В Международный день джаза, 30-го апреля, на лейбле Content Сhaos вышел традиционный контекстный сборник — International Jazz Day 2024: Russia, посвящённый празднику. Рецензия на этот релиз уже публиковалась на «Субкультуре», а теперь пришло время поговорить с его участниками. На этот раз мы сфокусировались на тех музыкантах, появление чьих композиций на сборнике было одновременно и их премьерой. На вопросы ответили Татьяна Нова и Юлия Перминова, Masala Quartet, Антон Петрищевский, Марина Задорожная, Дмитрий Сафонов, Наталья Скворцова и Максим Пиганов.
Задав всего по несколько вопросов нашим героям, мы выяснили, что лучший подарок ко Дню джаза — это джаз и что эта непредсказуемая музыка объединяет не только огромное количество талантливых людей с самыми светлыми намерениями, но даже кошек и мышек!
Татьяна Нова и Юлия Перминова представили песню Letí с вольной интерпретацией стихотворения из сказки Валентина Катаева «Цветик-семицветик». В День джаза они загадали волшебному цветку желание, чтобы мир дарил счастье всегда и каждому.
— Трудно ли было решиться привнести авторский подход в это всем известное, давно ставшее классикой стихотворение?
Татьяна: «Если честно, я даже не задумывалась об этом, как о чём-то очень ответственном. Ко мне одновременно пришла вокальная мелодия и фортепианная полифоническая линия. И мелодия сразу пришла с текстом из знаменитой сказки. Иногда так происходит при написании музыки, как по волшебству. Так что я решила не спорить с Музыкой, а развивать пришедшую ко мне идею. Именно поэтому в конце сказочного заклинания я вслух произношу свое самое большое желание последних двух лет.»
— День джаза относительно молодой праздник, он учреждён в 2011 году. Как много вы принимаете поздравлений с тех пор в этот День и как давно сами поздравляете с ним коллег?
Юлия: «Я считаю, что лучший способ отмечать День Джаза — на сцене, концертом. Мы с коллегами не особо друг друга поздравляем с этим днём, но каждый раз, когда мы исполняем вместе джазовую музыку, это ощущается как праздник!»
Татьяна: «Соглашусь с Юлией! И добавлю, что поздравления в основном приходят от близких людей и от слушателей, что, конечно же, очень приятно!»
— Музыканты, участвующие в сборнике, настоящие профессионалы с множеством соответствующих регалий. Как считаете, здесь собрались коллеги или конкуренты?
Юлия: «Коллеги, конечно же! Хотя лично знакома я примерно с третью участников сборника, но уверена, рано или поздно у всех нас пути пересекутся, потому что мир джазовой музыки очень тесен.»
Татьяна: «Воспринимаем ли мы других музыкантов как конкурентов перед слушателями? — Нет. Искусство прекрасно и субъективно, и в этом его большая сила. На каждого музыканта найдётся свой слушатель. Какое счастье, что разным людям нравится разная музыка! Мы желаем коллегам-музыкантам вдохновения, а слушателям — открывать для себя новых исполнителей благодаря таким сборникам.»
Masala Quartet и Павел Елисеев презентовали головокружительный джаз-фанк-поп-хит Who’s the One for Me, развивающий у слушателя лунную походку и другие хореографические приёмы в стиле «Короля поп-музыки».
— Думали ли вы о Майкле Джексоне, когда работали над этой песней?
Дмитрий Таранов (контрабас, бас-гитара, автор музыки): «Я и правда думал о Майкле Джексоне, а точнее о его песне Billie Jean. В то время она постоянно крутилась в голове, и творческое приношение получилось само собой.»
— Нужен ли каждому жанру музыки собственный день в году на уровне ЮНЕСКО: поп-музыке, року, рэпу и т.д.?
Анна Бёме (клавишные): «Думаю, как минимум никто из музыкантов — представителей этих жанров не отказался бы от подобной инициативы. И слушателям было бы приятно и познавательно, если бы каждый год выходил обзор всех лучших новинок года, приуроченный к такому празднику, проводились тематические фестивали, концерты. Не считаю, что один лишь джаз имеет исключительное право на собственный праздник. Хотя, конечно, приятно, что День джаза есть уже сейчас, в то время как о других мы можем только дискутировать.»
— Лучший подарок на День джаза — это?
Masala Quartet feat. Pavel Eliseev: «Лучший подарок на День джаза — это джаз, конечно! Знакомство со сборником International Jazz Day Russia – отличный способ отметить дату и узнать что-то новое для себя. Что мы горячо и рекомендуем сделать всем нашим слушателям, кто ещё не успел.»
Антон Петрищевский и The Jazz Prisoners запутали следы благодаря особенностям американской топонимики, посвятив свою композицию дому на одной из многочисленных улиц Вязов — 36 Elm Street.
—Улица Вязов в вашей композиции — та самая, на которой разворачивается кошмар?
Антон Петрищевский: «Elm Street, дом 36 — это реальный адрес мини-отеля в городе Ньюпорт штата Род-Айленд. Там я останавливался во время всемирно известного джазового фестиваля в 2012 году. Именно тогда, под впечатлением от события, была придумана эта композиция.
Чуть позже я узнал, что в каждом американском городе есть Elm Street, но, конечно, большинство ассоциаций у людей возникает с самой известной. Слушатели на концертах, так или иначе, видят параллели именно с «Кошмаром на улице Вязов». Я не возражаю и шучу на этот счет мол сейчас прозвучит самая загадочная и зловещая композиция.»
— Самый страшный кошмар джазмена?
Антон Петрищевский: «Самый страшный кошмар для джазмена, наверное, когда уже по каким-либо причинам ты больше не можешь играть.
Ещё есть хороший интернет-мем «Майлс Дэвис в аду». Там изображено трио: баянист, аккордеонист плюс сам Майлс. Один из них даёт счёт для вступления: «И раз и два и …» Автор картинки, видимо, намекает, что коллаборация или совместное выступление джазмена и самоучки-народника — это и есть самый страшный кошмар, который испытывает первый».
— Как убедить человека в том, что нужно любить джаз?
Антон Петрищевский: «Это правильный и в то же время сложный вопрос. Сложный, потому что он объёмный. Нужно прививать молодежи правильный вкус! Ведь джаз — это интеллектуальная музыка. И классика тоже! Но и джаз нужен. Джаз сегодня — это уже синтез культур и стилей. Нужны программы в школах, колледжах, университетах. Нужны оркестры в школах. Нужно учить молодежь отличать хорошее от плохого и вульгарного, профессиональное от дилетантского, высокоинтеллектуальное от примитивно-низкого и похабного.»
Марина Задорожная feat. Евгений Борец, Сергей Хутас, Фёдор Андреев записали лайв с исполнением «Баллады для мышки», которая стала не только подарком ко Дню джаза слушателям, но и данью памяти маленькому бесстрашному животному, пожертвовавшему собой во имя искусства.
— Как у вас родилась такая масштабная коллаборация?
Марина Задорожная: «Это значимое событие в моей музыкальной жизни. Всё произошло после приглашения сделать совместную авторскую музыкально-поэтическую программу в Москве с трио Евгения Борца. Мне выпала честь поработать с талантливейшими музыкантами, поэтому всё получилось. Было лёгкое, но плодотворное сотрудничество, после которого осталось приятное послевкусие и масса положительных эмоций.»
— Что это за везучая мышка, которой столько талантливых музыкантов вдруг решили посвятить свою «Балладу», да ещё и в День джаза?
Марина Задорожная: «Судьбу мышки нельзя назвать счастливой, в отличие от судьбы самой композиции. Я часто занимаюсь, сочиняю и записываю музыку в студии, обустроенной в стенах моего загородного дома. Мыши там — обычное дело, особенно с наступлением холодов. В один из таких вечеров я что-то наигрывала на саксофоне, смотрю — напротив, в середине комнаты, сидит маленькое серое существо с чёрными глазками и пристально на меня смотрит, да ещё и внимательно слушает! Только я перестаю играть — мышь убегает. Начинаю снова — и в комнате возникает маленький хвостатый слушатель. Меня удивило, насколько мыши могут быть загипнотизированы музыкой. Здесь я вспомнила Ганса с дудочкой. Так продолжалось какое-то время, но потом нашла свою мышку бездыханной прямо возле мышеловки. Видимо, в силу природной «интеллигентности» она не ожидала такого варварства от людей. Конечно, я люблю животных, но в загородной жизни подобные механизмы нужны, чтобы уберечь дом. В студии ещё и полно аппаратуры, шнуров и прочего, что можно испортить. Кстати, кошки у меня есть, но их мыши как-то совсем не интересуют. Мне было так жаль эту несчастную мышь, что печальный мотив композиции сложился сам собой. До этого я что-то наигрывала, но мне никак не удавалось связать элементы. И вдруг такая грустная история подтолкнула к написанию баллады.
Это случилось недели за две до моего концерта с трио Евгения Борца, поэтому там состоялась премьера композиции во всех смыслах. Я привезла цифровку, гармонию пьесы, а музыканты уже великолепно вошли в её настроение. Пронзительное, даже трагичное соло Евгения на рояле, певучее соло на контрабасе Сергея Хутаса, сухой, сдержанный, мерный шаг ударных по типу сарабанды у Фёдора Андреева — и всё, мышка отдала жизнь не зря, как я считаю. «Баллада для мышки» родилась на сцене и прозвучала в первый раз именно с этими потрясающими музыкантами. Мы записали лайв, а немного позже, благодаря моему другу, звукоинженеру Анатолию Барышеву, который занимался сведением, обработали этот материал. И спустя два года я имею честь попасть в этот сборник, посвящённый Дню джаза, быть понятой, услышанной со своим авторским материалом!»
— День джаза — праздник для музыкантов или для слушателей?
Марина Задорожная: «Думаю, это приятно обеим сторонам. Для музыкантов — это возможность заявить о себе на различных концертах и фестивалях, посвящённых празднику, возможность знакомства и общения с себе подобными, а для слушателей — редкий праздник отличной качественной и эстетской музыки, новых музыкальных открытий. А что ещё нужно для полного счастья?»
Трио Дмитрия Сафонова переосмыслило «Баркаролу» — но не ту, которую поют венецианские гондольеры.
— Баркарола — народная песня венецианских гондольеров. Расскажите, взяли ли вы что-то из этого жанра в свою композицию?
Дмитрий Сафонов: «Баркарола — это ещё и пьеса Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года». Так что я скорее вдохновлялся Чайковским и его видением песен гондольеров, нежели, скажем так, первоисточником. И я постарался крайне трепетно отнестись к оригиналу композитора, добавив что-то из мира современного джаза, нежели сломать что-то старое.»
— Была ли у вас мысль пригласить вокалиста?
Дмитрий Сафонов: «Пригласить вокалиста на эту запись мысли не возникало, хотя для некоторых других моих пьес мы с коллегами уже писали текст или пели акапельно. Но всё же как будто бы здесь это не совсем уместно.»
— Важно ли праздновать День джаза на уровне ЮНЕСКО или достаточно, чтобы бы он был праздником для своих?
Дмитрий Сафонов: «День джаза отличный праздник. Так почему бы не праздновать его в широком кругу? Всё больше людей узнают о джазе, проникаются его философией, идеями. Так что да, я думаю, праздновать День джаза на уровне ЮНЕСКО — это важно.»
Трио Натальи Скворцовой с лёгкой и изящной руки превратило в звук «Пейзаж с водой».
— Мне показалось, «Пейзаж с водой» как-то перекликается с песнями из «Звуков музыки». Даже название будто бы просится в один логический ряд с Climb Ev’ry Mountain, The Lonely Goatherd. Это случайное совпадение?
Наталья Скворцова: «Пейзаж с водой — это просто пейзажная лирика. И, как любой пейзаж, то есть нейтральная картинка, позволяет каждому трактовать её по-своему. У каждого возникают свои ассоциации и эмоции. И одновременно эта пьеса — часть объёмной сюиты, которую мы сейчас готовим к записи.»
— Опишите самый джазовый пейзаж из возможных.
Наталья Скворцова: «Не совсем понятен вопрос. Пейзаж — это природа, детище Бога, а джаз — музыка, дело людей. Красиво было, когда джаз играли над морем, на открытой сцене в Коктебеле. Красиво, когда проводят концерты на открытых площадках в Италии.»
— Какие пожелания хотели бы произнести ко Дню джаза?
Наталья Скворцова: «Больше искусства, больше хорошего вкуса, больше знаний! И меньше низкопошибной коммерции в искусстве, ибо искусство не для этого.»
Максим Пиганов посвятил свою джазовую композицию «Cat Kate Blues» блюзу и старенькой кошке, которой удалось хранить в себе задор котёнка до конца своих дней.
— Почему решили назвать джазовую и мажорную композицию «блюзом»?
Максим Пиганов: «Потому что в основе этой пьесы лежит блюзовая сетка.»
— Эта музыка посвящена существующей кошке?
Максим Пиганов: «Когда сочинял, кошка ещё жила, сейчас уже её нет. И кошка не моя, а моих друзей, ей было к тому времени уже лет 18, но она не утратила детского озорства, и с удовольствием игралась.»
— Назовите главную причину любить джаз.
Максим Пиганов: «Джаз непредсказуем. Одно и то же произведение у разных исполнителей звучит как своё.»
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!