Известно, что алкоголь вредит здоровью. Однако когда выпивающий — персонаж книги, можно без ущерба для себя наблюдать за его жизнью, а заодно и размышлять, зачем автор привил герою любовь к спиртному. У одного пагубная тяга не что иное, как отражение жизни самого писателя, у другого — катализатор основных сюжетных событий или важная деталь для описания характера. Что и почему пьют литературные персонажи — рассказываем в нашей подборке.
Внимание, материал предназначен для лиц старше 18 лет! Помните, употребление алкоголя может быть опасно для жизни.
Генри Чинаски («Женщины», «Фактотум», «Голливуд», «Почтамт», «Хлеб с ветчиной» Чарльза Буковски)
© «Эксмо»
«Лет шесть назад, наверное, я только-только бросил службу на почте, где просидел двенадцать лет, и пытался стать писателем. Я был в ужасе и пил больше обычного. Пробовал писать первый роман. Каждую ночь за работой я выпивал пинту виски и две полудюжины пива. Курил дешевые сигары, печатал, пил и до зари слушал классическую музыку по радио».
© Женщины
Генри Чинаски — альтер-эго Чарльза Буковски — герой нескольких романов: «Женщины», «Фактотум», «Почтамт», «Голливуд», «Хлеб с ветчиной». В каждом из них он появляется выпившим. А иногда — смертельно пьяным. Генри даже можно назвать алкоголиком: он пьёт практически каждый день. Пиво, вино, ром, виски, водка — Чинаски любит каждый из этих напитков.
Генри нельзя назвать положительным персонажем. Кроме любви к алкоголю, в нём уживаются грубость, ветреность и отсутствие стойких моральных ориентиров. Почему же он пьёт? Чинаски понял, что пьянство «отвлекало от реальности».
Мартин Иден («Мартин Иден» Джека Лондона)
© «Эксмо»
«Он повернулся, стремительно зашагал по набережной, тощая тень в распахнутом пальто, Мартин едва поспевал за ним. В оптовой винной лавке он купил две четырехлитровые оплетенные. бутылки Старого портвейна и, держа по бутыли в каждой руке, влез в трамвай, идущий к Мишшен-стрит; Мартин, нагруженный несколькими бутылками виски, вскочил следом».
В отличие от предыдущего героя, Мартин Иден хорош во многом. Это трудолюбивый молодой человек, у которого есть цель, и даже больше — мечта. Он знает цену дружбе, старается исполнять долг, он любознателен и открыт чувствам. В погоне за расположением девушки по имени Руфь, Мартин стремится стать лучше. Молодой человек бросает курить и пить, старается улучшить речь, манеры, внешность. Однако эти изменения приходят в его жизнь только на время.
Когда Иден входит в новый круг общения, он возвращается к пагубным привычкам. И снова ищет частых встреч с литрами виски, вина и пунша. Как объясняет себе Мартин, пьянство в его жизни — следствие безмерно тяжкой работы. Именно она обращает его в «рабочую скотину» и заставляет открывать новые бутылки со спиртным. Такой вывод ему нашептал любимый напиток — мудрое шотландское виски.
Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц («Три товарища» Эрих Марии Ремарка)
© АСТ
«Жидким золотом тёк коньяк, джин сверкал, как аквамарин, а ром был воплощением самой жизни. В железной неподвижности восседали мы на высоких табуретах у стойки, вокруг нас плескалась музыка, и бытие было светлым и мощным; оно наполняло нас новой силой, забывалась безнадежность убогих меблированных комнат, ожидающих нас, и все отчаянье нашего существования. Стойка бара была капитанским мостиком на корабле жизни, и мы, шумя, неслись навстречу будущему».
Текст «Трёх товарищей» пестрит названиями алкогольных напитков — они встречаются практически в каждой сцене книги, а описаны довольно подробно и любовно. Главные герои, Роберт Локамп, Отто Кестер и Готтфрид Ленц, как и многие персонажи, созданные Ремарком, не против пропустить по стаканчику рома. В алкоголе молодые люди находят спасение от болезни, тяжёлого времени и нелёгких переживаний. Джин и ром переносят персонажей в такое состояние, в котором всё кажется таинственным, и это определённо приходится им по душе. Очередная стопка коньяка или водки настраивает друзей на философский лад и даёт начало многочисленным рассуждениям о жизни, смерти и судьбе.
Сал Парадайз («В дороге» Джека Керуака)
© «Азбука»
«— У тебя есть деньги? — спросил он меня.
— Чёрта с два! Разве что на пинту виски, чтобы дотянуть до Денвера. А у тебя?»
Сал Парадайз в романе «В дороге» постоянно попадает в какие-то нелепые, а порой и опасные истории. Мужчина, бегущий в поисках смысла жизни, практически не расстаётся с алкоголем. Даже если на него приходится тратить последние деньги. Иногда Сал думает, что пришло время остановиться, и он уже там, куда бежал через всю страну. Но со временем всё равно понимает, что находится не на своём месте. Этим он запускает знакомый цикл: сначала вновь начинает пить от отчаяния, а затем — отправляется в путь. Искать то, чего ему не хватает. Место в жизни.
Веничка («Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева)
© «Азбука»
«Вы, конечно, спросите: а дальше, Веничка, а дальше — что ты пил? Да я и сам путём не знаю, что я пил. Помню — это я отчетливо помню — на улице Чехова я выпил два стакана охотничьей. Но ведь не мог я пересечь Садовое кольцо, ничего не выпив? Не мог. Значит, я ещё чего-то пил».
Поэма в прозе «Москва-Петушки» выглядит, как настоящая ода алкоголю. Каждый напиток описан очень подробно и с восхищением. Особенную привязанность ко всему «с градусом» источает главный герой романа — Веничка. Рассказчик у Ерофеева — обычный уставший человек, который находит в алкоголе отдых и освобождение. Он пьёт так много, что с трудом вспоминает, какие крепкие напитки употребил за день.
Веничка — алкоголик с трудной судьбой, но не лишённый способности рассуждать о высоких (и не очень) материях. Кроме того, главный герой ещё и выдумывает коктейли собственного производства. Такие, что будут хуже любого, даже самого дешёвого, вина на полке. Чего стоит только его «Ханаанский бальзам», основной ингредиент которого — денатурат!
Источник фото обложки: Aliis Sinisalu on Unsplash
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!