Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Корсаж

Остроумный байопик берёт понемногу у предшественников: форма досталась от «Спенсера», стилистика — от «Марии-Антуанетты», а концовка явно была вдохновлена фильмом «Однажды... в Голливуде». И это всё крутится вокруг небывалого перфоманса Вики Крипс, который уже покорил «Особый взгляд» в Каннах.

Картина Мари Кройцер выбивается из серии о монархах прошлого ещё с заглавия: в отличие от нетфликсовской «Короны» всё-таки корсаж не очень-то ассоциируется с королевской особой у большинства зрителей, да и броское «Сисси» звучало бы рентабельнее и вместе с тем отражало бы характер героини. Другое же отхождение «Корсажа» от модных байопиков последних лет кроется в его основе: он снят по оригинальному сценарию, а не по какому-либо литературному первоисточнику. Скорее, направление задано в сторону «Фаворитки» Йоргоса Лантимоса, которая была отмечена на кинопремиях не столько за игру актрис или дотошность костюмеров, сколько за оригинальный сценарий, что уже доказывает гран-при «Корсажа» на Лондонском кинофестивале и, надеемся, подтвердит успех на 95-ом «Оскаре». И хотя название киноленты зависит не столько от самого автора, сколько от её продюсеров, зрителю уже намекают, что история пойдёт не о той самой Елизавете Баварской.

kinopoisk.ru

Киновоплощениями императрицу Австрии несколько обделили по голливудским меркам: в 50-х Сисси посвятили одноимённую трилогию с Роми Шнайдер, в 1968-м Теренс Янг, постановщик нескольких фильмов о Бонде с Шоном Коннери, воссоздал образ Елизаветы в «Майерлинге» благодаря второстепенной роли Авы Гарднер, а в 1972-ом Лукино Висконти для главной женской роли четырёхчасового «Людвига» попросил Роми Шнайдер вновь примерить на себя королевские одеяния. Режиссёр Мари Кройцер выбрала именно 1877-й год как зачин для сюжета и точку входа в психологизм героини. В фильме Сисси пытается всеми изнуряющими способами удерживать свою красоту, ведь скоро рождество, а вместе с ним и её сороковой день рождения — средняя продолжительность жизни для девушек, как уверяет экранный врач XIX века. И чем это не приговор для самой красивой фрау Австрии? Особенно если мужа-императора больше манит политика, в мир которой её не допускает, а дети ведут себя старше инфантильной матери. Отдушину в рутине из притворного этикетка и многочасовой гримировки Елизавета находит в конных прогулках на любимом скакуне и ребячеством с двоюродным братом, да и это, кажется, недолговечно.

Очевидно, сильнейшее преимущество «Корсажа» на кинофестивалях и кинопремиях — его главная актриса. Вики Крипс вошла в кинематограф в 2011 году, оказавшись на второплановой роли, с которой не расставалась ещё в следующих проектах, пока её не приметил Пол Томас Андерсон для актёрского тандема с Дэниел Дэй-Льюисом в «Призрачной нити». После многочисленных фестивальных похвал за роль Альмы актриса уже блистала на главных ролях у Шьямалана во «Времени» и в «Острове Бергмана» Миы Хансен-Лёве. И хоть «Корсаж» написала и срежиссировала Мари Кройцер, с идеей для фильма к ней пришла именно Вики Крипс, для которой проблематика фильма, скорее всего, весьма близка: актрисе сейчас как раз 39 лет.

k8

За умеренную камерность визуала стоит хвалить оператора: Юдит Кауфман не упускает героиню ни на секунду экранного времени, загоняет в тесные кадры, помещает в уменьшенные декорации. Вместо того чтобы полностью стилизовать картину звучанием классики, французская исполнительница Камилль с её лейтмотивной She was из альбома 2011-го привносит жанр дрим-рока, отчего блеклое чувство сновидения на экране лишь усиливается, хоть и не настолько, как у Дэвида Линча с его музой Джули Круз. Скорее, ощутим эффект сна наяву, который удерживает покрепче любого корсажа. Этому способствует и монтаж, где мизансцены плавно сменяются на контрастные планы: вот Елизавета посещает женское крыло психлечебницы, где пациентки принимают горячие ванны по расписанию, на особо буйной — смирительная рубашка, а уже через мгновение Сисси лежит в позолоченной ванночке, размеры которой словно сковывают её не хуже корсажа. Лишь купаясь голышом да кружась в водном танце с близким другом, девушка ощущает прилив вседозволенности, да и этот приятель «запрещает топиться в его озере». Кройцер и Крипс, подобно Тарантино, но ударяясь в собственную конспирологию, выбирают для своей Сисси лучший финал, чем ей уготовила циничная реальная история, временной поток которой нещадно сбивает с ног тех, кто смотрит в будущее, забываясь опиумом безразличия в настоящем.

Что в сюжетном, что в идейном аспекте картины «Корсаж» так и напрашивается на диалог с прошлогодней «Спенсер» Пабло Ларраина. И над Дианой, и над Елизаветой тяготеют нравы столь неудобного королевского положения. Если первая воспрепятствует тому, чтобы у чад сформировалась личность строго вокруг приличий королевской семьи, то вторая же почти смирилась с влиятельным воспитанием их отца — дети стали заводной частью дворца. Весы с заветным числом в обоих фильмах предстают для героинь некоторым миниантагонистом. Не станет историческим совпадением и то, что в какой-то момент императрица навещает сестру в поместье Спенсеров. Когда как в меланхоличном образе Кристен Стюарт индивидуальные проблемы леди Ди проглядывались с трудом, невзгоды Сисси в обличии Крипс низводятся чуть ли не до перечисления всех проблем женского общества того столетия (или, намекает принцесса, ещё и нашего?). Это не превращает картину в пролог к суфражистскому манифесту, но чего только стоит очевидная метафора в названии: будто границы конкретики и обобщения, как и границы времён, размываются волнами упрощения.

k6

Нередко в исторических драмах автор скуп на юмор. У Мари Кройцер же он исходит, естественно, из Сисси: будь то фарсовое неряшливо измазаться растопленным шоколадом или ехидно показать язык врачу, а толпе завистников — средний палец. Но куда забавнее финальные титры, на которых Крипс танцует с накладными усами под незатейливый мотив.

Момент фильма, в котором придворный художник пишет праздничный портрет императрицы, но та уходит и приказывает ему вдохновиться предыдущими работами, как нельзя лучше описывает произведение Кройцер. Пожалуй, воспринимать «Корсаж» следует именно как постмодернистскую картину: если пройдёте мимо неё, вряд ли пожалеете, но если всё-таки задержитесь на все два часа ­— погрузитесь в стилизованный под XIX век сон, из которого не захочется просыпаться в не такую вольную реальность XXI.

Источник фото: kinopoisk.ru

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика