Вы тоже заметили, как всё некогда невероятное, о чём с замиранием сердца рассказывали наши предки в своих легендах, вдруг стало обыденным и предсказуемым? Как так вышло, что у всех необъяснимых явлений уже есть названия и определения. Слышишь странные звуки — это полтергейст, произошло несчастье — дело рук демонов, у которых меняются только имена и функционал, увидел что-то неординарное в небе — однозначно Н.Л.О.! Никаких тебе новинок из потусторонних миров. — Чем вообще сейчас заняты редакторы газет а-ля «Бабкин Оракул», между прочим, издающихся и продающихся до сих пор.
С глобальной интернетизацией ламповая мистика уступила киберпанковым ужастикам о тотальной слежке, чипировании людей и искусственном интеллекте-убийце. Даже тролли в нашу эпоху — это уже не существа из скандинавской мифологии, а реальные персонажи виртуальной повседневности. Участники интернет-сообщества wavinfo, посвящённого музыкальному продакшену, провели целое исследование окружающих их паранормальных явлений и косвенно подтвердили мою гипотезу о формализации паранормального в эпоху Интернета. Результаты обнародованы в сборнике Wavwindows 3: Paranormal, выпущенном на лейбле Content Chaos.
В рамках эксперимента артисты разных жанров независимой музыки на основе собственного опыта столкновений с паранормальным — из пережитого, услышанного, прочитанного и осмысленного — сочинили по композиции, каждый — на свою тему. И если тематика страхов и фобий, которой был посвящён предыдущий выпуск Wavwindows, оказалась шире, чем можно представить, то «показания» артистов по поводу их встреч с аномальными явлениями во многом схожи.
Недаром уже в первом треке мы слушаем «Неочевидное, но вероятное» в эфире Radio Paranormal — коллективный творческий опыт LX imaginary band, nooMoon, Filipz. Дикторские голоса рассказывают о разных измерениях и вероятности жизни в них. Я не знаток подобных теорий, поэтому для меня всё звучит как любая фраза псевдонаучной «Лекции о броме» Сергея Курёхина в образе ученого Гендельбаха, где «яма, наполненная бромом, может хлорироваться только четырьмя молекулами углерода». К тому же передача «Паранормального радио» трагикомически прерывается словами «— Что это? — Кто это сказал? — Ты это слышал?» — и это тоже наводит на подозрение. В музыке, сопровождающей трансляцию, есть что-то The Future Sound Of London, чьими треками музыкальные редакторы российского ТВ украсили десятки, а то и сотни выпусков программ, посвящённых всевозможным сверхъестественностям. Стиль этих шоу ещё раз встречается у phazan в okea_n, только здесь уже идёт интервью с человеком, который, предположительно, побывал на грани жизни и смерти. В канву прямолинейной техно-композиции с неудобными гудящими звуками красиво вплетена «диктофонная запись» беседы героя и интервьюера.
Читайте также
Интересно контрастируют и будто бы дополняют друг друга трогательные инди-поп песни 1CON «Рядом» и nooMoon «Среди людей». Герой первой не готов отдать близкого человека туда, «где души в вечности летят», в то время как персонажи второй — кто бы они ни были — не могут найти себе покоя среди людей и ищут «путь домой». Человек из фита Dubsane и ЗАО «Сомнительные инициативы» уверен, что проживает какую-то не свою жизнь, где он не должен быть, как «Пистолет в рюкзаке Лил Уэйна». Но разве пистолет — не самое очевидное, что может оказаться в багаже звезды хип-хопа? Ну, как говорится, на всё воля высших сил.
Из высших сил и «сил поменьше» здесь упомянуты итальянский демон Пантафика и Сильван. «Пантафика» — воплощение сонного паралича, изображаемое, как правило, в виде большого чёрного кота. Завораживающая «умная электроника» Mal0 — на этот раз с симфоническими оттенками — усыпляет жертву, позволяя хищному существу, заливающемуся утробным мурчанием, застать её врасплох. Демоны и духи в Wavwindows 3: Paranormal в целом какие-то очень уж низкочастотные. В свою очередь, некто silvan, который может быть и древнеримским божественным опекуном, и представителем вселенной «Ведьмака», из техно-трека elkwood the producer басит на все лады электронными и акустическими басами.
Можно подумать, с аномальным сталкиваются одни лишь электронщики, но это не так. Статистика сборника показывает, что как минимум два автора гитарной музыки тоже в теме. Kotr называет свой стиль NewGuitarWave, а композицию «В плену иллюзий сновидений» я охарактеризовал бы как New Guitar Age. С нью-эйджем её роднит глухая перкуссия, звуки природы, страстные заклинания на латыни, в то время как душераздирающие вопли неизвестного происхождения и пронзительное гитарное соло выдают почерк рок-музыканта. Логичным противовесом этому эзотерическому номеру выступает звенящий научно-фантастический построк jumping_elephant — UFO.
Похоже, в мире паранормального действительно наступила эпоха предсказуемой стабильности. На мой взгляд, это даже и неплохо. Главное — в мире искусства появился ещё один интересный концептуальный сборник хорошей музыки от Wavwindows и Content Chaos. Слушаю с удовольствием и с нетерпением жду их новых экспериментов!
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.