В любые времена здоровый позитив не бывает лишним. Слушая новый EP Саши Лесной «Сказки полнолунной ночи», приходишь к мысли, что цель её творчества — это то самое благородное дело: нести свет в объективно не самые светлые времена!
Что же представляет собой этот EP? Это в первую очередь очаровательные сказки, сюжеты которых — будто сценарии к неснятым добрым советским мультфильмам. И литературно-сказочный формат, кстати, тоже не случаен, ведь Саша — большой поклонник писателя Григория Остера, перу которого принадлежат отнюдь не только «Вредные советы», но и многие другие детские произведения, в том числе сказочные. Кстати, обложка релиза тоже «книжная», с очень атмосферными иллюстрациями, нарисованными в тандеме с талантливой художницей Надеждой Козловой. Каждая картинка с обложки иллюстрирует одну из четырёх песен EP.
Первая сказка «Лунный заяц» — о том, что добро всегда побеждает зло, несмотря ни на какие его уловки и хитрости. Ну, и конечно же, раз речь идет о сказках, куда же без волшебства? Встретить Лунного зайца — добрая примета. По сюжету Лиса пытается съесть Зайку, но он оказывается проворнее. Голодную Лису, конечно, жаль. Зато Лунного зайца обязательно встретит кто-нибудь ещё. Также одна из главных тем «Сказок…» — мечта! Саша считает её неотъемлемой частью жизни человека! И поэтому песня «Звездопад» — о том, что всегда нужно верить в мечту, стремиться воплотить и при любой возможности загадывать желания — тогда все обязательно сбудется! Песня «Танцы в огне» получилась фолковой — её средневековый мотив придется по вкусу всем любителям этого жанра! Даже у меня, далекого от такой музыки слушателя, песня звучала в голове добрых несколько дней. Последняя песня на мини-альбоме — «Не боишься летучих мышей» — о любви на расстоянии. В её основе — сказка Саши о том, как каждое полнолуние одна летучая мышка превращается в прекрасную девушку и остаётся на ночь с человеком, который не побоялся её даже в обличье летучей мыши, в отличие от остальных людей, давно считавших встречу с ней дурной приметой.
Читайте также
Также хочу отметить воздушность аранжировки песен. Они подчеркивают сказочное, лёгкое и, я бы сказал, по-хорошему беззаботное настроение релиза. Тембр Саши, богатый, тёплый и очень ласковый, прекрасно подходит для роли сказительницы. Кстати, Саша ещё и преподаёт пение.
Я думаю всё описанное выше — отличный повод ознакомиться со «Сказками полнолунной ночи» поближе, если вы хотите послушать что-то умиротворяющее и доброе в один из морозных вечеров за чашечкой тёплого ароматного чая.
О нюансах работы в сказочном жанре, сознательном отказе от песен о несчастливой любви и зарождении собственной творческой вселенной, «Облачного мира», Саша Лесная рассказывает нам в интервью.
— Саша, в одном из интервью ты говорила, что вдохновлялась русским роком, но мне показалось, что твоя музыка тяготеет к арт-року, хоть и с большой составляющей фолка. К какому жанру ты сама относишь свою музыку?
— Я думаю, не меня одну, а многих авторов этот вопрос может поставить в тупик. Каждый раз, когда я отправляю музыку на модерацию, чтобы выложить на всех музыкальных платформах, приходится решать его для себя заново. Моя музыка меняет жанр от песни к песне, охватывает разные жанры — от авторской песни до рок-н-ролла и блюз-рока. Я с удовольствием путешествую по жанрам, это как костюм, который можно менять даже в рамках переиздания одной и той же композиции. В основе выпущенных песен пока действительно было больше фолка, пожалуй. Поэтому выбираю из выпадающего списка основной жанр «фолк», к которому пока ближе, и дополнительный «инди-рок», руководствуясь, в основном, песнями, которые пока лежат в столе, и будущий формат которых мне пока самой неизвестен. Мне кажется, что деление на жанры довольно условно, как в рамках одного проекта, так и в целом. Всё перетекает из одного в другое. Вот даже Цоя вспомнить. Там и фолк, и рэгги, и фанк, и поп...
Мои творческие ориентиры связаны скорее со смыслами, заложенными в песню, чем с отдельно музыкальной составляющей. На мой взгляд, первична идея. А идея моя — вместо борьбы со злом его же инструментами и на его поле, лучше сеять добро. Хотя у меня есть не только добрые песни, но приоритет и основа — доброе начало внутри людей, вера в мечты, внутренний свет. Музыка и текст должны отражать эту идею и соответствовать ей, сам по себе жанр значения не имеет.
— Почему ты выбрала для своих сказок антураж «полнолунной ночи», ведь обычно полнолуние считается временем нечистой силы? А у тебя добрые сюжеты. Почему ты решила подойти к теме с другой стороны?
— Изначально полнолуние в сказочных сюжетах — не время нечистой силы, а время, когда истончается ткань реальности. То есть, время для волшебства. А уж добрым оно будет или не очень — зависит от волшебников!
И сюжеты, на самом деле, не полностью добрые: вот лиса, например, без обеда осталась. Вообще, в реальности, как и в сказках, никакой грани между добром и злом нет, всё это лишь людские оценочные суждения. А луна как сияла, так и будет сиять, что бы ни произошло этой ночью.
— Существует мнение, что грустные песни писать легче. Причём, по статистике, большинство песен — о несчастливой любви. А что тебя вдохновило на создание такой светлой, сказочной лирики? Трудно ли было писать в таком ключе?
— Где-то первый десяток песен у меня действительно был о несчастной любви, как и у многих других. Но при этом у меня было желание писать позитивные песни, которые будут вдохновлять людей, помогать им, поддерживать, в идеале, иногда даже смешить, чтобы их можно было с задором распевать в компании друзей. Что-то подобное я сама для себя находила и нахожу в некоторых песнях Светланы Сургановой, Alai Oli, дуэта «Иваси», Юрия Визбора, Ольги Арефьевой, Александра Пушного, «Зимовья Зверей», «МКПН» и многих других любимых мной авторов-исполнителей.
Когда мне надоело описывать свои переживания в текстах песен, я сознательно поставила себе такую задачу: написать именно позитивную песню. Долго у меня не получалось, всё ходила кругами около «любови с морковью». Дальше была парочка более-менее успешных попыток: первая — уже выпущенная мной «Чайка» по мотивам повести-притчи «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», а вторую можно будет послушать довольно скоро. Ещё одну песню сочинила на день рождения друга, тоже вышло жизнерадостно. Но я не вполне была довольна, хотелось чего-то большего.
Потом я испробовала новый для себя способ написания песен: на заданную извне тему. И вот тут всё сложилось. Написала, причём, не одну, а сразу штук 15 за месяц! На мини-альбоме «Сказки полнолунной ночи» как раз четыре из них. Откровенно весёлых песен тут, конечно, нет, но позитивной можно назвать, в той или иной степени, каждую.
— Какую песню с релиза ты бы выделила особенно и посоветовала послушать нашим читателям в первую очередь? Расскажи о ней поподробнее.
— Пожалуй, «Лунный заяц». Недаром я его выпустила ещё в мае отдельным синглом и в EP поставила на первое место.
А вообще — я бы рекомендовала всё послушать! Они очень разные, у каждой свой характер, настроение, идея. Это четыре сказки, действие которых происходит в полнолуние, четыре отдельных сюжета. Их связывают только полная луна и некая общая вселенная, где они обитают. Я назвала эту вселенную «Облачным миром». Но сейчас этот мир только зарождается, в нём есть лишь отдельные островки жизни. Он напоминает карту в «Героях», где, чтобы увидеть зéмли вокруг освещённого пятачка, надо туда ещё дойти.
— Есть много способов сочинять песни. А как это делаешь ты? Что сочиняешь сначала? Музыку или текст? Или у тебя какой-то особый творческий подход?
— Обычно начинаю писать песню с идеи. Дальше на неё надевается текст. Я ведь сказитель, в некотором роде, бард. Для меня текст первичен, без него музыку не чувствую обычно. Хотя было такое пару раз, что сначала приходила музыка, но это, скорее, исключения.
Откуда взять идею — тут как раз много вариантов. В последнее время я ищу сюжеты на заданную тему. Например, если я захочу написать про шкаф, то буду носить в голове эту мысль, крутить её так и эдак. Текст появится в этот же день, уверена.
А вот с музыкой чаще всего приходится потрудиться. Если захожу в тупик и не могу поймать нужный аккорд или ритм, часто подглядываю в «Нескучный саунд» к Александру Зилкову или ищу методом совершенно ненаучного тыка подходящий вариант.
— Насколько я знаю, четыре рисунка на обложке релиза были нарисованы тобой на «Инктобере». Расскажи, пожалуйста, что это вообще такое, и как на тебя повлияло это мероприятие?
— Нет-нет, рисовала не я. Это коллаба с художницей, которую зовут Надежда Козлова. Её работы можно посмотреть в паблике «Сны в лисьей норе».
Дело было так. Два года назад, в сентябре 2022-го, передо мной остро стоял вопрос репертуара, и вообще я была в поисках смысла своего творчества: это был как раз тот момент, о котором говорила выше. Когда про любовь с морковью уже надоело, а нового ничего придумать не получалось.
Я уже дважды устраивала себе вокальные челленджи: «7 песен за неделю», «10 песен за 10 дней»... Разучивала каждый день новую для себя песню и в этот же день записывала видео её исполнения. Так у меня появлялся азарт к улучшению вокальных навыков и какие-никакие вокальные видео.
И вот я подумала, а почему бы не устроить себе подобный челлендж, но не с чужими песнями, а со своими? Ведь у художников же есть в октябре фестиваль «Инктобер», где они в течение месяца каждый день рисуют картинку на заданную тему. Я решила взять темы «Инктобера», тридцать одну тему на весь октябрь, и написать на каждую по песне. А чтобы не было скучно, придумала совместить приятное с приятным и сделать коллаборацию с кем-то из художников, участников «Инктобера». Так я нашла Надю. И весь октябрь у нас кипела бурная деятельность, каждый день мы обсуждали сюжет будущих рисунка и песни, а вечером выдавали готовый результат в наших пабликах. Было круто! В итоге, за месяц я написала 31 песню, каждая из которых мне по-своему мила.
Мой «Лунный заяц» — плод 27 дня «Инктобера» на тему «Закуска». 28 октября и тема «Кемпинг» принесли песню «Звездопад». «Танцы в огне» — это, понятное дело, день 5 «Пламя». Ну и 3 октября — «Не боишься летучих мышей».
Кстати, следующий «Инктобер» я тоже прошла вместе с Надей, но только частично, так как вышла на работу в офис и уже не могла выдавать по песне каждый день. Так появились ещё пять песен, которые я тоже очень хотела бы выпустить!
— Саша, в предыдущих интервью ты говорила, что у тебя порядка 60 песен. Это и вправду очень много! Сколько из них ты планируешь записать? Как планируешь издавать, будешь искать лейбл?
— В идеале бы, конечно, записать все. Но у многих тексты нуждаются в серьёзной доработке, да и аранжировки тоже нужны. А потом ещё надо записывать голос на студии, сводить и мастерить. Всё это требует вложения времени и денег, и, если первое меня не пугает, то со вторым, конечно, напряг. Так что всегда рада поддержке: у меня подключены донаты на «Яндекс-музыке», там можно найти меня как артиста «Саша Лесная».
На лейбл идти пока не планирую, есть ощущение, что это мне сейчас не нужно: хочу двигаться в своём темпе. Скорее всего, подумаю об этом в конце следующего года.
— Опиши, каким ты представляешь свой идеальный концерт?
— Хочу, чтобы люди возвращались с концерта наполненными энергией созидания, готовые идти к своим мечтам. Буду рада собирать большие залы, но постепенно. Главное, чтобы в зале были люди, близкие по духу.
Я не приемлю алкоголь и не переношу общество пьяных до неадекватности людей, поэтому площадки, которые я вижу для себя максимально желанными — это не клубы, а скорее театры или концертные залы. Тем более, мне хочется добавить визуальную составляющую к своим сказкам. А для этого театр или сцена концертного зала подходит больше всего. Цифровые декорации и голограммы со скрывающимися за ними актёрами, на мой взгляд, идеально дополнили бы сказочные сюжеты моих песен. В нынешнем сезоне шоу «Голос.Дети», кстати, было сделано что-то подобное тому, как я это вижу, только там были персонажи из мультфильмов, а для моих песен стоило бы оживить Надины рисунки и сделать всё пространство более тёплым, уютным.
Ну и, конечно, я буду считать, что моя музыкальная самореализация состоялась, когда на моих концертах зрители будут устраивать флэшмобы — какие-то милые объединяющие действия.
Кстати, камерные концерты и квартирники я тоже люблю, с удовольствием проводила бы их для своих частых гостей. В этом формате песни будут перемежаться с разговорами по душам.
— Скажи, пожалуйста, с кем из известных музыкантов или музыкальных коллективов ты хотела бы выступить на одной сцене?
— Выступить с мэтрами, такими как Светлана Сурганова или «Хелависа», для меня пока что видится как покушение на святое. Может, позже это изменится, но пока... В не столь далёком, но всё-таки будущем — было бы очень здорово поиграть на одной сцене с такими крутыми ребятами, как, например, «Сны Саламандры», Павел Пиковский, Ростислав Чебыкин, Алексей Расчётов. А в ближайшем вишлисте — «группа ЯЛО», Зина Ива, Оля Альпака, Маша Филяева, «Группа Тюленева»... Да много кто! Но, на самом деле, сейчас я больше настроена расти в техническом и музыкальном планах, концертная деятельность пока у меня не в приоритете.
— Расскажи о твоих ближайших творческих планах!
На очереди у меня сейчас два сингла, один из которых я даже, думаю, выпущу до Нового года. А вот к выходу второго надо подготовиться поосновательнее: в идеале, это будет макси-сингл и лайв-видео, уж очень мне нравится студийный вариант. Хочется выдать его слушателям в максимально классном виде!
А вот дальше, видимо, уйду на небольшой перерыв: почистить пёрышки. Да и, как я уже говорила, хочется развиваться именно в музыке, а для этого надо разгрести время от работы над выпуском песен и их продвижением. Чтобы вернуться уже на новом уровне!
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!