Посыл «Барби» кроется не в идее о гендерном равенстве — и вы готовы к этому разговору.
Источник фото: imdb.com
«Барби» Греты Гервиг — безусловный кинематографический феномен. Впечатление сильнее, чем в обычное время, он мог произвести лишь в нынешнюю пору, когда хорошего кинопродукта на горизонте не наблюдалось слишком долго — по меркам нашего цифровизированного мира так уж точно. Однако наконец тьма рассеялась: масштабное, но глубокое и личное зрелище вернулось, а вместе с ними — разговоры и противоречия.
Пожалуй, самое интересное, чем может заняться любитель кино после выхода фильма, который потенциально не удовлетворит (если не разгневает) значительную часть человечества — прочитать отзывы и рецензии. И если первый формат в своём многообразии будет напоминать скорее переполох на базаре, то рецензенты и кинокритики в рамках жанра и доступного им литературного лексикона уже не так категоричны, но по-прежнему видят в «Барби» минусы, которые другие посчитают как минимум плюсами, а как максимум — самой сутью.
На «Барби» обиделись не только рядовые зрители без ожиданий, решившие потешить себя неоново-розовой сказкой, но и какие-никакие авторитеты в медиапространстве, ухватившись за повестку, но не с той стороны, с которой следовало бы.
Читайте также
Однако здесь мы не для того, чтобы злорадствовать, переубеждать и тем более оскорблять кого-либо. Этим материалом мы лишь хотим внести ясность — большинство мужчин не поняли «Барби», потому что это фильм не для них и не про них. Женщин же, по авторским наблюдениям, смутила «надоевшая» и слишком очевидная повестка.
Мы не будем разбирать «Барби» по крупицам, поскольку Гервиг удалось едва ли в два часа хронометража вместить базовые тезисы всех трудностей, с которыми за столетия сталкивались женщины. Гнёт патриархата, объективизация, проблемы самоидентификации и современного феминистского движения, материнство и даже смысл самой жизни как таковой — тоже с женской точки зрения.
Источник фото: imdb.com
Однако одна из немаловажных задумок фильма — показать модель обратного патриархата, и именно она была неправильно понята. Неясно, что стало отталкивающим фактором. То ли это категоричное феминистское повествование (хотя таковым фильм задуман), то ли юмор, с которым преподносится история Кена (Райан Гослинг) — одной из кукол мужского пола, созданных для того, чтобы всегда идти в паре с Барби и, желательно, быть в неё влюблённым.
Попав в реальный мир, чтобы помочь фэшн долл справиться с её проблемой и наконец заполучить свою долю внимание, Кен знакомится со всеми прелестями патриархата и узнаёт, что мужчины здесь, оказывается, заправляют всем. Он засматривается на поведение крутых бизнесменов у подножия небоскрёбов, на сомнительную маскулинную моду и даже посещает библиотеку, разгуливая по ней со стопкой книг об истории того самого патриархата (ни разу их не открыв, но уже что-то для себя решив). И именно этот персонаж становится яблоком раздора между зрителями. Глуповатый, наивный, влюблённый Кен, который не знает жизни за пределами той тени, что отбрасывала на него идеальная Барби с момента его создания и внезапно открывший для себя некую истину.
Вкратце и почти без спойлеров: Кены устанавливают патриархат в мире кукол Барби, Барби не желают с этим мириться и свергают Кенов. Выходит эдакая модель угнетателей и угнетённых, где угнетённая группа в лице Кенов быстро оказывается на прежней ступени иерархии Барбилэнда. Выходит, угнетённые остаются угнетёнными?
Если на этом моменте зритель решает, что «Барби» — возмутительный мужененавистнический акт искусства, то, даже если это не сработает, хотелось бы его заверить — это не так. Не так понять «Барби» можно даже не столько потому, что фильм якобы мизандрический, сколько потому что мизогинные стереотипы, которые столетиями пропагандировал патриархат, отразились в персонаже мужского пола. Это не про борьбу полов, а про то, как мужчины испытывают то, чему сами подвергают женщин. Кен — аксессуар Барби без личности и собственных желаний. Иронично, как это смешит и раздражает.
Источник фото: imdb.com
«Барби» нет дела до мужчин, по крайней мере, в контексте этой истории. Сама главная героиня (Марго Робби) просит Кена идти своей дорогой, в то время как она идёт своей. Вместо того, чтобы сокрушаться по высмеянным мужским образам, стоит всё же отдать им должное. Кена, например, с большой вероятностью можно воспринять как метафору на тех очаровательных и добрых мальчишек, с которыми в детстве дружили девочки; но, вырастая, они становятся жертвами патриархальных стереотипов, тинейджерами, адаптирующимися во взрослом мире, где они не мальчики, а мужчины, которым нельзя быть милыми и нельзя проявлять чувств — и они либо отдаляются от девочек, либо начинают навязывать любовь и партнёрство. И мы просто не можем забыть об Алане! Он не Барби и он не Кен — он просто ни на что не претендует и живёт бок о бок со всеми. Он согласен помогать обеим сторонам и, скорее всего, выступает как репрезентация тех самых мужчин, поддерживающих стремления женщин, о которых буквально кричат в этом фильме.
В этом и загвоздка — работа Греты Гервиг целиком и полностью о женщинах. Барби — не кто-то конкретный. Барби — любая девушка в любом возрасте и с любыми увлечениями и чертами характера. Барби — это модель, которая позволила женщинам мечтать за пределами их материнской роли. Они могут быть кем угодно, какими угодно и делать всё, что им угодно.
Печально, что не все способны прочувствовать всю ту боль и тяжесть, о которых повествует «Барби» в рассуждении, каково быть женщиной. Это глубокая работа талантливой авторки, изучающей феминизм сквозь свои проекты («Леди Бёрд», «Маленькие женщины») и помогающей «представительницам прекрасного пола» рефлексировать над своей ролью в обществе. Немалая часть ленты уделена болезненной, также знакомой по предыдущим работам Гервиг теме материнства — но здесь она раскрыта особенно трогательно, так, что первое, что зритель должен сделать после сеанса — обнять свою маму.
Правильным будет подвести итог цитатой героини из фильма: «Мы, матери, остаёмся на месте, чтобы наши дочери могли оглянуться и увидеть, как далеко они продвинулись».
Источник фото обложки: imdb.com
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!