Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Барби

Посыл «Барби» кроется не в идее о гендерном равенстве — и вы готовы к этому разговору.

barbi_1

Источник фото: imdb.com

«Барби» Греты Гервиг — безусловный кинематографический феномен. Впечатление сильнее, чем в обычное время, он мог произвести лишь в нынешнюю пору, когда хорошего кинопродукта на горизонте не наблюдалось слишком долго — по меркам нашего цифровизированного мира так уж точно. Однако наконец тьма рассеялась: масштабное, но глубокое и личное зрелище вернулось, а вместе с ними — разговоры и противоречия.

Пожалуй, самое интересное, чем может заняться любитель кино после выхода фильма, который потенциально не удовлетворит (если не разгневает) значительную часть человечества — прочитать отзывы и рецензии. И если первый формат в своём многообразии будет напоминать скорее переполох на базаре, то рецензенты и кинокритики в рамках жанра и доступного им литературного лексикона уже не так категоричны, но по-прежнему видят в «Барби» минусы, которые другие посчитают как минимум плюсами, а как максимум — самой сутью.

На «Барби» обиделись не только рядовые зрители без ожиданий, решившие потешить себя неоново-розовой сказкой, но и какие-никакие авторитеты в медиапространстве, ухватившись за повестку, но не с той стороны, с которой следовало бы.

Однако здесь мы не для того, чтобы злорадствовать, переубеждать и тем более оскорблять кого-либо. Этим материалом мы лишь хотим внести ясность — большинство мужчин не поняли «Барби», потому что это фильм не для них и не про них. Женщин же, по авторским наблюдениям, смутила «надоевшая» и слишком очевидная повестка.

Мы не будем разбирать «Барби» по крупицам, поскольку Гервиг удалось едва ли в два часа хронометража вместить базовые тезисы всех трудностей, с которыми за столетия сталкивались женщины. Гнёт патриархата, объективизация, проблемы самоидентификации и современного феминистского движения, материнство и даже смысл самой жизни как таковой — тоже с женской точки зрения.

barbi_2

Источник фото: imdb.com

Однако одна из немаловажных задумок фильма — показать модель обратного патриархата, и именно она была неправильно понята. Неясно, что стало отталкивающим фактором. То ли это категоричное феминистское повествование (хотя таковым фильм задуман), то ли юмор, с которым преподносится история Кена (Райан Гослинг) — одной из кукол мужского пола, созданных для того, чтобы всегда идти в паре с Барби и, желательно, быть в неё влюблённым.

Попав в реальный мир, чтобы помочь фэшн долл справиться с её проблемой и наконец заполучить свою долю внимание, Кен знакомится со всеми прелестями патриархата и узнаёт, что мужчины здесь, оказывается, заправляют всем. Он засматривается на поведение крутых бизнесменов у подножия небоскрёбов, на сомнительную маскулинную моду и даже посещает библиотеку, разгуливая по ней со стопкой книг об истории того самого патриархата (ни разу их не открыв, но уже что-то для себя решив). И именно этот персонаж становится яблоком раздора между зрителями. Глуповатый, наивный, влюблённый Кен, который не знает жизни за пределами той тени, что отбрасывала на него идеальная Барби с момента его создания и внезапно открывший для себя некую истину.

Вкратце и почти без спойлеров: Кены устанавливают патриархат в мире кукол Барби, Барби не желают с этим мириться и свергают Кенов. Выходит эдакая модель угнетателей и угнетённых, где угнетённая группа в лице Кенов быстро оказывается на прежней ступени иерархии Барбилэнда. Выходит, угнетённые остаются угнетёнными?

Если на этом моменте зритель решает, что «Барби» — возмутительный мужененавистнический акт искусства, то, даже если это не сработает, хотелось бы его заверить — это не так. Не так понять «Барби» можно даже не столько потому, что фильм якобы мизандрический, сколько потому что мизогинные стереотипы, которые столетиями пропагандировал патриархат, отразились в персонаже мужского пола. Это не про борьбу полов, а про то, как мужчины испытывают то, чему сами подвергают женщин. Кен — аксессуар Барби без личности и собственных желаний. Иронично, как это смешит и раздражает.

barbi_3

Источник фото: imdb.com

«Барби» нет дела до мужчин, по крайней мере, в контексте этой истории. Сама главная героиня (Марго Робби) просит Кена идти своей дорогой, в то время как она идёт своей. Вместо того, чтобы сокрушаться по высмеянным мужским образам, стоит всё же отдать им должное. Кена, например, с большой вероятностью можно воспринять как метафору на тех очаровательных и добрых мальчишек, с которыми в детстве дружили девочки; но, вырастая, они становятся жертвами патриархальных стереотипов, тинейджерами, адаптирующимися во взрослом мире, где они не мальчики, а мужчины, которым нельзя быть милыми и нельзя проявлять чувств — и они либо отдаляются от девочек, либо начинают навязывать любовь и партнёрство. И мы просто не можем забыть об Алане! Он не Барби и он не Кен — он просто ни на что не претендует и живёт бок о бок со всеми. Он согласен помогать обеим сторонам и, скорее всего, выступает как репрезентация тех самых мужчин, поддерживающих стремления женщин, о которых буквально кричат в этом фильме.

В этом и загвоздка — работа Греты Гервиг целиком и полностью о женщинах. Барби — не кто-то конкретный. Барби — любая девушка в любом возрасте и с любыми увлечениями и чертами характера. Барби — это модель, которая позволила женщинам мечтать за пределами их материнской роли. Они могут быть кем угодно, какими угодно и делать всё, что им угодно.

Печально, что не все способны прочувствовать всю ту боль и тяжесть, о которых повествует «Барби» в рассуждении, каково быть женщиной. Это глубокая работа талантливой авторки, изучающей феминизм сквозь свои проекты («Леди Бёрд», «Маленькие женщины») и помогающей «представительницам прекрасного пола» рефлексировать над своей ролью в обществе. Немалая часть ленты уделена болезненной, также знакомой по предыдущим работам Гервиг теме материнства — но здесь она раскрыта особенно трогательно, так, что первое, что зритель должен сделать после сеанса — обнять свою маму.

Правильным будет подвести итог цитатой героини из фильма: «Мы, матери, остаёмся на месте, чтобы наши дочери могли оглянуться и увидеть, как далеко они продвинулись».

Источник фото обложки: imdb.com

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика