Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили книгу или сборник стихов? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
«Частный случай» Михаила Титова — искренне и провокационно о многообразии жизни

В сборнике «Частный случай» петербургский тележурналист Михаил Титов пишет о любви, разочаровании, кризисе среднего возраста и поиске себя, стремясь охватить весь калейдоскоп жизни. Среди его героев мало выдающихся людей, но много запоминающихся и по-своему замечательных. Что уникального можно найти в рассказах о повседневности? Читайте в нашей рецензии.

Сборник Титова — тот случай, когда название точно передаёт содержание. Внутри читатель действительно найдёт множество частных случаев, а особенно — разговоров. О смысле жизни, любви, сексе, искусстве, кризисах и поиске себя. Едва ли найдётся писатель, ни разу не обращавшийся к этим темам, но стиль Титова, умение создавать яркие образы, полная искренность затягивают. Можно выделить такие лейтмотивы — саморефлексия, работа, алкоголь, отношения. Сам автор вкладывает горькую правду в слова одного из персонажей: «Трезвым много не наговоришь, а пьяным можно позволить себе многое сказать». Точно так же многое можно узнать о себе, читая о чужом опыте.

titov

Источник фото: Михаил Титов

Книга «Частный случай» состоит из 15 произведений, герои которых проживают разные бытовые ситуации. В историях, написанных от первого лица, рассказчиком выступает мужчина, но не стереотипный мачо, а скорее интеллигент — внимательный, тонко чувствующий и начитанный. Например, открывающий рассказ «П(р)очти дневник» начинается с упоминания Пушкина, затем персонаж «чувствует себя героем Мураками», вспоминает «Анну Каренину». Тут и там читателю встречаются знаковые имена: Чехов, Бунин, Сорокин, Островский, Сервантес… Живя в литературоцентричной стране, невозможно говорить о чувствах, не вспоминая культовых авторов.

Особенно ценны, на наш взгляд, те произведения, в которых автор уходит от привычных правил сторителлинга. Например, уже упомянутый рассказ «П(р)очти дневник» написан как бы на ходу, урывками — фрагменты текста объединены между собой по ассоциациям, почти как поток сознания. По сути, это презентация всего сборника: несколько историй, все они разные и как будто бы мало связаны между собой, но объединяет их вопрос: «Кто я такой?» Не менее интересно произведение «Миша, ты где? Физиологический очерк в пяти чувствах», где повествование в каждой главе контекстуально связано с одним из органов восприятия мира. Например, «Зрение» про поход в кинотеатр. Обыденная ситуация, но передаёт весь спектр чувств, в которых мы порой стыдимся себе признаться.

Поскольку Титов уже давно работает на телевидении, некоторые герои его рассказов трудятся там же и делятся своим, как правило, циничным отношением к профессии. Унылая работа ради денег, разнообразные «праздники зубной щётки», несоответствие дела идеалам. «Журналистика — величайший самообман», — провозглашает один из персонажей. Сразу же хочется провести параллели с прозой Довлатова, и они определённо есть: в произведения Титова погружаешься так же быстро, до конца не осознавая, что тебя там держит.

Сборник «Частный случай» привлекает внимание не интригующими сюжетными поворотами, а выразительным писательским стилем и меткими наблюдениями о повседневности и творчестве, честным и ироничным отношением к себе. Здесь нет ни одного лишнего персонажа или проходного рассказа — каждый из них учит видеть драгоценное в обыденном.

titov_2

Михаил Титов на презентации сборника «Частный случай». Источник фото: Михаил Титов

Почему быть писателем в Петербурге сложнее, чем где-нибудь ещё? Влияет ли телевизионный опыт на художественный стиль? Как литературный блог помогает в чтении? Ответами на эти и другие вопросы поделился автор сборника «Частный случай» Михаил Титов.

В аннотации к сборнику сказано, что это Ваша первая работа, изданная в Петербурге. Почему важно было сделать акцент на том, что книга вышла именно в этом городе?

— Петербург — город огромной литературной традиции и взыскательного читателя. Нужно быть слегка безумным, чтобы заходить на этот «рынок» со своим «продуктом». Ответственность выше, чем где бы то ни было. Я долго не то чтобы не решался что-то своё представлять на бумаге, а просто не видел смысла это делать. Выкладывал рассказы на «Прозе.ру», в соцсетях. Пока директор издательства «Медиапапир» Александр Иванов, прочитав пару моих рассказов, не убедил, что написанное не должно лежать в столе, даже если нынешний стол — пространство интернета, а должно обрести плоть и идти в люди.

Помогает ли опыт работы на телевидении в написании художественных произведений?

— Телевизионный опыт и помогает, и мешает. С одной стороны, ты формируешь огромный круг общения, узнаешь жизнь людей разного уровня. С другой — для эфира пишешь короткие тексты, буквально на 20-30 секунд: там нет места художественным выкрутасам, все очень коротко и по существу, а это так или иначе проецируется на рассказы. Рука сама норовит вычеркнуть лишнее и оставить только действие и диалоги. Плохо ли это для художественного произведения — не знаю. Но часто, читая книгу, ловлю себя на том, что пропускаю описательные части и перескакиваю к диалогам. Может быть, это профессиональная деформация такая…

Сложно ли завоёвывать внимание в другой сфере — литературе?

— Я не думал об этом. И стратегий не выстраивал. Книжка появилась фактически спонтанно, а там посмотрим: будет ли она удостоена внимания.

Можете ли Вы назвать кого-то из других авторов «малой прозы» своим ориентиром?

— В русской литературе масса мастеров рассказа: от Чехова до Татьяны Толстой и Людмилы Петрушевской. Многими рассказчиками восхищаюсь, особенно Чеховым, который из обыденного, очень простого сюжета делал масштабную историю, но, честно говоря, даже не анализировал ни структуру, ни приемы. Ищу своё.

Все произведения, объединённые в книге «Частный случай», были написаны в разное время. Некоторые — в начале нулевых, другие — несколько лет назад. Как Вы для себя определили общую идею сборника?

— Общая идея кроется в самом названии. Всё это — частные случаи, которые, как мне хотелось бы надеяться, создают общую картину жизни за последние почти двадцать лет.

Кроме работы над собственной прозой, Вы делитесь прочитанным в блоге «Мишкины книжки». Что побудило Вас начать вести литературную страничку «ВКонтакте»?

— Закончившиеся объёмы памяти. Я всегда, с самого детства, много и бессистемно читал, но быстро забывал прочитанное. Шесть лет назад неожиданно вспомнилась школьная практика ведения дневника читателя. Группа «ВКонтакте» стала поначалу тем самым дневником. Сейчас своими рекомендациями и фотографиями активно делятся «одногруппники». Часто они же подкидывают идеи различного рода флешмобов, связанных с книгами и чтением.

На Ваш взгляд, что для писателя важнее: найти пусть небольшую, но свою аудиторию или увидеть собственную книгу в списке бестселлеров?

— Найти своего читателя, прежде всего. Это куда важнее.

Источник фото обложки: Rachel Forrez on Unsplash.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Комментарии   

+2 #1 Светлана Спорова 24.04.2023 19:44
Вот это действительно профессиональный, хороший отзыв о вашей книге. Очень рада за вас.

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика