Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: leonovichjohn@mail.ru

Хотите презентовать здесь свой релиз или клип? Пишите: leonovichjohn@mail.ru
16+
«Сказы» пишут альбом

Фолк, панк, ска, психобилли и сёрф, насыщенная мелодия и ритм, драйв и вместе с тем магнетическое исполнение. Так звучит скадрилль – разработанный «Сказами» авторский стиль. И так звучит их новый альбом «Сто тысяч «я» или пустое множество», презентация которого состоится в ближайшие дни.

В четверг, 10 сентября, «Сказы» отыграют концерт в московской «Рюмочной». А 12 сентября аккордеон Фиги с мощнейшей поддержкой гитар и барабанов зазвучит в питерском клубе Zoccolo 2.0.

«Музыка должна вставлять. Если этого не происходит, то это не музыка».

«Сказам» было не до пандемии. Поэтому, когда большинство музыкантов ушло в онлайн-подполье, скадрилльный квартет* отправился записывать альбом на студию. Как проходила запись, ждать ли в будущем винила, а также как старые альбомы группы, далёкой от музыкальной интернет-тусовки, оказались в Apple Music, «Субкультура» узнала у лидера коллектива Андрея «Фиги» Кондратьева.

Поздравляю вас с записью нового альбома. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это на название сборника – «Сто тысяч «я» или пустое множество» – оно определенно цепляет и наталкивает даже на философские мысли о человеке и его природе. Или мы уходим в сторону от первоначальной задумки? Расскажите, как появилось название и что всё-таки вы вложили в эти слова.

Спасибо за поздравления, это всегда приятно. Хочу отметить, что рабочее название альбома было другим. Каким – не скажу. Но, когда мы свели материал и я стал его прослушивать, то заметил, что все тексты идут от первого лица, то есть так или иначе в них употребляется это местоимение «я». Так пришло оригинальное название.

Математическое понятие пустого множества почему-то застряло в подсознании ещё со школы. Отчётливо помню, как математичка, объясняя этот термин, приводила такой пример. Она говорила: «Сейчас в классе находится пустое множество родителей». И рисовала этот знак на доске. То есть родители есть, но... нет. Кстати, погуглив этот значок и его определение, я не понял ни шиша, да это и неважно. Важно, что люди, скорее всего, будут улавливать смысл названия не мозгом, а чисто подсознательно.

В каждом человеке много персоналий. За всю жизнь к нам от каждого, с кем мы живём, дружим или просто общаемся, прилипает частица чего-нибудь: мимика, фразочки, мнение, поведение или в этом роде. В нас есть мама, папа, любимый человек, друзья, подруги и так далее. В определённый момент ты осознаёшь это и начинаешь с этим работать... Или же не осознаёшь и не начинаешь.

В новом альбоме 10 песен, которые слушаются на одном дыхании. Создается ощущение непрерывности, некой единой композиции, хотя в действительности это самостоятельные треки со своими смыслом и звучанием. Какие композиции вы выделите для себя и почему именно их?

Для себя я выделил пару песен, которые пришлось перепеть. Простые вроде бы вещи оказались наиболее трудоёмкими, но названия композиций я оставлю при себе. Вообще альбом получился очень мощный, и каждая вещица хороша. Собственно, мы всегда к этому стремились. Не понимаю коллективы, у которых есть только один-два хита и всё.

«Пока весь мир сражался с вирусом, «Сказы», презрев опасность и онлайн-концерты, самоотверженно ваяли новую пластинку», – это цитата из вашего релиза. Вопрос не в том, игнорировали вы опасность или и вовсе не считали «корону» опасностью, а в том, как удалось это провернуть в Петербурге? В середине-конце марта стали закрываться торговые центры, заведения общепита и магазины, не торгующие товарами первой необходимости, появились карантинные запреты на массовые мероприятия, музыканты ударились в онлайн-деятельность, 30 марта в городе ввели режим самоизоляции, который по настоящее время – непонятно – держится или нет. Ваш же альбом записывался, когда все эти запреты и предписания еще точно действовали (май, июнь), на студии звукозаписи ограничения не распространялись или вы нашли какой-то обходный путь?

Честно говоря, нам было не до пандемии. Студия, чтобы избежать банкротства, объявила 50-процентные скидки, а мы давно набрали материала на альбом. Кто будет упускать такой шанс? И потом в России, как известно, предписания, режимы, законы создаются не для того, чтобы их придерживаться, а чисто из принципа. И это уникальная фишка, я считаю. Как бы ничего нельзя, но всё можно, если очень нужно. Нам было нужно.

К слову, о студии. Вы записывались на студии «Добролёт», хорошо себя зарекомендовавшей в рок-сообществе, как давно вы сотрудничаете со студией, чем она привлекла вас?

Мы забили смены на «Добролёте», с которым сотрудничаем всю сознательно творческую жизнь. То есть уже лет двадцать вся студийная работа происходит только там. Несколько раз мы писались самостоятельно. Это были альбомы «Кустари», «Децкий альбом» и «Живой кавер». Остальные опусы ваялись на «Добре». А началось всё с того, что я принёс директору студии восьмиканальный адат с выступлением «Сказов леса» на фестивале «Другая музыка» в 1998 году. Тогда погиб мой друг, вокалист и лидер проекта Гари Коршун, и мне безумно сильно хотелось свести и выпустить альбом. Я считал это делом чести. И Костя Мацеюн, директор студии, вписался в тему, за что ему уважение и почёт. Он назначил сведение (на котором пришлось подписывать отсутствующую почему-то гитару) и оплатил мастеринг. Так появилась «Битва с нечистой силой».

Этот сюжет определил все наши дальнейшие отношения. В какой-то момент на студии стал работать звукорежиссёр Александр Петрович Докшин, удивительный человек и настоящий ценитель музыки. Записываться под его чутким ухом – чистое удовольствие.

Но вернемся непосредственно к альбому и самой музыке. Слушая демо, в какой-то момент ты ловишь себя на мысли, что именно музыка завлекает, где-то вводит в транс, пробуждает танцевальные рефлексы. Какого эффекта вы ждете от своей музыки?

Эффект от музыки должен быть один – она должна вставлять. Если этого не происходит, то это не музыка. Ещё один момент – неподготовленность публики. Но мы стали играть такие простые вещи, что, надеюсь, вставит и неискушённых.

Интересно и ваше отношение к музыке в целом. На роликах со студии видно, как вы отдаетесь своему творчеству и получаете удовольствие от всего процесса. Какая еще музыка действует на вас подобным образом?

Я перестал слушать музыку извне. Раньше увлекался пополнением плейлиста «ВКонтакте», искал новые команды, слушал их, слушал старое, добавлял к себе, потом как-то не до того стало. Поэтому я слушаю музыку внутри и некоторые вещи вытаскиваю, репетирую и записываю.

В одном из тех же видео с записи прозвучала фраза про «bad catовский» характер, для тех, кто не в теме, поясните, пожалуйста, что это за «bad catовский» характер.

Bad cat – это название усилителя. На «Добре» их штук шесть, все разные. Но я, конечно, имел в виду нечто другое, больше относящееся к песне Black cat Пи-Орриджа. Там мяукает кошка. Плохая чёрная кошка. Нечистая сила в чистом виде. Мяукает прямо в мозг тебе. Вот это имел в виду.

Музыкальные направления, которые 15-20 лет назад считались андеграудными, зачастую сейчас набирают популярность. Коллективы и отдельные исполнители расширяют свою аудиторию, в том числе благодаря интернету и многочисленным мультимедийным платформам. В интервью годичной давности вы говорили, что не знаете о стриминговых сервисах, но за это время вы поучаствовали как минимум в нескольких стримах от Tek Noizers. Как изменилось ваше отношение к такого рода сервисам и в целом к распространению своей музыки на различных интернет-платформах?

Стримы от Tek Noizers были нашим ободряющим подарком миру. Наш звукорежиссер Биба увлекается электроникой и меня за собой тащит. Ну мы и тащимся вместе по мере возможности. Вообще техно-хард-кор, псикор – очень весёлая жизнеутверждающая музыка. То, что нужно людям, безвылазно торчащим дома на лютой измене. Но моё отношение к стрим-концертам не изменилось. Это безмазовая лажа.

Песни «Сказов» можно найти во «Вконтакте», посмотреть записи на Facebook, почему вас нет, например, в Яндекс.Музыке? На Apple Music выложены три старых альбома «Сказов леса», с годами вы утратили интерес к этой платформе и в общем к распространению музыки на подобных ресурсах или дело в чем-то другом?

На Apple какой-то бесстрашный чудик торгует нашими записями, зарегистрированными, между прочим, в РАО**. А мне лень его вычислить и взять за жабры. Это такая морока. Нужен юрист, нужно то, нужно сё. РАО до инета вообще фиолетово. Им бы с Федотова*** взыскать… Короче, у нас есть сайт, где можно за копейки скачать все наши альбомы. Но, конечно, надо развиваться. Пиар, нуар и вот это вот всё… скоро начнём.

На странице вашей группы в ВК поклонники просят винил, но, судя по вашим ответам, с финансовой точки зрения винил для вас абсолютно не выгоден. Как вы считаете, можно ли рассчитывать на винил в будущем?

Я давно хочу винил, но тут без спонсора ловить нечего. Сейчас кривая винила ползёт вверх, люди интересуются, коллекционируют. Солидные фирмы выпускают атомные вертушки. А главное, какой звук! Звук винила прекрасен, и я думаю, что в момент тупика цифровых технологий, омертвения современного звучания мы вернёмся к носителю, который дарит нашему уху тепло, а не плотную громкость. На данный момент музыка сама по себе очень сильно подвисает. Наблюдается некоторый кризис. Думаю, это связано с тем, что ей занялись инженеры, а не композиторы. Они разложили всё на паттерны и графики и строят конструктор Lego. Музыка соткана из других вещей. Они постижимы только на запредельных планах. Если у вас нет доступа, то вы можете перемешивать то, что уже есть, миксовать по-всякому, преобразовывать, и у вас даже может выйти что-то интересное, но откровения в этом не будет.

_______________________

* Состав группы «Сказы»: Андрей «Фига» Кондратьев, Сергей «Коротышка» Кирьянов, Александр «Накл» Наколюшкин-Бекетов и Денис «Ринго» Сладкевич

** РАО – Российское авторское сообщество, созданное в 1993 году для коллективного управления авторскими правами

*** Сергей Федотов – экс-глава РАО. В июле 2020 года суд признал его виновным в хищении 762 млн рублей и приговорил к пяти годам колонии общего режима. В 2007-м Федотов уже был осужден за махинации с имуществом РАО, сумма ущерба тогда составила около 300 млн руб.

Понравился материал?

Подпишись на наш Яндекс.Дзен

А также паблик Вконтакте!