Журналисты нередко становятся героями мировой литературы. Иногда главными, иногда второстепенными (но оттого не менее яркими). Мы подобрали пять произведений, в которых по-разному проявляются черты персонажей-журналистов.
Сергей Довлатов в «Компромиссе» Сергея Довлатова
Сборник Сергея Довлатова «Компромисс» состоит из двенадцати небольших новелл. Главный герой — с тем же именем, что и автор книги — журналист, работающий в эстонской газете в 1970-е. Несомненное достоинство работ: сам писатель знал о работе редакции изнутри, потому и говорил об этом в мельчайших деталях, скрытых от посторонних глаз. Однако, как и всегда у Довлатова, в произведении реальность мешается с юмористическим вымыслом.
Сюжет каждой новеллы — история, стоящая за публикацией. Вот, например, заметка о молодой учёной Тийне Кару; а за ширмой этой заметки — изучение «Технологии секса»… Или новость о 400 000-м жителе Таллина, новорождённом мальчике; и в её основе — поиски в родильном доме «подходящего» ребёнка (чтобы родители приличные, чтобы кесарева сечения не было)… Так и реализуется несоответствие между действительностью и тем, что отражено на страницах газет. И это вроде как компромисс, но ненастоящий (потому что, как отмечает И. Н. Сухих, уступает только одна сторона — журналист); вроде и правда — но не истина.
© «Азбука»
Читайте также
Главный герой обрисован с разных сторон. Журналист под гнётом (само-)цензуры. Журналист, которого постоянно ругает начальство (написал детский стишок про зверей — а его назвали шовинистическим). Журналист без денег. И вот ещё: журналист-пьяница… Как и герои других довлатовских книг, Довлатов-журналист-эстонской-газеты почти всё время пьян.
При этом — журналист талантливый. Хотя и недисциплинированный. Как сказал герою редактор: «Вы обладаете эрудицией, чувством юмора. У вас оригинальный стиль. Не хватает какой-то внутренней собранности, дисциплины…»
Существует ли такое положение дел у журналистов сейчас? Если убрать довлатовские художественные преувеличения, то многое осталось прежним. Вряд ли везде и полностью, но где-то и в чём-то…
Пожелтевшие листы. Десять лет вранья и притворства. И все же какие-то люди стоят за этим, какие-то разговоры, чувства, действительность… Не в самих листах, а там, на горизонте…
Трудна дорога от правды к истине.
Микаэль Блумквист в «Девушке с татуировкой дракона» Стига Ларссона
«Девушка с татуировкой дракона» (в оригинале «Мужчины, которые ненавидят женщин») — первая часть трилогии «Миллениум» шведского писателя Стига Ларссона. Главный герой, Микаэль Блумквист, занимается журналистскими расследованиями — пишет об экономических преступлениях. Одно из подобных дел подводит его карьеру почти к краху: миллиардер Веннерстрём подаёт в него суд за клевету.
Чтобы получить сведения против Веннерстрёма, Микаэль соглашается расследовать (уже в роли детектива, хотя и непрофессионального) дело о пропаже внучатой племянницы отцовского друга. В этом ему помогает главная героиня, хакер Лисбет. Так и закручивается сюжет романа.
© Norstedts
Несмотря на огрехи в личной жизни, Микаэль — в целом положительный персонаж, раскрывающий «плохих парней» и заботящийся о качестве работы; равно как и о своей репутации. Его образ — это скорее красивая картинка, чем отражение работы журналиста. В действительности журналистские расследования едва ли приводят «разоблачённые» компании к краху. Так что реальность (по крайней мере, российскую) роман не отражает. Но это вовсе не мешает ему быть образцом развлекательной литературы.
— Кто-нибудь этому верит?
— Всегда находятся люди, охотно верящие злым языкам.
Читать советуем в переводе А. В. Савицкой.
Жорж Доруа в «Милом друге» Ги де Мопассана
В романе «Милый друг» главный герой, Жорж Дюруа, чтобы добыть себе денег на жизнь, устраивается работать в газету. Первую статью герою пишет жена его друга. Однако это не мешает Жоржу восторгаться выпуском статьи. А как радует его заработок! Он уже считает себя журналистом.
Радость заканчивается, когда вторая статья, которую Жорж пишет сам, не получается. Он пытается её переписать — но безрезультатно.
Через время герой решает стать репортёром. Природное обаяние и умение заводить знакомства помогают ему в этом: «В короткий срок из него вышел замечательный репортер, который мог ручаться за точность своей информации, изворотливый, сообразительный, расторопный, настоящий клад для газеты, как отзывался о нем разбиравшийся в сотрудниках старик Вальтер». Однако заработок — главное для Жоржа — не удовлетворяет его. Стяжательство оказывается главной чертой героя: как пишет М. Н. Лукина, «деньги Дюруа будет считать всегда, даже когда их будет у него несчетное количество».
© Le Livre De Poche
Тогда он и принимается искать более действенные способы обрести богатство. В конце концов, привлекать женщин у героя получается лучше, чем писать статьи.
Журналист, как жена Цезаря, должен быть вне подозрений.
Пётр Смирнов в «Тени исчезают в полдень» Анатолия Иванова
Большой советский роман Анатолия Иванова «Тени исчезают в полдень» богат на персонажей. Пётр Смирнов — один из второстепенных, но немаловажных героев. Бывший командир полка, самоотверженно защищавший страну в Великую Отечественную, он и после войны не может усидеть на месте и, несмотря на проблемы со здоровьем, работает редактором районной газеты.
На первый взгляд, Смирнов — идеальный образ добросовестного советского журналиста. Он предан делу и честен перед самим собой. Однако погоня за некой справедливостью, «обличением» не единожды мешают Смирнову разглядеть действительность.
Когда герой только начал работать в районе, он — на основе сводок — написал критическую статью о ведении хозяйства главой колхоза, Захаром Большаковым. Тогда один из бригадиров без обиняков сказал Смирнову: «Глупая твоя статья. Таких председателей, как Большаков, надо беречь, а ты его дубиной по голове». Только после этого Смирнов понял, что реальность сложнее простой статистики (и это актуально даже сейчас).
© «Советский писатель»
Много позже Смирнов, толком не разобравшись, собирался написать заметку о том, что один из деревенских жителей намеревался спекулировать на сене. Главе колхоза получилось отговорить Смирнова от статьи. А зимою, когда в деревне с кормом для скота было совсем туго, этот житель привёз сено на нужды колхоза. Так, поспешив с выводами, журналист чуть не оговорил невиновного (а в то время подобное было серьёзным обвинением).
В преданности делу у Смирнова можно поучиться; но в готовности делать выводы, не разобравшись, равняться на героя не стоит.
Не садился отдыхать лишь Антип Никулин, Клашкин отец. Он суетливо топтался меж людей и без конца нудно, тоскливо ныл:
– Вона, хлюпь-то, до зимы, может, будет! А в газетах хвастают — человек, дескать, спутник запустил, природу покорил. Этот, как его… газетный редактор, что к нам все с району ездит… Смирнов, что ли?.. то и дело пишет через свою газету: человек может то, достиг этого… А чего достиг?
Рыбкин и Шлепкин в «Двух газетчиках» А. П. Чехова
В чеховском рассказе «Два газетчика» (прочтение займёт минут пять) главные герои, как можно догадаться, журналисты. Один, Рыбкин, работает в газете «Начихать вам на головы!». Другой, Шлепкин — в «Иуда предатель». И вот Рыбкин решает покончить с собой: жизнь опротивела, да и писать не о чем. Шлепкин пытается его отговорить.
Чеховское ружьё в «Двух газетчиках» выстреливает: название издания, в котором работает Шлепкин, намекает на конец рассказа. Но главным становится не событие, а реакция на него. Рассказом и особенно финалом Чехов показывает профессиональную циничность, низость журналистов, для которых человеческие трагедии становятся только лишь поводом написать об этом материал.
Судя по названию «Начихать вам на головы!», нет у журналистов и заботы о читателях. Как замечает Е. А. Хмура, на то, «что подумают читатели им "начихать"».
© «Эксмо»
Так что отношение героев к работе скорее антипример журналистской деятельности. С которого, однако, иные и по сей день берут пример…
— Здорóво, Вася! — начал он, садясь. — Я за тобой… Едем! В Выборгской покушение на убийство, строк на тридцать… Какая-то шельма резала и не дорезала. Резал бы уж на целых сто строк, подлец! Часто, брат, я думаю и даже хочу об этом писать: если бы человечество было гуманно и знало, как нам жрать хочется, то оно вешалось бы, горело и судилось во сто раз чаще.
Источник фото обложки: felipepelaquim on unsplash
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!