Настоящее искусство должно заставлять задуматься. Хорошая книга рождает в читателе множество поводов задать себе основополагающие сложные вопросы, на которые подчас нет однозначных ответов. К подобным литературным шедеврам, безусловно, можно отнести роман Германа Гессе «Степной волк».
У вас никогда не было ощущения, что в вас живут сразу две личности, которые борются между собой и раздирают вас изнутри неразрешимыми противоречиями? Именно с такой проблемой сталкивается Гарри Галлер, главный герой романа Германа Гессе. В нём одновременно живут и противостоят друг другу человек и дикий зверь – степной волк. Две эти ипостаси Гарри Галлера противоположны между собой, и каждая из них обладает теми качествами, которые отсутствуют у другой. Казалось бы, это должно служить на пользу герою книги, человек и волк могли бы дополнять друг друга, но они ведут между собой непримиримую борьбу, отравляя существование Гарри Галлера и не позволяя ему найти покой и гармонию.
Не только внутренние противоречия мешают жить герою романа «Степной волк», во внешнем мире он тоже не чувствуют себя комфортно. Высокоинтеллектуальный и уже немолодой человек не может найти себя в окружающей его мещанской действительности. Хотя он родился и вырос в этой среде и связан с ней корнями, она кажется чуждой для него. Он не может жить по её правилам и обычаям, но и вне её жизнь также невозможна: что-то всё-таки привлекает его в существовании простого обывателя и вызывает чувство тоски по своей инаковости.
В романе искусно переплетаются реальность и фантастические магические события. С одной стороны, в книге встречается описание жизни Гарри Галлера на своей съёмной квартире, которое не содержит в себе ничего из ряда вон выходящего, а, с другой стороны, здесь присутствуют встречи и философские беседы героя с гениальными личностями прошлого – Моцартом и Гёте.
Сюжет
Основная сюжетная линия романа начинается с того, что в руки Гарри случайно попадает брошюра с трактатом о степном волке, в котором он без труда узнает самого себя. Впоследствии неразрешимые противоречия приводят героя к мысли о смерти, и тут неожиданно он встречает девушку Гермину, которая, с одной стороны, прекрасно понимает его переживания, а, с другой, отлично себя чувствует в окружающей её действительности. Эта девушка по собственному желанию берёт на себя трудную задачу вернуть Гарри к жизни и научить его существовать в этом мире. Оказывается, Галлер отлично разбирается в высокоинтеллектуальных вопросах, но совершенно не приспособлен выполнять функции обыкновенного рядового человека и не умеет массу простых вещей: танцевать, любить, наслаждаться происходящим. Всё это пытается исправить Гермина, и она довольно неплохо справляется со своей задачей. Как маленький ребенок, Гарри с её помощью вновь открывает для себя окружающий мир и небольшими шажками учится в нём жить. Но при этом все эти преобразования в герое протекают очень тяжело, и Гарри так и не может почувствовать себя как рыба в воде в новой своей жизни.
Читайте также
Завершается роман посещением магического театра, в ходе которого Гарри Галлер получает целый калейдоскоп впечатлений, в частности понимает, что в каждом человеке живут далеко не две, а множество противоречивых личностей, и, может быть, именно в этой игре, в возможности неоднократно менять маски и заключается главная прелесть жизни. Одной из задач, которые ставила перед собой Гермина, было научить Гарри любить. Но любовь тесно связана со смертью. И в конце романа, по предсказанию Гермины, влюбленный Гарри убивает её. Окончательной точкой повествования оказывается вынесение приговора главному герою. Он звучит довольно странно и не связан напрямую с тем убийством, которое совершил Гарри:
«Вы должны жить и должны научиться смеяться. Вы должны научиться слушать проклятую радиомузыку жизни, должны чтить скрытый за нею дух, должны научиться смеяться над её суматошностью. Вот и всё, большего от вас не требуют».
Получается, что главная вина и беда Гарри Галлера в том, что он просто не умеет жить. «Когда-нибудь я сыграю в эту игру получше. Когда-нибудь я научусь смеяться», - таким обещанием главного героя самому себе заканчивается роман.
«Послевкусие»
После прочтения книги возникает ощущение какой-то незавершенности и недосказанности. Вопросы, заданные в романе, не получают ответов. Какой будет жизнь Гарри после всех произошедших событий, как он справится с одолевающими его противоречиями? Всё это, к сожалению, остаётся за пределами книги. Но каждый читатель волен сам для себя придумать окончание истории Гарри Галлера. Благо, сюжет романа, разворачивающийся на грани реальности и фантастики, даёт неограниченные возможности для работы творческого воображения.
Дополнительный интерес к книге «Степной волк» придаёт тот факт, что здесь множество различных символов: араукария, зеркало, сам образ степного волка. Попытки их найти и трактовать делают более захватывающим процесс чтения романа. Кроме того, «Степной волк» имеет автобиографические черты: неслучайно, инициалы Гарри Галлера и Германа Гессе совпадают между собой. Это придаёт книге ещё больше загадочности и таинственности и побуждает более подробно ознакомиться с творчеством и биографией этого замечательного автора.
P.S.
Герман Гессе, яркий представитель немецкой литературы XX века, прожил долгую и сложную жизнь, которая была богата внешними событиями и тяжелыми душевными кризисами. За 85 лет жизни он успел пожить во многих городах Германии и Швейцарии, имел гражданство этих двух стран, в 1911 году совершил поездку в Индию. Создаётся впечатление, что многочисленные переезды Германа Гессе неслучайны, и он всю жизнь искал своё место.
Непросто складывалась и семейная жизнь писателя: он был трижды женат, при этом во время первого брака Гессе пришлось пережить серьезную болезнь сына Мартина и шизофрению жены, что отразилось на его собственном душевном состоянии. С ранних лет у Гессе проявлялся сильный характер и бунтарский дух. В возрасте 14 лет он сбегает из Маульброннской семинарии, среди выпускников которой числились астроном Иоганн Кеплер и поэт Фридрих Гёльдерлин, а в возрасте 69 лет не является на церемонию вручения нобелевской премии по литературе, не желая повышенного внимания к своей персоне и сославшись на состояние здоровья.
Начиная с первых произведений («Петер Каменцинд», «Под колесом»), творчество писателя пронизывают автобиографические мотивы. Впоследствии Гессе увлекается психоанализом, что находит своё яркое отражение в романе «Степной волк». Герой произведения Гарри Галлер находится в конфликте с собой и окружающим миром, что можно легко соотнести с учением Карла Густава Юнга, ученик которого Йозеф Бернхард Ланг проводил с писателем многочисленные сеансы психотерапии. Сюжетная линия романа – это путь героя к самому себе, преодоление противоречий, принятие самого себя и своего места в этом мире.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!