Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Может показаться, что «Евгений Телегин» — фильм-вариация на тему классического «Евгения Онегина». Пушкинская сюжетная канва и место действия — русская глубинка и Петербург — сохранены, однако время перенесено в 80-е, период советского полураспада, моды на бунтарство, хиппи и первых рокеров. Чем примечательна премьера и удалась ли очередная интерпретация известного литературного образа, рассказывает в материале критик, блогер, автор канала «Как вы тут живёте?» Наталия Немова.

orig-310412949129499

Источник фото: © «Кино.Арт.Про»

Главный герой ленты (Евгений Ткачук) именем совпадает со знаменитым тезкой, а фамилией лишь намеренно созвучен прототипу (Телегин-Онегин). Евгений — человек интеллектуального труда, питерский прожигатель жизни, критик (во всех смыслах — и в профессиональном, и в целом), циник и «жертва рекламной эстетики». Он занимается йогой и медитацией — хотя это, кажется, мало способствует его внутреннему балансу. Телегин жаждет «разнести отстойное искусство в космическую пыль», «дать оригиналам по морде», хотя сам таким оригиналом нам ежеминутно в кадре и представляется.

Нигилист-Телегин органично вписывается в постмодернистский вектор ленты. Сам как продукт постмодернизма, фильм построен на тотальной неопределенности, релятивизме, отсутствии истин, уравнивании всех возможных дискурсов — при максимальной интертекстуальности. Картина пестрит смесью визуальных и звуковых эффектов, многочисленных отсылок, цитированием откуда только можно: от классики и стихов до пословиц и лозунгов — плюс сдобрена постиронией. «Собранье пёстрых глав» перебивается анимационными заставками с остроумными названиями и авторскими комментариями.

Самовлюбленный Евгений попадает в деревню, где его ждёт оставленная умершим дядей квартира в богатом ретро-стиле. Телегин знакомится с Владимиром Лениным (читай Ленским), сестрами Ольгой и Татьяной Сундуковыми (переиначено с Лариных).

orig-4001239123012931293

Источник фото: © «Кино.Арт.Про»

Известная любовная линия цементирует сюжет. Мотивация Телегина-Онегина к отказу влюбленной Татьяне (актриса Серафима Крамер) понятна: в семейную жизнь он не верит, не готов стеснять себя невозможностью измен, а женщин склонен выбирать по принципу их стройности и только. Татьяна же, по выражению сестры, «консерватор жутчайший», и, как у Пушкина, близка к природе, богу и в широком смысле «русскости». Немудрено, что правильная и ещё несовершеннолетняя комсомолка Татьяна не смогла пленить воображение городского мажора, случайно занесенного к унылым, хотя и живописным, деревенским брегам.

Фильм неодномерен: он строится по принципу «сюжет в сюжете». Параллельно истории с Татьяной разворачивается линия Евгения и некой деревенской жительницы Варвары. Она девушка-лягушка, обладательница дара перевоплощения, а также деда-философа, с которым проживает в избушке, как подлинная сказочная героиня.

Зачин этой второй линии, сказочно-волшебной, происходит в самом начале, когда Евгений ещё на пути к деревне. Варвара угадывает имя незнакомца и намекает на свидание: «Приходи завтра на берег. Я, может, поцелую тебя, а может, лягухой обернусь». «Я бородавок боюсь», — осекает Варвару Евгений. Она не отступает и, действительно, обернувшись лягушкой, присутствует безмолвным наблюдателем всех деревенских перипетий героя.

Неслучайно-случайная смерть Владимира, из ревности погнавшегося с поленом за Евгением, прыжок в воду, удар о дно. То, конечно, не дуэль — наш главный герой виновен лишь косвенно. Он ненадолго попадает в камеру, где ведёт беседы об искусстве отношений с сокамерником-завклубом Зарецким (блестяще исполненным Юрием Гальцевым). От любовных мук тот рекомендует Евгению «переводить количество в качество» и «выбирать контингент пожиже». Доказательств вины в драме с Владимиром не находится, но в воспитательных целях мать отправляет Телегина в армию. Спустя время, встреча с замужней и такой же высокоморальной Татьяной — уже состоявшейся, уверенной журналисткой. Она ожидаемо отказывается изменять мужу с Евгением и разбивает его сердце. В утешение она обещает за него молиться и отсылает навестить могилу Владимира.

orig-139192391939139192

Источник фото: © «Кино.Арт.Про»

На лекции о внутренних метаниях литературного персонажа Онегина, наш Телегин спотыкается о фразу: «Не можешь достичь желаемого, научись желать достижимое». Дальше его судьба подчиняется этой логике.

Как сказочный Иван-царевич, Евгений случайно сжигает волшебную лягушкину кожу и тем освобождает её от чар. Правда, теперь он обречен задержаться в этом (к)раю и стать её суженым. Дважды Варвара переправляет Телегина на лодке, как Харон через Стикс, с одного берега на другой, меняя его жизнь. Подобно тому, как случайно, от шальной стрелы, сказочный Иван находит невесту, Царевну-лягушку, так же нежданно-негаданно судьба дарит Телегину личное счастье без приложения усилий с его стороны. Варвара берёт инициативу в свои руки, разрешает его драму, оказываясь для Евгения невестой и любящей, и богатой, и к тому же, доброй колдуньей. Впрочем, невесты, превосходящие умом и тайными знаниями своих женихов, не редкость в русских сказках.

Волшебный сюжет закольцовывается: Телегин после отказа Татьяны, кажется, станет женихом Варвары, как та и предрекала.

В финале Царевна-лягушка и вовсе щедро наделяет героя даром воскресить погибшего Ленина-Ленского: он раскапывает его могилу, уносит на себе мертвое тело, а потом словно уводит ожившего друга по полю в светлую даль.

Стоит отметить операторскую и монтажную работы, сложное решение колористики. Зритель постоянно меняет оптику зрения: кадр то сфокусирован, то размыт, слои изображения накладываются друг на друга, цветопись кадра непрерывно варьируется. Камера будто преломляет и расслаивает пространство, фиксирует его ускользание, распространяя флёр потусторонности. Фильм максимально эстетизирован, нагружен символическими образами и аллегориями, за которыми подчас не уследить.

orig-294912849128498

Источник фото: © «Кино.Арт.Про»

Ощущение, что режиссёр повсюду разбросал золотые ключики для поиска русского культурного кода: они переливаются светом и смыслами, манят, но их сложно понять посредством ума, их надо почувствовать душой. Лента подобна причудливому арт-объекту или красочному сложно выписанному холсту. Погружению в настроение мистичности происходящего способствует и богатая музыкальная палитра: здесь и Виктор Цой, и Борис Гребенщиков, и «Сплин», и фолк-коллективы. Звуковой ряд тоже задает ощущение большой игры с реальностью.

Получившаяся такой сложносочиненной во всех смыслах лента снята по собственному сценарию (изначально поэме в прозе) режиссёром Виктором Тихомировым, культовым основоположником творческой группы «Митьки», художником и литератором.

К финалу фильма складывается ощущение, что Виктор Тихомиров по-своему, но обыграл Пушкина в игре-бродилке героя за счастьем. Онегин-Телегин пережил драму, очистился и завершил своё хождение по мукам, растворившись в хэппи-энде русской-народной сказки.

Источник фото обложки: © «Кино.Арт.Про»

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика