В сборнике «Частный случай» петербургский тележурналист Михаил Титов пишет о любви, разочаровании, кризисе среднего возраста и поиске себя, стремясь охватить весь калейдоскоп жизни. Среди его героев мало выдающихся людей, но много запоминающихся и по-своему замечательных. Что уникального можно найти в рассказах о повседневности? Читайте в нашей рецензии.
Сборник Титова — тот случай, когда название точно передаёт содержание. Внутри читатель действительно найдёт множество частных случаев, а особенно — разговоров. О смысле жизни, любви, сексе, искусстве, кризисах и поиске себя. Едва ли найдётся писатель, ни разу не обращавшийся к этим темам, но стиль Титова, умение создавать яркие образы, полная искренность затягивают. Можно выделить такие лейтмотивы — саморефлексия, работа, алкоголь, отношения. Сам автор вкладывает горькую правду в слова одного из персонажей: «Трезвым много не наговоришь, а пьяным можно позволить себе многое сказать». Точно так же многое можно узнать о себе, читая о чужом опыте.
Источник фото: Михаил Титов
Книга «Частный случай» состоит из 15 произведений, герои которых проживают разные бытовые ситуации. В историях, написанных от первого лица, рассказчиком выступает мужчина, но не стереотипный мачо, а скорее интеллигент — внимательный, тонко чувствующий и начитанный. Например, открывающий рассказ «П(р)очти дневник» начинается с упоминания Пушкина, затем персонаж «чувствует себя героем Мураками», вспоминает «Анну Каренину». Тут и там читателю встречаются знаковые имена: Чехов, Бунин, Сорокин, Островский, Сервантес… Живя в литературоцентричной стране, невозможно говорить о чувствах, не вспоминая культовых авторов.
Особенно ценны, на наш взгляд, те произведения, в которых автор уходит от привычных правил сторителлинга. Например, уже упомянутый рассказ «П(р)очти дневник» написан как бы на ходу, урывками — фрагменты текста объединены между собой по ассоциациям, почти как поток сознания. По сути, это презентация всего сборника: несколько историй, все они разные и как будто бы мало связаны между собой, но объединяет их вопрос: «Кто я такой?» Не менее интересно произведение «Миша, ты где? Физиологический очерк в пяти чувствах», где повествование в каждой главе контекстуально связано с одним из органов восприятия мира. Например, «Зрение» про поход в кинотеатр. Обыденная ситуация, но передаёт весь спектр чувств, в которых мы порой стыдимся себе признаться.
Поскольку Титов уже давно работает на телевидении, некоторые герои его рассказов трудятся там же и делятся своим, как правило, циничным отношением к профессии. Унылая работа ради денег, разнообразные «праздники зубной щётки», несоответствие дела идеалам. «Журналистика — величайший самообман», — провозглашает один из персонажей. Сразу же хочется провести параллели с прозой Довлатова, и они определённо есть: в произведения Титова погружаешься так же быстро, до конца не осознавая, что тебя там держит.
Сборник «Частный случай» привлекает внимание не интригующими сюжетными поворотами, а выразительным писательским стилем и меткими наблюдениями о повседневности и творчестве, честным и ироничным отношением к себе. Здесь нет ни одного лишнего персонажа или проходного рассказа — каждый из них учит видеть драгоценное в обыденном.
Михаил Титов на презентации сборника «Частный случай». Источник фото: Михаил Титов
Почему быть писателем в Петербурге сложнее, чем где-нибудь ещё? Влияет ли телевизионный опыт на художественный стиль? Как литературный блог помогает в чтении? Ответами на эти и другие вопросы поделился автор сборника «Частный случай» Михаил Титов.
— В аннотации к сборнику сказано, что это Ваша первая работа, изданная в Петербурге. Почему важно было сделать акцент на том, что книга вышла именно в этом городе?
— Петербург — город огромной литературной традиции и взыскательного читателя. Нужно быть слегка безумным, чтобы заходить на этот «рынок» со своим «продуктом». Ответственность выше, чем где бы то ни было. Я долго не то чтобы не решался что-то своё представлять на бумаге, а просто не видел смысла это делать. Выкладывал рассказы на «Прозе.ру», в соцсетях. Пока директор издательства «Медиапапир» Александр Иванов, прочитав пару моих рассказов, не убедил, что написанное не должно лежать в столе, даже если нынешний стол — пространство интернета, а должно обрести плоть и идти в люди.
— Помогает ли опыт работы на телевидении в написании художественных произведений?
— Телевизионный опыт и помогает, и мешает. С одной стороны, ты формируешь огромный круг общения, узнаешь жизнь людей разного уровня. С другой — для эфира пишешь короткие тексты, буквально на 20-30 секунд: там нет места художественным выкрутасам, все очень коротко и по существу, а это так или иначе проецируется на рассказы. Рука сама норовит вычеркнуть лишнее и оставить только действие и диалоги. Плохо ли это для художественного произведения — не знаю. Но часто, читая книгу, ловлю себя на том, что пропускаю описательные части и перескакиваю к диалогам. Может быть, это профессиональная деформация такая…
— Сложно ли завоёвывать внимание в другой сфере — литературе?
— Я не думал об этом. И стратегий не выстраивал. Книжка появилась фактически спонтанно, а там посмотрим: будет ли она удостоена внимания.
— Можете ли Вы назвать кого-то из других авторов «малой прозы» своим ориентиром?
— В русской литературе масса мастеров рассказа: от Чехова до Татьяны Толстой и Людмилы Петрушевской. Многими рассказчиками восхищаюсь, особенно Чеховым, который из обыденного, очень простого сюжета делал масштабную историю, но, честно говоря, даже не анализировал ни структуру, ни приемы. Ищу своё.
— Все произведения, объединённые в книге «Частный случай», были написаны в разное время. Некоторые — в начале нулевых, другие — несколько лет назад. Как Вы для себя определили общую идею сборника?
— Общая идея кроется в самом названии. Всё это — частные случаи, которые, как мне хотелось бы надеяться, создают общую картину жизни за последние почти двадцать лет.
— Кроме работы над собственной прозой, Вы делитесь прочитанным в блоге «Мишкины книжки». Что побудило Вас начать вести литературную страничку «ВКонтакте»?
— Закончившиеся объёмы памяти. Я всегда, с самого детства, много и бессистемно читал, но быстро забывал прочитанное. Шесть лет назад неожиданно вспомнилась школьная практика ведения дневника читателя. Группа «ВКонтакте» стала поначалу тем самым дневником. Сейчас своими рекомендациями и фотографиями активно делятся «одногруппники». Часто они же подкидывают идеи различного рода флешмобов, связанных с книгами и чтением.
— На Ваш взгляд, что для писателя важнее: найти пусть небольшую, но свою аудиторию или увидеть собственную книгу в списке бестселлеров?
— Найти своего читателя, прежде всего. Это куда важнее.
Источник фото обложки: Rachel Forrez on Unsplash.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи