18 августа на петербургской «Зелёной сцене» состоится опен-эйр «Внутри города». Это масштабный фестиваль андеграундной рок-музыки, в котором примут участие легенды русского рока и новые проекты. На сцену фестиваля выйдут: «Торба-на-Круче», «Электропартизаны», Денис Михайлов («Обе-Рек»), «Радиопомехи», Гребенщик, Кирилл Комаров, Para Bellvm, Василий К., «Почта», «Ртуть», «Лень», «Тени Дорог», Евгений Леонович, «Sкейлз», Жанна Корнеева, «Сердце Тру» и «Шекsпир».
Накануне этого во всех смыслах громкого события мы завершаем разговор с его главными героями об их творчестве, отношении к Петербургу и летним фестивалям в целом, а также по-прежнему пытаемся выяснить, что они готовят для зрителей «Внутри города».
В третью, финальную часть нашей серии попали микро-интервью с группами «Торба-на-Круче», Para bellvm, «Лень», Денисом Михайловым («Обе-Рек») и Евгением Леоновичем.
«Торба-на-Круче» — флагманы петербургской волны брит-попа и инди-рока «нулевых», давно зарекомендовавшие себя как на андеграундных площадках, так и в федеральных медиа. Последний их альбом «Дневники капитанов» выпущен весной этого года «под вывеской»: Макс ИвАнов и «Торба-на-Круче». Дело в том, что половину этого релиза лидер «Торбы» Макс ИвАнов записал с другими музыкантами в рамках отдельного проекта, но позже музыканты решили объединить песни Макса с песнями группы.
— Девиз фестиваля: «Песни печали и надежды. Песни, в которых живет красота. Песни мира и свободы.» Какие из этих составляющих вы больше всего цените в творчестве?
— Даже если бы девизом фестиваля было только одно из трёх предложений, мы подписались бы под этими словами и приняли участие. А тут все три фразы полностью подходят под наше творчество и мироощущение, разделять и выбирать невозможно. Все три можно писать на щите и под этими флагами собираться и ехать на рок-н-рольный рыцарский турнир. Это я вспомнил «Айвенго», если что.
— У вашей группы гигантский фестивальный и гастрольный опыт. Что вы чувствуете, когда до места проведения опен-эйра можно доехать на личном транспорте или такси?
— Дело не в транспорте, если честно. Тут ощущения говорят о большем волнении — как будто о большем каком-то внутреннем трепете и ответственности. Потому что в своём городе на фестивалях мы играем не так уж и часто, и это каждый раз для меня как некий экзамен, где в председателях комиссии Сам Петербург! А что до комфорта локации, так это просто радость оттого, что не надо надолго уезжать от детей.
— Какую программу готовите. Будут ли бессмертные хиты «С дождя», «Интернет» и «Я не псих», благодаря которым меломаны и радиослушатели страны пару десятилетий назад открыли для себя вашу группу?
— Будут и песни из нового альбома «Дневники капитанов», и те, которые за долгие годы прочно закрепились в сет-листах большинства наших выступлений. Нельзя лишать людей хоровых песнопений, потому что во время них в организме значительно вырастает уровень иммунных белков, а это очень полезно для здоровья (смеётся). Могу сказать с уверенностью: одну из трёх перечисленных песен мы точно споём.
para bellvm — легенды российской готической сцены, хранящие наследие поэтики русского рока. Песни этой группы красноречивее любого интервью. В 2023 году музыканты выпустили альбом «Трава забвения», а 2024 год посвятили переосмыслению и переизданию своих ранних композиций, написанных 15-20 лет назад.
— В начале месяца вы играли на фестивале Radio Inferno, к которому подготовили «готическую программу». Какая программа ждёт зрителей «Внутри города»?
— Рок-программа.
— Ваша группа появилась ту эпоху, когда на весь город было один-два рок опен-эйра, куда приходили десятки тысяч людей. Сейчас рок опен-эйров десятки, но количество их зрителей стало скромнее. Как считаете, для современного рок-фестиваля лучше меньше зрителей, но все свои, или же максимально широкая аудитория?
— У нас нет мнения на сей счет.
— Как оцениваете площадку «Зелёная сцена», где вы уже тоже успели выступить на большом фестивале?
— Уютная, перспективная площадка.
«Лень» — группа, обозначившая свой стиль как смАрт-рок. По словам лидера «Лени» Вячеслава Ильина, его творчество становится всё более серьёзным и экспрессивным, так как лёгкие формы «не передают актуальную реальность». Тем не менее музыканты держатся рок-традиции, где наряду с «электричеством» звучит «акустика» и духовые.
— Каким должен быть идеальный опен-эйр?
— Он должен состояться, а всё остальное не так важно. Стремление к идеальности убивает живую ткань жизненных ситуаций. Да, можно помечтать, чтобы была хорошая погода, но как бывает круто вспоминать, что месили грязь перед сценой! Да, желательно, чтобы крыша над сценой не рухнула под тяжестью воды и не залила аппаратуру, чтобы не было переносов, чтобы было много зрителей. Но когда наша группа попадала в такие ситуации — это в результате приводило к очень интересным результатам. Например, на одном фестивале в 21 году из-за погоды не приехала группа, которая должна была выйти после нас, и мы отыграли двойной сет, почти сольный концерт. Зрители уходили от главной сцены и приходили к нашей, было очень здорово.
— Вашему последнему альбому «Страшные сказки» ровно год. Может быть, вы уже успели сочинить за это время новые песни, которые готовитесь представить на фестивале?
— Обязательно сыграем парочку новых песен: «Малыш, я вернусь» и «В ночь перед Рождеством». Они, как обычно, горькие в комичной форме. А ещё из дальнего угла достали старенькие песни, которые давно никто не слышал.
— В жизни лень — двигатель прогресса, а в искусстве?
— А в искусстве Лень — это имя нашей теневой стороны. Оно как талисман, позволяет держаться и не впадать в полный трудоголизм. Всем зрителям видно, что музыканты «Лени» на концерте как кони — пашут и боронуют. Но чувство праздности и гедонизма — это лакмусовая бумажка эстета, ибо не усилием единым достигается эстетический оргазм, а в том числе и тишиной, и чутким улавливанием вайба, тонких смыслов, контакта с публикой.
Денис Михайлов — автор-исполнитель, лидер воронежской группы «Обе-Рек». Несмотря на плотный фестивальный график, этим летом музыканты успевают работать над новым материалом и готовят новый релиз уже к осени. Для Дениса это будет уже третье фестивальное выступление в нашем городе за сезон, только на этот раз он выйдет на сцену уже без группы.
— Вы сейчас активно выступаете на фестивалях со своей группой «Обе-Рек», какие у вас впечатления от этого фестивального сезона?
— Сезон насыщенный, с широкой географией. В этом году Питер особенно гостеприимен, нас пригласили аж на три фестиваля, приятно!
— Что такого особенного готовите к своему сольному сету на фестивале «Внутри города», чего ещё не видели и не слышали зрители ближайших фестивальных выступлений «Обе-Рек»?
— Главная особенность в том, что я играю сольную акустику, а в этом формате больше душевности. В сет-листе больше песен, поскольку инструментальный сегмент с соляками и риффами выбывает. Здесь основная ставка на голос, текст и индивидуальную экспрессию.
— Какие новости у группы «Обе-Рек»?
— Мы пишем новый альбом, готовимся к началу концертного сезона. Планируем осенью выпустить новую песню в формате сингла.
Евгений Леонович — музыкант, основатель и главный редактор «Портала Субкультура», единственный представитель мира инструментального построка на фестивале «Внутри города». В этом месяце Евгений выпустил дебютный EP «Равновесие», музыка с которого уравновесит эмоциональное состояние зрителей после громких рок-боевиков и философских текстов других участников мероприятия.
— Ты уже не первый раз становишься единственным участником большого рок-фестиваля, исполняющим инструментальную музыку. Это стимулирует или же пугает тебя во время выступления?
— И стимулирует, и немного пугает одновременно. Да, музыка не типовая для обычного слушателя, который привык именно к песням, к вокалу. Но мы же в поле андеграунда — где, как не здесь, можно по-настоящему экспериментировать?!
— Ты бывал и организатором, и зрителем множества фестивалей. Теперь ещё и выступаешь на них. Каким для тебя как артиста должен быть хороший музыкальный фестиваль?
— Нужно, чтобы для меня как артиста всё сложилось — удовольствие от выступления и приём зрителей. Это самое главное. Тогда я смогу сказать: «Это был хороший музыкальный фестиваль». И, конечно, чтобы в плане организации всё было на уровне, в том числе и с технической стороны.
— Кого из многочисленных участников планируешь послушать в роли зрителя?
— С прошлого года именно на фестивалях я начал открывать для себя новые имена. Здесь сразу можно почувствовать энергетику артиста. Обычно у меня было наоборот: сначала артист попадал в плейлист, и если очень нравился, я шёл слушать его вживую. А вот как раз на прошлом фестивале «Внутри города» открыл для себя много новых имён, с творчеством которых начал знакомиться подробнее уже на следующий день. В плане участников я доверяю вкусу и выбору организатора — Анастасии Мурзич. Поэтому с удовольствием послушаю незнакомые мне группы.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!