Работы «Союзмультфильма» — это знакомые почти каждому с детства герои, песни и сюжеты. И у каждого наверняка в жизни наступал момент прокрастинации или появлялось желание предаться ностальгии, когда, вместо привычного набора вкладок, он открывал мультфильм. Пересмотрим эти сюжеты вместе и расскажем, что, возможно, вы ещё не заметили в них.
«Котёнок по имени Гав»
Этот мультфильм можно назвать самым наивным и милым среди всех работ «Союзмультфильма». Очаровательный сиамский котёнок, живущий на чердаке, и его такой же очаровательный друг, щенок Шарик, играют, ведут уморительные диалоги и делят на двоих сосиску, а присматривают за ними самодовольный Кот и угрюмый Пёс.
© Союзмультфильм
Однако сквозь детскую наивность отчётливо проглядывается идея обретения человеком, в этом случае котёнком, своей индивидуальности. Необязательно быть таким, как все — главного героя зовут Гав, а не Вася, и он совсем не хочет жить с Шариком «как кошка с собакой». Он считает щенка другом, даже несмотря на слова Кота, который советует враждовать, потому что так было всегда. Гав интуитивно не идёт на поводу у бессмысленных социальных принципов, притом ведя себя по-детски непосредственно и действуя, на первый взгляд, по прописным истинам, однако почему-то очень сложным для Кота и Пса — самостоятельных взрослых, продолжающих недолюбливать друг друга.
«Сказка сказок»
Знакомый, скорее всего, немногим мультфильм рассчитан на более взрослую аудиторию, которая готова думать и всматриваться. Детям она тоже доступна, но, скорее всего, после первых нескольких минут маленький зритель потеряет интерес. Всё из-за сложной формы подачи материала и философского сюжета.
© Союзмультфильм
Полчаса мультфильма — это лента воспоминаний, эпох, мечт и сожалений, сквозь которые стремительно едет гудящий поезд. Центральный герой — Волчок из знаменитой колыбельной, который, однако, не кусает за бочок, а грустными бездонными глазами смотрит на мир, ест картошку с костра и пугается своего отражения. Его образ проходит через несколько миров и ситуаций: здесь и утопическая картина застолья, где поэт, рыбак и прачка общаются, и зарисовка из жизни маленького мальчика, который хочет есть яблоки на дереве с воронами, но вместо этого вынужден следовать по пути отца-алкоголика, строящего наполеоновские планы. Лейтмотивом мультфильма проходят звуки довоенного вальса и горечь жён, чьи мужья не пришли с фронта. А светящийся свиток поэта в руках Волчка превращается в плачущего младенца, которого страшный и опасный зверь начинает убаюкивать. Загадочности картине добавляет и полное отсутствие диалогов, направленное на то, чтобы каждый зритель сам смог увидеть смысл, который он больше всего чувствует.
«Ёжик в тумане»
Ещё одна работа Юрия Норштейна, но, в отличие от прошлой, более понятная и знаменитая. Вокруг этого мультфильма гуляет множество теорий. Одна из них, основанная на греческой мифологии, говорит о пути Ёжика как о метафоре смерти — через реку он попадает в царство мёртвых к уже ушедшему другу Медвежонку, где они обретают булгаковский покой и пьют чай с малиновым вареньем.
© Союзмультфильм
Однако не все придерживаются настолько пессимистичного взгляда на идею этого мультфильма. Более светской теорией считается та, в которой Ёжик лишь попадает на ранее не изведанный жизненный путь, который пугает его. Он не понимает, куда идёт и что конкретно его окружает — всё, чего герой хочет — это найти друга, иметь близкого человека на своей стороне. Но всё, что ему остаётся — в буквальном смысле плыть по течению. Однако туман однажды рассеивается и Ёжик действительно встречает Медвежонка, что, даже если не подразумевалось режиссёром, побуждает зрителей пробовать новое, не боясь перемен и окружающего тумана.
«Бременские музыканты»
Советская цензура, естественно, становилась спусковым крючком для создания режиссёрами картин, в которых можно было бы показать советскую действительность такой, какая она есть, при этом не попав в «чёрный список». Особенно действенным способом в этом случае выступала мультипликация. И хотя в мультфильме нет как таковой насмешки над советской властью, реверансы в сторону западной культуры здесь всё-таки разглядели.
© Союзмультфильм
В главных героях видели The Beatles, в Трубадуре — Элвиса Пресли, дочь Леонида Брежнева, встречавшаяся с артистом цирка, напоминала своенравную принцессу, а знаменитая строчка из песни музыкантов «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы» произвела соответствующее негативное впечатление. Однако это не помешало создателям донести до современного зрителя это лёгкое музыкальное приключение, чем-то напоминающее романтическое хулиганство, так свойственное людям творческой профессии. Был ли это поклон Западу или нет — киноадаптации для мультфильма до сих пор снимают.
«Ну, погоди!»
Конечно, не обойдёмся и без самого известного мультфильма советского периода про вечные погони курящего Волка за одетым с иголочки Зайцем, которые, однако, не доходят до абсурда и передают множество скрытых смыслов, образов и разного рода иронию.
© Союзмультфильм
Одна из тем, проглядывающаяся сквозь слой комичной картинки, — социальное неравенство. Здесь Волк — это не имеющий постоянного места работы тунеядец, грубый и в то же время чересчур независимый, очевидно, имеющий собственное мнение, которое расходится с утопией советской идеологии, к тому же, одевающийся в модные на Западе клёш и яркую розовую рубашку. И у него поперёк горла стоит примерный представитель этой идеологии, поднявшийся по социальной лестнице образованный и законопослушный Заяц, которого показывают на телевидении. Волк, мечтающий досадить образцовому советскому гражданину, страдает сам, снова и снова наступая на одни и те же грабли вместо того, чтобы начать меняться и хотя бы избавиться от вредных привычек.
Источник фото обложки: © Союзмультфильм
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!