Главная новость недели в российском кино - назначение Оксимирона на главную отрицательную роль в новом фильме по Пелевину «Empire V», съемки которого начались на прошлой неделе. По случаю вспоминаем других отечественных музыкантов, в разное время появлявшихся в кино в больших (больше Бутусова в «Брате») ролях.
Александр Вертинский: «Заговор обречённых» (1950)
Единственную свою государственную награду, Сталинскую премию второй степени, Александр Вертинский получил за исполнение роли кардинала Бирнча в фильме «Заговор обречённых». Фильм Михаила Калатозова основан на одноимённой пьесе Николая Вирты. Сюжетная линия просматривается в названии киноленты - в одной восточноевропейской стране, недавно освобождённой советскими войсками от фашизма, зреет новый заговор. Зачинщиками экономической блокады выступают посол США, а также представители местного правительства. Остановить мятежников под силу только активу коммунистической партии, рабочим и крестьянам.
Владимир Высоцкий: «Интервенция» (1968)
Трагикомедия Геннадия Полока (первоначально носившая название «Величие и падение дома Ксидиас») задумывалась как балаганное шоу в лучших традициях и приёмах театрального искусства первых лет Советской власти. Однако Госкино не оценило «эксперимент» Полока и наложило на фильм запрет. Более того, идея не понравилась даже автору одноимённой пьесы Льву Славину. Не помогло даже письмо Брежневу. Тем не менее, через два года киноленту всё-таки выпустили на большой экран. Режиссёр и актёры представили тему гражданской войны гротескно и по – театральному, за что и вызвали осуждение многих своих коллег. Только прославившийся ролью в «Вертикали», Владимир Высоцкий в «Интервенции» сыграл роль руководителя группы большевиков-подпольщиков.
Константин Кинчев: «Взломщик» (1987)
«Взломщик» покорил сердца не только советских зрителей. Художественный фильм Валерия Огородникова долго пользовался популярностью и у западной аудитории, в частности, в США. В общей сложности его посмотрело почти двадцать миллионов человек. Фильм, получивший, среди прочего, приз кинокритиков на Венецианском фестивале, рассказывает историю двух братьев. Старший, Костя (Константин Кинчев, озвучил другой артист) увлекается рок-музыкой и мечтает стать знаменитым рокером. После смерти матери, братья остались с отцом-алкоголиком, который почти не общается с сыновьями, что сильно сближает детей между собой. Когда ради музыкальной карьеры старший брат готов пойти на преступление, младший, Семён, решается ввязаться в авантюру вместо него.
Фильм вошёл в число лидеров советского проката, заняв почётное второе место и сделав Виктора Цоя «лучшим актёром года» по версии журнала «Советский экран». Сюжет «Иглы» развивается вокруг парня Моро (Виктор Цой), который, пытаясь спасти свою подругу от наркомании, решает разделаться с поставщиками. Но за одним из драгдилеров (кинодебют другого рокера, Петра Мамонова, но о нем ниже) стоят влиятельные люди, которые намерены избавиться от мешающего им Моро. Именно в этой картине впервые прозвучала знаменитая песня группы Кино «звезда по имени Солнце», написанная Цоем как раз во время съемок.
Сергей Курёхин: «Лох-победитель воды» (1991)
Основанный на мотивах кельтского эпоса триллер Аркадия Тигая рассказывает о бандитских разборках в начале 90-х. Предприниматель Павел Гореликов (Сергей Курёхин) вместе с приятелем Костей (Андрей Пономарёв) держат компьютерный салон в Санкт-Петербурге. Отказавшись выплачивать мзду рэкитерам, Павел и Костя подвергаются нападению. Угрозы со стороны рекитеров не прекращаются, а вскоре бандиты убивают Костю. Понимая, что искать помощи у милиции бесполезно, Павел решает самостоятельно отомстить за смерть друга. Всю музыку к фильму написал сам Сергей Курёхин.
Борис Гребенщиков: «Два Капитана 2» (1992)
Другой фильм с Сергеем Курёхиным, стилистически наследующий его знаменитому телевизионному выступлению про Ленина (оно случилось годом ранее) - но на этот раз в дуэте с Борисом Гребенщиковым (плюс Дюша Романов, Сергей Бугаев и другие). То ли большая победа русского постмодерна, то ли просто великий капустник главных героев начала девяностых.
Жанна Фриске: «Ночной дозор» (2005)
Мало кто не смотрел этот фильм, еще меньше тех, кто ни разу о нём не слышал. Фэнтези-дилогию Тимура Бекмамбетова называют «первым российским блокбастером» и нередко рассматривают как одну из первых успешных лент российского кинематографа (со временем, кажется, все чаще, чем как большой провал). В 2010 году «Ночной дозор» попал в сотку лучших неанглоязычных фильмов по версии британского журнала «Empire». В «Дневном дозоре» находившаяся тогда на пике популярности Жанна Фриске исполнила роль темпераментной ведьмы Алисы, отвечая за задвинутую на второй план любовную линию.
Пётр Мамонов: «Остров» (2006)
Актерская карьера Петра Мамонова началась еще на формально музыкальной сцене – великие «Звуки Му» были, конечно, не про музыку или стихи, а именно про его труднопереносимые и незабываемые танцы - танцы человека, одержимого всеми бесами на свете. К «Острову» Мамонов уже успел объявить собственное музыкальное прошлое «скотством» и переквалифицироваться – и в жизни, и на экране – из хищного интеллектуала, заигравшегося с дьяволом, в проводники православной хтоники. Говорят, через четыре года, когда Мамонов, уже почти готовый персонаж для иконы, вдруг запел на творческом вечере свои старые песни, до отказа заполненный зал к середине концерта опустел наполовину – эти зрители были фанаты «Острова», никогда никакие «Звуки Му» не слышали, приходили вообще-то на «старца Анатолия» и сильно перепугались, увидев то, что увидели; их можно понять.
Сергей Шнуров: «Слон» (2012)
Фильмов у Сергея Шнурова больше, чем музыкальных альбомов - впрочем, на киноафишах он, кажется, появляется чаще, чем его можно правда разглядеть на экране. «Слон» - первая большая роль музыканта, где он играет не самого себя (или как бы самого себя) - семейно-зоологическая мелодрама про спасение слона, исполняемое людьми, которым изначально было поручено доставить его на усыпление. До этого Шнуров, к слову, успел засветиться в крошечной роли в том же «Дневном дозоре», позже - исполнил уже довольно важную партию в первой гинзбурговской экранизации Пелевина.
Баста, Гуф и другие: «Газгольдер» (2014)
Героиновый автопортрет русского рэп-мейнстрима начала десятых, продемонстрировавший у его авторов не то самоиронию какого-то высшего порядка, не то полное её отсутствие. Фильм про то, как артисты творческого объединения «Газгольдер» бодро и весело расправляются с силовиками, вооружившись фразой «Мы тоже люди серьёзные», вызвал у публики вопросы не только на предмет самооценки означенных артистов, но и, например, с моральной точки зрения, - зато стал источником внушительного количества интернет-мемов. Да и вообще - это все равно, видимо, лучший клип в карьере Басты, да и всех остальных присутствующих тоже.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!