Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

16 сентября в российский прокат вышла картина французского режиссёра Бенуа Жако «Сюзанна Андлер». Рассказываем, о чём она и кому её стоит посмотреть.

История фильма основана на одноименной пьесе Маргерит Дюрас — лауреата Гонкуровской премии и одной из самых именитых французских писательниц XX века. Маргерит Дюрас — наставница Жако, встреча с которой в 60-е годы стала поворотным пунктом в его развитии как режиссёра. По его словам, «Сюзанна Андлер» — посвящение Маргерит, полное любви и признательности. Обращаясь к произведению, написанному в 60-х годах, режиссёр хотел показать сюжет, принадлежащий к числу вечных: любовные отношения молодого амбициозного мужчины и опытной, разочарованной женщины гораздо старше его.

Главную роль в фильме сыграла актриса Шарлотта Генсбур, известная зрителю по фильмам «Нимфоманка», «Антихрист» и «Меланхолия». Роль её молодого любовника исполнил Нильс Шнайдер, ранее появлявшийся в фильмах Ксавье Долана («Воображаемая любовь», «Я убил свою маму»).

«Сюзанна Андлер»: кино о море, выборе и безграничной тоске

Картина в первую очередь — портрет женщины средних лет, летопись её страхов и переживаний. Повествование начинается с того, что Сюзанна Андлер осматривает роскошную виллу на Лазурном берегу. Просторные комнаты, огромный балкон с видом на море, светлые стены. Аренда виллы стоит два миллиона, и Сюзанна может её себе позволить: она 17 лет была замужем за богатым бизнесменом. У неё есть деньги, дети и молодой любовник.

Сюзанной восхищаются. Ей правда несложно восхищаться: от неё, короткостриженой, элегантной, одетой в маленькое (очень маленькое) чёрное платье и меховую шубу, веет французским шармом, изяществом и печалью. Арендатор виллы называет её настоящей женщиной — такой, каких редко встретишь. Но на это героиня меланхолично замечает, что в ней нет ничего особенного, а на всём Лазурном берегу не найдётся женщины, которой столько же изменял муж. За дорогой одеждой скрывается выжженное поле — израненная, уставшая душа, неспособная уже ничего поменять в собственной жизни. Одна огромная вилла и одна маленькая Сюзанна в коротком чёрном платье. В этом контрасте заключена основная метафора фильма — у героини нет смысла жизни, счастья и ощущения себя нужной даже самым близким людям.

«Сюзанна Андлер»: кино о море, выборе и безграничной тоске

Сюзанна давно потеряла это ощущение. Муж любит её, но не заинтересован в ней как в женщине. Она давно стала красивой и недоступной куклой для званных вечеров. На неё спорят мужчины в барах, а она двигается по течению светской жизни, ненужная даже самой себе, и честно признаётся: «Я давно перестала быть женщиной из-за того, что принадлежала одному единственному мужчине».

На фоне пейзажей Лазурного берега Сюзанна выбирает между несчастной жизнью жены и матери и свободной жизнью с любовником.

Любовник Сюзанны Мишель — амбициозный, обидчивый журналист, работающий в жёлтой прессе, задающий вопросы и не слушающий ответы. Они вместе семь или восемь месяцев — и при этом ничего друг о друге не знают. Сюзанна не может сказать, насколько серьёзны их отношения — скорее всего, они никогда об этом не говорили.

«Сюзанна Андлер»: кино о море, выборе и безграничной тоске

Они ведут странные диалоги. Например, Мишель спрашивает Сюзанну о том, одна ли она сейчас. Она отвечает положительно. Он продолжает: «Так же, как и раньше?» «Ещё больше», — заявляет героиня. В их отношениях чувствуется напряжение. Он то кричит на неё, то дёргает за руки, то напрямую говорит, что понимает, как её можно полюбить, а потом «вышвырнуть на улицу». Сюзанна рассказывает о своём чувстве одиночества — особенно летом, когда вокруг много людей. Мишель перебивает её, спрашивая, зачем она говорит ему о том, о чём он не спрашивал.

История Сюзанны и её любовника вызывает скорее неприятие, чем ожидаемое чувство спокойствия за героиню, которой наконец могут дать любовь и ощущение собственной нужности. На героев смотришь и чувствуешь какой-то подвох. Сюзанна не знает, как нужно любить — последние 17 лет в её любви никто не нуждался. Она лжёт всем, кроме своего мужа — ему она честно говорит о любовнике, о своих желаниях и чувствах. От любовника скрывает то, что встречалась с подругой, подруге врёт, что не любит любовника.

«Сюзанна Андлер»: кино о море, выборе и безграничной тоске

Разлука с Мишелем для неё невыносима. Но в бедном красивом журналисте она в первую очередь видит слушателя для собственного одинокого сердца. К тому же, чтобы попрощаться с богатой, роскошной жизнью, в которой аренда виллы за два миллиона — вопрос желания, а не финансовых затрат, воли у героини не хватает. Она не может выйти из замкнутого круга, в который загнала себя необходимостью выбора, при том, что самого выбора от неё никто не требует. Муж знает о любовнике, любовник знает о муже — и всех всё устраивает. Двое мужчин в жизни Сюзанны даже общаются друг с другом — о ней, о её счастье и безопасности, о машинах, море и деньгах. Сюзанна запутана в себе, в то время как в её жизни, казалось, всё предельно просто: можно любить одного, тратить деньги другого и, выписав себе индульгенцию за измену, продолжать жить привычной жизнью.

«Сюзанна Андлер» — кино камерное, театральное, напоминающее постановку на сцене драматического театра. Количество локаций в фильме ограничено — всё происходит на изысканной вилле во Французской Ривьере и в её окрестностях. При этом многого зрителю не показывают. Например, он не видит закат, о котором много говорит героиня. Образы строятся словами, а не визуальными приёмами. Разноплановостью и разноракурсностью фильм не отличается, при том что каждый его кадр похож на талантливую фотографию, красивую и завораживающую.

«Сюзанна Андлер»: кино о море, выборе и безграничной тоске

Актёрский состав также ограничен — Сюзанна, Мишель, подруга и агент по недвижимости, сдающий виллу. Муж героини появляется в повествовании лишь голосом в телефонной трубке. Здесь нет никого лишнего — вся жизнь Сюзанны сосредоточена на этих людях, и именно их и дают узнать зрителю. Большего не надо.

Фильм держится на разговорах, размышлениях о любви и жизни. Всё действие по факту завязано на пяти длинных диалогах героини с разными людьми. Герои отчаянно пытаются вытащить друг из друга слова о чувствах и планах. Разговоры подчас ведутся об одном и том же, что в очередной раз оголяет необыкновенную пустоту, поселившуюся внутри Сюзанны. Она говорит обо всём и ни о чём, но всё на одну тему. Будто хоть что-то из этого есть в её богатом, необременённом проблемами существовании.

«Сюзанна Андлер»: кино о море, выборе и безграничной тоске

Фильм выдержан в приглушенных серо-синих тонах — цвете тоски, меланхолии и забытья. Сюзанна ищет виллу на лето, однако в воздухе даже и не пахнет летом: фильм состоит только из телефонных звонков, моря, серости и духовых инструментов. Мир вокруг героини напоминает лимб — переходное состояние между жизнью и смертью. Сюзанну разъедает тоска, обволакивающая кадр, делающая его серым, бесцветным и вязким. Тоска по не сделанному, не высказанному, не вылюбленному. Её годы идут, жизнь проходит мимо, а она все также стоит в своей дорогой шубе на балконе виллы, без дома, без семьи, без цели и рассказывает про закат, который зрителю даже не покажут.

Мишель верно отмечает, что Сюзанна всегда готова умереть или заснуть. Она живёт очень спокойно, даже как-то отрешённо, на последнем дыхании. И весь фильм смотрится так же — размеренно, перетекая из диалога в диалог, без смены декораций и каких-либо поворотов в сюжете. Для героев вся эта долгая беседа ничего не меняет — даже несмотря на внешне счастливый финал, с трудом веришь, что показанный день что-то изменит как в жизни Сюзанны, так и в жизни её мужчин. Вместо наслаждения друг другом герои упражняются в вопросах, на которые знают ответы, лжи, сущность которой понятна всем персонажам, и саморазрушении.

«Сюзанна» обязательно найдёт своего зрителя — чтобы вытащить его из пустоты жизни или затянуть в неё ещё глубже.

«Сюзанна Андлер»: кино о море, выборе и безграничной тоске

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика