Как и любые другие творцы, советские аниматоры черпали вдохновение в мировой культуре. На экранах оказывался и высокий Ренессанс, и рембрандтовский свет, и британский рок. В этом материале рассказываем, как разглядеть музейный шедевр в любимом мультфильме.
© Союзмультфильм
История советской анимации берёт начало ещё до революции. Первые опыты по производству мультфильмов проводил Александр Ширяев. Будучи балетмейстером Мариинского театра, он ставил кукольные постановки, воспроизводящие балетные партии. Однако до открытия архива Ширяева первым мультипликатором в России считался Владимир Старевич. Героями его произведений выступали насекомые, покадрово передвигаемые на экране.
После революции развитие мультипликации замедлилось, но Юрий Меркулов и Данил Черкес, оформлявшие тогда агитпоезда, стали производить плакатные фильмы на основе карикатур художников Дмитрия Моора и Виктора Дени. Переломным моментом в истории индустрии стал 1936 год, когда была открыта студия «Союзмультфильм». После её основания советская анимация начала бурно развиваться, осваивать и создавать новые техники. Самым богатыми на визуальные эксперименты и темы стали мультфильмы оттепельного периода 1960-70-х годов.
«Фильм! Фильм! Фильм!», 1968 год, режиссер Фёдор Хитрук
Сборник всевозможных отсылок и кадров из истории мирового кинематографа, острая сатира на кинопроизводство и творчество. «Фильм! Фильм! Фильм!» — по-настоящему взрослое произведение, созданное в простоватой манере рисованного мультфильма. Музыку для ленты и легендарную заставку написала и исполнила первая в СССР рок-группа «Сокол», чья единственная запись сохранилась как раз в произведении Хитрука.
Читайте также
© Союзмультфильм
«Стеклянная гармоника», 1968 год, режиссер Андрей Хржановский
Пугающий и аллегорический мультфильм о судьбе искусства «Стеклянная гармоника» Хржановского буквально состоит из полотен самых известных в мире художников. Главный герой — магритовский Сын человечества. Люди вокруг него — средневековые страшилища Гойи, Дюрера и Босха. Звучит прекрасная музыка, а люди преображаются в полотна Да Винчи и Ботичелли.
© Союзмультфильм
«Рассеянный Джованни», 1969 год, режиссер Анатолий Петров
Появившийся в первом сборнике «Карусели» мультфильм Анатолия Петрова по мотивам сказки Роддари отличается ярким и даже немного жутким стилем. Обилие контрастирующих цветов, тёмные контуры фигур и сюжет про мальчика, теряющего руки и ноги, соответствует авторским веяниям оттепельной культуры. Визуальный стиль мультфильма вдохновлён витражами Фернана Леже, выполненных в геометрическо-абстрактном стиле.
© Союзмультфильм
«Бременские музыканты», 1969 год, режиссер Инесса Ковалевская
Очевидно, что сценические образы «иностранных гастролеров», за которыми скрывались осёл, пёс, петух и кот, были вдохновлены известными музыкантами эпохи расцвета рок-музыки. В одежде, манерах и причёсках героев угадываются и Ринго Старр (петух в огромных очках с бакенбардами за барабаном), и Джаггер Стоун (осёл в огромных полосатых штанах за микрофоном). Однако не только наряды героев были вдохновлены западными образцами стиля. Незабываемые музыкальные композиции также сделаны в духе рок-н-ролла 60-х годов. Действительно, звёзды континентов.
© Союзмультфильм
«Маугли», 1973 год, режиссер Роман Давыдов
Немного сюрреалистичная манера передачи живой природы в мультфильме «Маугли» была подчерпнута у Николая Рериха. Достаточно нежное цветовое решение у художника было перенято аниматорами и создало тот самый неповторимый мир джунглей с острыми скалами, лиловыми закатами и бескрайними просторами каменных долин.
© Союзмультфильм
«Сказка Сказок», 1979 год, режиссер Юрий Норштейн
Юрий Норштейн — один из самых известных советских мультипликаторов. Его отличал особый живописный стиль в произведениях. Мультфильмы аниматора напоминают гравюры и рисунки XVI века, а свет ложится по манере Рембрандта. В ленте «Сказка сказок» в сцене с открытой дверью луч света, падающий на пространство тёмной комнаты, отчетливо схож со светом картины «Возвращение блудного сына». Сама же сцена также отсылает к возвращению героя Волчонка в определённое пространство.
© Союзмультфильм
«Кто расскажет небылицу?», 1982 год, режиссер Роберт Саакянц
Мультфильм по мотивам армянской сказки о царе, решившим поиграть с подданными в небылицы, в одной из сцен отсылает к знаменитой картине Пикассо «Девочка на шаре». В одном из эпизодов персонаж залезает на круглый камень и балансирует на нём точь-в-точь, как хрупкая девушка знаменитого художника.
© Союзмультфильм
«Падал прошлогодний снег», 1983 год, режиссер Александр Татарский
В смешном и простом, но лишь на первый взгляд, мультфильме скрывается шедевр эпохи Возрождения. В одной из сцен, когда главный герой произносит: «Пиры закатывать буду!» — мир перестраивается и вылепливается во фреску «Тайна вечеря» Леонардо Да Винчи. Герои располагаются за длинным столом в точности так, как и на работе великого Леонардо.
© Союзмультфильм
«Контакт», 1987 год, режиссер Владимир Тарасов
Советской «жёлтой подводной лодкой» стал мультфильм «Контакт», сделанный в стиле известного фильма группы The Beatles. Яркие, психоделические цвета, необычные формы и сюжетные решения делают эту работу по-настоящему самобытной и запоминающейся. Главный герой произведения также одет по моде «хиппи эры» Джона Леннона: бакенбарды, твидовый пиджак и джинсы клёш.
© Союзмультфильм
Источник фото обложки: © Союзмультфильм
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!