16 сентября в российский прокат вышла картина французского режиссёра Бенуа Жако «Сюзанна Андлер». Рассказываем, о чём она и кому её стоит посмотреть.
История фильма основана на одноименной пьесе Маргерит Дюрас — лауреата Гонкуровской премии и одной из самых именитых французских писательниц XX века. Маргерит Дюрас — наставница Жако, встреча с которой в 60-е годы стала поворотным пунктом в его развитии как режиссёра. По его словам, «Сюзанна Андлер» — посвящение Маргерит, полное любви и признательности. Обращаясь к произведению, написанному в 60-х годах, режиссёр хотел показать сюжет, принадлежащий к числу вечных: любовные отношения молодого амбициозного мужчины и опытной, разочарованной женщины гораздо старше его.
Главную роль в фильме сыграла актриса Шарлотта Генсбур, известная зрителю по фильмам «Нимфоманка», «Антихрист» и «Меланхолия». Роль её молодого любовника исполнил Нильс Шнайдер, ранее появлявшийся в фильмах Ксавье Долана («Воображаемая любовь», «Я убил свою маму»).
Картина в первую очередь — портрет женщины средних лет, летопись её страхов и переживаний. Повествование начинается с того, что Сюзанна Андлер осматривает роскошную виллу на Лазурном берегу. Просторные комнаты, огромный балкон с видом на море, светлые стены. Аренда виллы стоит два миллиона, и Сюзанна может её себе позволить: она 17 лет была замужем за богатым бизнесменом. У неё есть деньги, дети и молодой любовник.
Сюзанной восхищаются. Ей правда несложно восхищаться: от неё, короткостриженой, элегантной, одетой в маленькое (очень маленькое) чёрное платье и меховую шубу, веет французским шармом, изяществом и печалью. Арендатор виллы называет её настоящей женщиной — такой, каких редко встретишь. Но на это героиня меланхолично замечает, что в ней нет ничего особенного, а на всём Лазурном берегу не найдётся женщины, которой столько же изменял муж. За дорогой одеждой скрывается выжженное поле — израненная, уставшая душа, неспособная уже ничего поменять в собственной жизни. Одна огромная вилла и одна маленькая Сюзанна в коротком чёрном платье. В этом контрасте заключена основная метафора фильма — у героини нет смысла жизни, счастья и ощущения себя нужной даже самым близким людям.
Сюзанна давно потеряла это ощущение. Муж любит её, но не заинтересован в ней как в женщине. Она давно стала красивой и недоступной куклой для званных вечеров. На неё спорят мужчины в барах, а она двигается по течению светской жизни, ненужная даже самой себе, и честно признаётся: «Я давно перестала быть женщиной из-за того, что принадлежала одному единственному мужчине».
На фоне пейзажей Лазурного берега Сюзанна выбирает между несчастной жизнью жены и матери и свободной жизнью с любовником.
Любовник Сюзанны Мишель — амбициозный, обидчивый журналист, работающий в жёлтой прессе, задающий вопросы и не слушающий ответы. Они вместе семь или восемь месяцев — и при этом ничего друг о друге не знают. Сюзанна не может сказать, насколько серьёзны их отношения — скорее всего, они никогда об этом не говорили.
Они ведут странные диалоги. Например, Мишель спрашивает Сюзанну о том, одна ли она сейчас. Она отвечает положительно. Он продолжает: «Так же, как и раньше?» «Ещё больше», — заявляет героиня. В их отношениях чувствуется напряжение. Он то кричит на неё, то дёргает за руки, то напрямую говорит, что понимает, как её можно полюбить, а потом «вышвырнуть на улицу». Сюзанна рассказывает о своём чувстве одиночества — особенно летом, когда вокруг много людей. Мишель перебивает её, спрашивая, зачем она говорит ему о том, о чём он не спрашивал.
История Сюзанны и её любовника вызывает скорее неприятие, чем ожидаемое чувство спокойствия за героиню, которой наконец могут дать любовь и ощущение собственной нужности. На героев смотришь и чувствуешь какой-то подвох. Сюзанна не знает, как нужно любить — последние 17 лет в её любви никто не нуждался. Она лжёт всем, кроме своего мужа — ему она честно говорит о любовнике, о своих желаниях и чувствах. От любовника скрывает то, что встречалась с подругой, подруге врёт, что не любит любовника.
Разлука с Мишелем для неё невыносима. Но в бедном красивом журналисте она в первую очередь видит слушателя для собственного одинокого сердца. К тому же, чтобы попрощаться с богатой, роскошной жизнью, в которой аренда виллы за два миллиона — вопрос желания, а не финансовых затрат, воли у героини не хватает. Она не может выйти из замкнутого круга, в который загнала себя необходимостью выбора, при том, что самого выбора от неё никто не требует. Муж знает о любовнике, любовник знает о муже — и всех всё устраивает. Двое мужчин в жизни Сюзанны даже общаются друг с другом — о ней, о её счастье и безопасности, о машинах, море и деньгах. Сюзанна запутана в себе, в то время как в её жизни, казалось, всё предельно просто: можно любить одного, тратить деньги другого и, выписав себе индульгенцию за измену, продолжать жить привычной жизнью.
«Сюзанна Андлер» — кино камерное, театральное, напоминающее постановку на сцене драматического театра. Количество локаций в фильме ограничено — всё происходит на изысканной вилле во Французской Ривьере и в её окрестностях. При этом многого зрителю не показывают. Например, он не видит закат, о котором много говорит героиня. Образы строятся словами, а не визуальными приёмами. Разноплановостью и разноракурсностью фильм не отличается, при том что каждый его кадр похож на талантливую фотографию, красивую и завораживающую.
Актёрский состав также ограничен — Сюзанна, Мишель, подруга и агент по недвижимости, сдающий виллу. Муж героини появляется в повествовании лишь голосом в телефонной трубке. Здесь нет никого лишнего — вся жизнь Сюзанны сосредоточена на этих людях, и именно их и дают узнать зрителю. Большего не надо.
Фильм держится на разговорах, размышлениях о любви и жизни. Всё действие по факту завязано на пяти длинных диалогах героини с разными людьми. Герои отчаянно пытаются вытащить друг из друга слова о чувствах и планах. Разговоры подчас ведутся об одном и том же, что в очередной раз оголяет необыкновенную пустоту, поселившуюся внутри Сюзанны. Она говорит обо всём и ни о чём, но всё на одну тему. Будто хоть что-то из этого есть в её богатом, необременённом проблемами существовании.
Фильм выдержан в приглушенных серо-синих тонах — цвете тоски, меланхолии и забытья. Сюзанна ищет виллу на лето, однако в воздухе даже и не пахнет летом: фильм состоит только из телефонных звонков, моря, серости и духовых инструментов. Мир вокруг героини напоминает лимб — переходное состояние между жизнью и смертью. Сюзанну разъедает тоска, обволакивающая кадр, делающая его серым, бесцветным и вязким. Тоска по не сделанному, не высказанному, не вылюбленному. Её годы идут, жизнь проходит мимо, а она все также стоит в своей дорогой шубе на балконе виллы, без дома, без семьи, без цели и рассказывает про закат, который зрителю даже не покажут.
Мишель верно отмечает, что Сюзанна всегда готова умереть или заснуть. Она живёт очень спокойно, даже как-то отрешённо, на последнем дыхании. И весь фильм смотрится так же — размеренно, перетекая из диалога в диалог, без смены декораций и каких-либо поворотов в сюжете. Для героев вся эта долгая беседа ничего не меняет — даже несмотря на внешне счастливый финал, с трудом веришь, что показанный день что-то изменит как в жизни Сюзанны, так и в жизни её мужчин. Вместо наслаждения друг другом герои упражняются в вопросах, на которые знают ответы, лжи, сущность которой понятна всем персонажам, и саморазрушении.
«Сюзанна» обязательно найдёт своего зрителя — чтобы вытащить его из пустоты жизни или затянуть в неё ещё глубже.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!