В этом материале «Портал Субкультура» хотел рассказать своим читателям про одну классную тату-мастерицу, а тату-мастерица взяла и наговорила столько полезных инсайтов, что текст получился важным вообще для всех, кто имеет или планирует иметь отношение к татуировкам. Просим любить и жаловать — Станислава Сарикова, татуировщица made in Siberia, и татуировки у неё — «про лес, ботанику, анималистику и вайб, который соединяет в себе эстетику леса и ведьминских болот». Если такие шутки вам по душе — ликуйте! — мы нашли вам идеального мастера; если нет — читайте внимательно! — мы нашли человека, советы которого помогут вам найти идеального мастера. Про путь к татуировке, эстетику хтонического и даже музыку — в интервью ниже.
— Для тех, кому только предстоит познакомиться с тобой через этот текст — расскажи про себя, но не то, что в таких случаях принято, а то, что считаешь нужным и самым важным.
— Привет! Просьба рассказать о себе всегда ставила меня в ступор, так как в таких ситуациях зачастую не знаешь, с чего начать.
Меня зовут Станислава и мне 31. Я не представляю свою жизнь без чёрных татуировок и графики. Люблю путешествия, сноубординг, леса, классическую архитектуру, концерты, рислинг, читать дома под одеялком, природу Карелии и горы. О социально-полезном: я вегетарианка, а ещё очень переживаю за природу, поэтому сортирую мусор последние 7 лет.
Наверное, это основные вещи, меня характеризующие.
— Ты — тату-мастерица. Татуировщик — не та профессия (если это ремесло вообще можно назвать профессией), в которую приходят, потому что больше некуда было податься; здесь всегда спрятан какой-нибудь порыв мятежной души или судьбоносная случайность, поэтому не можем не спросить — как ты взяла в руки машинку?
Читайте также
— На самом деле обошлось без мятежности, случайностей и прочих хаотичных штук. Просто я слишком рациональный и последовательный человек, поэтому и в татуировку пришла сознательно, после длительного анализа, что мне интересно и чем хотелось бы заниматься.
Началось все с того, что я получила два высших образования (одно в сфере менеджмента и экономики, другое в сфере рекламы и связей с общественностью). За время учебы в ВУЗах я пробовала себя в разных специальностях, но ничто душу не грело; вдобавок выяснилось, что работать пятидневку мне совершенно не нравится, да и предлагаемая зарплата восторга не вызывала. После окончания магистратуры я предприняла последнюю попытку поработать в офисе, после которой отчетливо поняла, что не стоит принуждать себя, если дело не идет.
Активное движение в сторону татуировки началось в конце 2016. Тогда я рисовала принты для локального бренда Петербурга, а в 2017 вместе с приятельницей мы начали делать свой бренд одежды, для которого, помимо всех прочих обязанностей, я нарисовала один из принтов. Работа с одеждой многое дала, ибо тогда я поняла, что мне нравится создавать что-то руками и при этом самой организовывать свою деятельность. Поскольку стилистика моих иллюстраций уже тогда была специфическая, вариантов для самореализации было не так много.
Так я и пришла в эту сферу. Важный момент: татуировка была явлением, которое интересовало меня года с 2012, но желание стать татуировщицей долгие годы существовало в фоновом режиме. Сначала не было денег, затем — возможности научиться (негде и не у кого), затем — веры в себя. В какой-то момент все просто само встало на свои места, чему я искренне рада, ибо заняться татуировкой было одним из самых удачных решений в моей жизни.
— А были какие-нибудь сложности — любого характера — на пути овладевания ремеслом? Кажется, что в таком нетривиальном деле их особенно много: в кого-то не верят родители, советуя найти «настоящую» работу, кто-то не может найти первую жертву, а кто-то вообще не знает, с чего начать, потому что такая карьера не начинается с университетской аудитории.
— Ой, все перечисленное мне напротив легко далось. Если говорить о родителях — маман мое решение поддержала, а батю я просто перед фактом поставила. Первые клиенты и начало работы происходило под контролем татуировщицы, к которой я пошла учиться, поэтому введение в деятельность тоже прошло достаточно мягко.
Тем не менее я могу выделить несколько основных сложностей.
Сложность первая. В начале пути я очень часто выгорала. Это было связано с тем, что татуировки я делала за очень низкий прайс (а работала много) и при этом не брала предоплату. То есть представь картину: я трачу несколько часов на переписку с клиентом, мы договариваемся о сеансе, я рисую эскиз и присылаю, клиенту все нравится. Наступает день сеанса, я еду в студию, собираю место, но… никто не приходит. В сухом остатке мы получаем кучу времени, спущенного в никуда, пропавший рабочий день и огромную досаду. Как-то за неделю у меня отменилось подобным образом 5 сеансов, и я поняла, что отныне готова работать только после предоплаты. Клянусь — жизнь изменилась: количество ответственных людей начало расти, больше людей стало интересоваться именно моей стилистикой, отмена сеансов стала редким исключением, а я перестала выгорать.
Сложность вторая. Я достаточно эмпатичная, и в начале своего татуировочного пути очень переживала, что делаю человеку больно. В такие моменты я начинала активно успокаивать, включаться в переживания и т.д. С точки зрения человечности это хорошо, но с точки зрения профессионализма — нет, ведь в первую очередь, когда мы приходим к специалисту, чтобы получить какую-то услугу, нам важен результат. Конечно, нам будет приятно, если нас утешат или поддержат по ходу действий, но главная наша цель — получить качественную работу. Вот и в татуировке точно так же.
У меня ушло какое-то время, чтобы научиться отключать излишнюю во время сеансов эмпатию, так как пользы от нее в итоге нет ни для кого. Со временем у меня сформировалась своя аудитория: я работаю с девушками, а они терпят идеально, поэтому поддерживать и утешать кого-то во время сеанса теперь требуется очень редко.
— С позиции состоявшейся тату-мастерицы дай несколько советов трём группам людей: а) начинающим татуировщикам, б) клиентам начинающих татуировщиков, в) людям, которые ищут своего мастера, но не знают, как искать, где искать, на какие ориентиры обращать внимание.
— а) Ой, буду тривиальна до крайности: я бы посоветовала совершенствовать рисунок, прокачивать технику, формировать подачу в соцестях и взращивать умение в коммуникацию. Это базовый набор, который точно поможет дорасти до определённого уровня (а по дороге человек сам разберётся с тем, что ещё ему нужно).
б) По возможности я бы советовала не делать татуировки у начинающих мастеров, как бы парадоксально это сейчас не прозвучало. Если ваше намерение велико — будьте уверены в решении, чтобы потом не пожалеть о содеянном. На крайний случай существует лазер или кавер-апы.
в) Главное не торопиться. Татуировка — это не предмет первой необходимости, поэтому лучше потратить чуть больше времени, но найти того, кто вам действительно будет по душе. Искать можно по классике: Instagram* и ВК. Стоит обращать внимание на несколько вещей:
— стиль, в котором работает татуировщи_ца. Например, если вы хотите чёрно-белый реализм, не нужно писать татуировщице, делающей акварельные работы. Если вы хотите работу в рамках определённой стилистики (реализм, графика, леттеринг и т.д.), ищите мастера, который работает в данном направлении, и будет вам счастье. Портфолио, несмотря на то, что в нём выложены разные в плане сюжетов татуировки, должно выглядеть целостно — определенные технические приёмы, тематика, цветокоррекция, фон, съёмка. Если эта целостность есть — прекрасно. Если её нет и набор татуировок похож на пэтчворк — скорее всего, мастер просто нагрузил картинок из инета и выдает работы за свои;
— обращайте внимание на эскизы. Тату-мастера с руками из плеч умеют рисовать, поэтому у каждо_й из них есть свободные для бронирования проекты, которые также выполнены в определенной стилистике;
— хорошие татуировки не стоят дёшево. Портфолио мастера, которое вы видите — это совокупность сотен, тысяч часов рисования, учёбы, опыта в татуировке, отточенной техники. Поэтому искренне не советую экономить на том, что будет с вами до конца дней;
— всё, что я описала выше, бросается в глаза после определённого уровня насмотренности. Поэтому прислушивайтесь к тому, что вам нравится, следите за тату-артистами в соцсетях, наблюдайте, как они работают. Уверена, что со временем вы найдёте того самого.
— С формальностями закончили, время поговорить о тебе и твоём творческом воплощении. Простыми и понятными словами опиши стиль, в котором ты работаешь, то есть мир, который — из татуировки в татуировку — ты создаёшь: как он выглядит, кто в нём обитает, есть ли у него прообраз и идейное вдохновляющее?
— Если просто и понятно, то я делаю ч/б графику: она про лес, ботанику, анималистику и вайб, который соединяет в себе эстетику леса и ведьминских болот.
Большая часть татуировок, которые можно увидеть в портфолио, сделана по идеям клиенток, приходящих ко мне на сеансы: я беру идею, пропускаю её через себя учитывая все необходимые вводные данные (расположение татуировки, примерный размер, пожелания касаемо того, что должно присутствовать или наоборот отсутствовать в изображении) и рисую эскиз, который мы впоследствии реализуем на сеансе. Так рождается одна работа за другой. К чему я веду? Каждый человек, который доверяет мне реализацию своей идеи, становится участником создания этого мира.
Насчёт прообраза и идейного вдохновения мне сложно дать конкретный ответ. Человек — штука достаточно сложная. На протяжении всей жизни на нас влияет ближайшее окружение, социум, собственные интересы, увлечения, переживания, музыка, фильмы, прочитанные книги, пройденные игры, опыт путешествий в конце концов. Поэтому работы, которые я делаю, отчасти являются следствием всех перечисленных факторов.
Идейное вдохновляющее было лишь одно: когда-то мне очень хотелось просто сидеть и рисовать, слушать музыку и чтобы меня при этом никто не трогал. В целом, деятельность татуировщицы близка к этому примитивному описанию, так что можно сказать, что все сложилось удачно.
— Я спросила про прообраз, потому что знаю, что ты из Сибири. Это, конечно, очень заметно в твоих работах: не просто ботаника и анималистика, а инфернальные, хтонические образы, близкие к земле, обитающие в чаще, в мифологии, в чаще мифологии. Как Сибирь повлияла на твое восприятие окружающего мира?
— Частично мой ответ повторит предыдущий. Стилистика работ формируется благодаря огромному количеству факторов, о которых я рассказывала выше, и рождается вследствие насмотренности (тут подразумеваются и игровые миры, и арты, и клипы), собственных предпочтений и, конечно, техники.
Что же до влияния Сибири… Просто в ней есть определённая атмосфера, которая оставит свой отпечаток. Когда я вспоминаю о том периоде жизни, то первыми на ум приходят снега, мороз, деревянные дома разной степени устойчивости, леса и болота… Мне сложно передать эту атмосферу словами и описанием каких-то вещей, ибо она воспринимается на уровне ощущений. Когда ты живёшь среди неё, то волей-неволей попадаешь под её влияние и она остается с тобой навсегда.
Наверное, поэтому мои работы такие, какими вы их видите.
— Есть какие-нибудь чисто сибирские штуки, по которым ты скучаешь?
— Только по деревянному зодчеству моего родного города, кедрачу, полуметровым сугробам, которые за ночь нападали, и чтобы кто-нибудь рядом в магазине мультифору попросил.
— Я знаю, что в культуре анималистичной татуировки существует тотемизация животных, вера в уникальную силу конкретного зверя, которая непременно повлияет на жизнь и личность носителя. Такая первобытность восприятия близка твоей эстетике, но близка ли она тебе?
— Я придерживаюсь мнения, что в первую очередь татуировки — это просто татуировки, и важно, чтобы они были качественными, эстетичными, уникальными и гармонично вписанными в анатомию человека. Я не пытаюсь создавать в своих работах какие-то скрытые смыслы, но с пониманием отношусь к тому, что некоторые люди привносят в них символизм. Мы все разные и у всех свои потребности.
Тем не менее я убеждена в том, что татуировка может оказать влияние на жизнь и самоощущение носителя. Но это больше история про принятие себя, про обретение уверенности, про избавление от каких-то триггерящих вещей (если мы говорим о перекрытиях шрамов или неудачных татуировок).
— В одном из интервью ты говорила, что любишь вселенную «Короля и Шута». Как во многом музыкальное издание не можем не попросить поделиться слушательским опытом: как познакомилась, как полюбилось, как повлияло.
— Думаю, тут важно обратить внимание на то, что я барышня взрослая, и на момент знакомства с их музыкой мне было лет 11, а нормального интернета ещё не было (это примерно 2005 год). О новых для тебя группах можно было узнать несколькими способами: через знакомых, по телеку/радио, через покупку кассет или CD (но на них нужны деньги, а с завтраков особо много не наоткладываешь). Поэтому что-то новое искалась с трудом, и про КиШ я узнала лишь потому, что моя приятельница как-то принесла кассету послушать. Как сейчас помню, это был альбом «Жаль, нет ружья». Что самое забавное, на тот момент они мне слабо зашли, потому что я любила музыку другого плана (In Flames, Oomph!, Rammstein, Pain, Marilyn Manson, In Extremo и иже с ними).
Пару лет спустя КиШ приезжали в Томск с концертом, и я по фану вместе с подругой пошла их послушать живьём, с того момента и прониклась. На протяжении сознательной жизни мне нравились сказки, рассказы про миры, обитатели которых были близки мне по духу и попадали в истории. Вдобавок, мир, созданный КиШ, был очень живой: в нём существовало большое количество персонажей, с которыми всегда что-то происходило: было место и смешным историям, и трагедиям, и смерти, и алкоголю, и дружбе, и алчности. Достойный набор факторов, чтобы завлечь.
Признаться, сейчас мне искренне интересно, как бы отреагировал господин Горшенёв, если бы узнал, сколько коммерческих вещей происходит сейчас под именем группы, частью которой он когда-то был.
Если же говорить о влиянии… Мне всегда было сложно оценить, как на меня повлияла та или иная музыка. С течением лет музыкальные предпочтения расширялись, жизнь менялась (не всегда в лучшую сторону) и я просто подбирала под нее саундтреки, альбомы и исполнителей. Поэтому мне думается, что скорее жизненные обстоятельства влияли на меня, и так я приходила к определенной музыке. По этой причине в моей коллекции бок о бок существуют очень разноплановые группы.
— А что ещё можно послушать/посмотреть, чтобы лучше понять твои сюжеты, эстетику и вообще мироощущение?
— Даже не знаю, могу ли посоветовать что-то конкретное… Просто я убеждена, что наша личность претерпевает изменения на протяжении всей жизни. События, переживания, музыка, фильмы, люди, окружающий мир — мы взаимодействуем со всем этим постоянно, и этот процесс закончится только со смертью. Поэтому эстетика и мироощущение, как мне кажется, созданы из предыдущих лет, которые я успела прожить.
Думаю, что лучший способ проникнуться эстетикой и мироощущением — поехать в Карельский лес.
— Парочка организационных вопросов. Предположим, я хочу татуировку твоего авторства. Как это организовать? Куда писать? В каких местах ты и твои фантастические твари обитают?
— Это непростой вопрос. В России в последнее время меня стало сложно поймать, но я веду лист ожидания для Петербурга. Можно написать мне в Instagram* (@sarikova.tattoo) или в крайнем случае в ВК — там такой же ник. За несколько недель до приезда в Петербург я отписываюсь всем из листа ожидания, сообщаю, сколько планирую пробыть в городе, и, если вопрос с татуировкой не потерял для человека актуальность, мы выбираем дату сеанса. Примерно так всё и работает.
— Что насчёт карьерных планов на будущее — далекое и не очень?
— Вообще я предпочитаю рассказывать об уже состоявшихся достижениях, чем о том, как я буду что-то делать. Последняя пара лет жизни научила меня тому, что планы — вещь очень эфемерная. Чего бы они ни касались. Мне бы очень хотелось вернуть в свою жизнь в спокойное русло, больше времени проводить с семьей и обрести дом. Поэтому одна из моих основных задач, которая касается всех сфер сразу — сделать так, чтобы жизнь устаканилась и обрела спокойный ритм. Параллельно с этим я буду продолжать развиваться в татуировке, расширять свою аудиторию и больше времени уделять рисунку на бумаге. Если получится хотя бы половина из намеченного, уже будет неплохо.
*Соцсеть, признанная в России экстремистской
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.