удается, поскольку в его отсутствие в Тартар спускается Мать Гея, чтобы выпустить оттуда Тифона. Впрочем, Тифон, как и Елена Прекрасная, – это герои 5-й книги, которая будет называться «Опрокинутая Вселенная» и к написанию которой я уже приступила. Забегая вперед, скажу, что в 5-й книге уйдет в пучину вод Атлантида, а пока Атлант и его брат Прометей, отпущенный Зевсом на свободу, спешат передать все Знания и Мудрость атлантов Соколенку Гору – правителю земли Та Кемет (нынешний Египет).
– То есть главные действующие лица ваших романов – античные боги?
– Да не о богах эти книги вовсе, а о нас с вами. А боги из моих книг – это народонаселение Земли, какой я представляю ее себе на рубеже ХII-ХIII тысячелетий до Н.Э., еще до гибели Атлантиды и до наступления Ледникового периода. Читайте и поймете!
Именно поэтому в серии у меня «боги» пишутся с маленькой буквы: никакие это не боги, а просто наши пра-пра-пра-пра-родители.
Для меня они и не могли бы быть богами – я христианка, для меня Бог один, и я никогда не упомянула бы Имя Его всуе.
– Ваши романы пронизаны незабываемым юмором, и это добавляет удовольствия от чтения. В жизни вы тоже часто подмечаете смешное?
– Почему я пишу с юмором? Да потому, что выросла в Одессе, где и нахожусь сейчас, моля Бога, что смогу выбраться в Москву и довести мою серию хотя бы до 5-7 книг.
– Думается, читателям интересно узнать не только о ваших книгах и о вас, как о писателе. Наверняка им хочется узнать вас, как человека. Скажите, что вы любите?
– Могу с полной уверенностью сказать, что более всего люблю дружескую беседу, хорошую книгу и, естественно – животных, в которых мы, пожалуй, нуждаемся не меньше, чем они в нас. Этому посвящена уже упомянутая ранее моя книга «Все, что они знают про нас, да не могут сказать». В России она вышла под названием «Когда мы были...»
– Как вы предпочитаете писать – ручкой, на компьютере, пользуетесь диктофоном? Это важно для вдохновения?
– Не думаю, что это важно. Пишу, естественно, на компьютере, что накладывает некоторые ограничения, поскольку здесь часто выключают свет.
– Что бы вы хотели сказать своим молодым читателям?
– Да – пожелание молодежи! – это важно. Главное пожелание: ищите и обрящете! Правда, эта истина открыта не мной, но помимо моих книг, советую заглядывать и в Книгу.
Беседу вела Лидия Рыбакова
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!