Каким образом музыка влияет на наш мозг, рассказывает американский нейропсихолог Оливер Сакс. Его «Музыкофилия» – это цепь историй из врачебной практики, связанная человеческими патологиями и, конечно, музыкой. Почему кому-то даётся абсолютный слух, а кому-то нет? Как при помощи музыки можно заново научиться говорить и ходить? Откуда берутся музыкальные галлюцинации и каким образом можно получить эпилептический шок, всего лишь включив радио? Ответы на эти и другие вопросы следует искать в книге профессора Сакса. 448 страниц занимательных фактов и откровений, которые существуют с 2007 года, но у нас издаются только сейчас.
Знакомьтесь, это Сакс
Артур Кальмейер, русский поэт и публицист, проживающий в Северной Калифорнии, назвал «Музыкофилию» «вспышкой внезапного прозрения». Книга так сильно ему понравилась, что в 2010-м году Кальмейер перевёл фрагмент книги для друзей и опубликовал на своей странице в LiveJournal. Таким образом, предисловие Сакса появилось в Сети под заголовком «Знакомьтесь». В 2013-м на той же платформе LiveJournal был опубликован первый целостный перевод «Музыкофилии», выполненный Алексеем Поляриновым, аквариумным дизайнером и художественным переводчиком по совместительству. В этом году издательство «АСТ» представляет бумажную версию книги.
Подобно Сверхправителям
В своём вступлении Оливер Сакс отсылает нас к классическому роману про пришельцев «Конец детства» авторства Артура Кларка. Герои книги, названные Сверхправителями, пишет Сакс, совсем не понимают музыку. Для них это не более, чем просто набор странных звуковых волн. То же самое, по данным Сакса, касается и некоторых людей. Существует патология, при которой даже самая изысканная и волнующая музыка ощущается человеком как нечто бессвязное и близкое к хаосу. И это только одна из загадок человеческого мозга, в которой ещё разбираться и разбираться, уверяет Сакс. В основу его исследований легли произведения мировой классики, которые так или иначе повлияли на его пациентов. Каждая история – это одновременно экскурсия в мир нейропсихологии и завораживающий рассказ о том, какой странной, не всегда объяснимой силой может обладать музыка.
Так почему же книга называется «Музыкофилия», а не как-нибудь по-другому? Частично термин заимствован у Эриха Фромма, который создал такие понятия как некрофилия и биофилия. Фромм считал, что биофилия – это любовь ко всему живому, выраженная в отказе от обладания. Социобиолог Эдвард О. Уилсон, о котором упоминает Сакс, также занимался вопросом биофилии и даже посвятил отдельную книгу этому явлению. Уилсон рассматривал биофилию (в его понимании – «оживление» вещей, присвоение им души) как естественное состояние человека. Таким же нормальным и врождённым чувством Сакс считает любовь к музыке и даже признаёт её частью биофилии. Ведь для нас музыка – это не просто компиляция звуков, а нечто живое и самобытное, обладающее своим эмоциональным зарядом, системой образов и характером.
История Оливера Сакса
Оливер Сакс родился в лондонской семье врачей. В 1958 закончил Оксфордский Колледж, перебрался в Америку и стал преподавать неврологию студентам Медицинской школы, а также Медицинского Колледжа им. Альберта Эйнштейна. Однако познания требовали дополнительного выхода, и Сакс занялся литературным творчеством. Первой книгой автора стала «Мигрень», вышедшая в 1970 году. «Мигрень» представляла собой сборник рассказов, посвящённых этой болезни, где основное внимание уделялось переживаниям пациентов. Затем появились «Пробуждения», «Человек, который принял жену за шляпу», «Антрополог на Марсе» и некоторые другие. Всего на счету у писателя 14 романов и серия эссе, опубликованная в New York Times с 2007 по 2015 год. В 2007 году Оливер Сакс узнал, что тяжело болен: медики выявили у него глазную опухоль. С годами болезнь только прогрессировала, и 30 августа 2015 года писателя не стало. В своих эссе Оливер Сакс рассуждал о собственной болезни, а также о человеческой жизни и душе.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!