Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

В рамках XII Международного фестиваля моноспектаклей «Монокль» в театре «Особняк» показали моноспектакль Алексея Янковского «Концерт по заявкам» по пьесе Франца Крёца, состоящей из одних лишь ремарок. В постановке нет сюжетной линии — все два часа зритель просто подсматривает за тем, как героиня ходит по своей комнате, ест, курит, переодевается, моется, пришивает пуговицы к ковру и занимается обычными вечерними делами. Включает радио. Попадает на концерт по заявкам. А потом кончает с собой.

Ася Ширшина, исполнительница главной роли, (будем называть её Мадам), сумела без слов воплотить на сцене довольно противоречивый образ. На протяжении всего спектакля её лицо выражает такое же «ничто», какое проскальзывает и в её действиях. На практике сначала это непонятно, после — страшно, в итоге — скучно. В начале спектакля героиня возвращается домой, раздевается, ставит покупки на стол. Садится на диван. И около десяти минут просто смотрит пустыми глазами в темноту. Пока зрители непонимающе шуршат одеждой, усаживаясь поудобнее и наблюдая за безмолвной, застывшей актрисой, сама Ширшина будто находится в трансе — она не здесь и, собственно, нигде. В какой-то момент на её глазах появляются слезы. Она выходит из транса и вновь вплетает себя в череду быта — нужно переодеться, приготовить поесть, сделать бесконечное количество «нужно» для того, чтобы поддержать ненужную жизнь.

Один день, одна комната, смерть: «Концерт по заявкам» в театре «Особняк»

Пространство жизни Мадам очень ограниченное. Одна комната выполняет роль спальни, ванной и кухни. Скорее всего, это комната в коммуналке — в туалет героиня ходит со своей бумагой, где-то там же за ограниченными сценой пределами сливает воду из жестяного таза, в котором моет посуду, стирает чулки, моется сама. Несмотря на то, что комната выглядит обжитой и прочувствованной, в ней не живет никого, кроме самой героини — нет фотографий близких на стенах, писем, открыток, хоть чего-то, что могло бы напомнить о существовании кого-то родного, незабытого, важного. Но люди все же пробираются в это огороженное пространство — люди чужие и далекие. У комнаты тонкие стены — в ней слышны звуки с улицы и из других квартир. На фоне жизни Мадам раздается то смех, то чья-то ругань, то что-то похожее на стоны. То и дело где-то совсем рядом проезжает с гулом и грохотом поезд.

Создатели спектакля интересно проработали маленькое пространство «Особняка», задействовав в качестве декораций и собственную уборную театра, и прихожую, где обычно переодеваются зрители, и арку, через которую они проходят в зал. Подобное решение одновременно и приближает актрису к зрителю, и отдаляет её от него. С одной стороны, разрушается грань между местом актера и местом зрителя. В классических театрах, например, эта грань ощущается на подсознательном уровне, сцена возвышена и отдалена от зала и, даже, если актеры могут позволить себе в рамках постановки спуститься и пройтись между рядами, «наше» и «ваше» все равно остается четко очерченным. В «Особняке» же нет ни возвышения сцены, ни четких рядов, ни разграничений. Актриса рядом, существует в одном осознанном пространстве со зрителем. Но Ширшина проводит новую грань, выстраивая «четвертую стену» и одновременно разрушая её. Смотрит невидящим взглядом на зрителей. Иногда подмешивает в него глубокое безразличие, иногда молчаливое, гнетущее осуждение, как бы заявляя: «Посмотрите, что вы со мной сделали, сидя и просто наблюдая».

Один день, одна комната, смерть: «Концерт по заявкам» в театре «Особняк»

Зритель не знает почти ничего о Мадам ни в начале, ни в конце спектакля. Она одинока, ей не к кому пойти в моменты душевных тревог. Смотря спектакль подчас задумываешься о том, как же сложно понимать что-то, когда некому объяснить, что и зачем происходит. Зрителю остается только гадать о том, что гнетет героиню, наблюдать, как она почти в каком-то оцепенении сидит на диване без движения и смотрит сухими глазами в никуда, рефлекторно перекладывает вещи, курит сигарету за сигаретой и все глубже погружается в незамысловатый быт, наполняющийся высоким содержание и превращающийся в Бытие. Героиня живет только для того, чтобы поддерживать хоть какую-то мотивацию жить — моет посуду, наносит крем, протирает и без того чистые столы и стулья. Вся её жизнь — череда почти ритуальных действий, лишенных смысла, никак не отвечающих по своей сути тому, что происходит у нее внутри. То и дело забивая существование действиями, лишенными, по факту, смысла (зачем в сотый раз тереть таз, только что отмытый до блеска?), героиня постоянно прерывается, будто выпадая на какой-то период из комнаты и быта и погружаясь в себя. Она застывает, смотрит то на свое отражение в зеркале, то просто в никуда — и думает, напряженно думает о чем-то, о чем запретили знать зрителю. Не спасают её эти бесполезные ритуалы — искусственного запала хватает лишь на то, чтобы начать действие. А дальше остается лишь тягуче тянуть время до следующего запала.

Концерт по заявкам тоже не помогает. Героиня бодрится, покачивает ногой в такт музыке, почти что отчаянно доказывает себе и, может, кому-то далекому и невидимому — ну вот, посмотри же, как мне весело. А потом резко останавливается, сдерживает слезы. Музыка будто отражает внутреннее состояние героини — из нарочито бодрой она превращается в тоскливую и удручающую. Может, это и не радио вовсе, а трансляция потока сознания героини — то одно, то другое. Лирический музыкальный пейзаж в органичном взаимодействии с лирическим героем.

В какой-то момент героиня вытаскивает деньги, спрятанные в чулке, и внезапно понимаешь — а мы ведь ничего о ней не знаем. Кто она, чем она живет, что любит? Все, что получает зритель во время спектакля — рваные куски догадок.

Она будто кого-то (или чего-то) ждет. Не ведут себя так люди в обычной жизни, не носят по одной вещи из комнаты в комнату, не делают все так безумно затянуто и нарочито. Героиня ждет того, кто придет и спасет её, даст какой-то смысл её незамысловатому быту. Поэтому и вглядывается напряженно и осуждающе в зрительный зал — ищет, не находит и обижается.

Перед сном Мадам переодевается, ставит на стол кофейную кружку и вареное яйцо — на утро, чтобы спросонья не беспокоится о завтраке. Ложится под одеяло, немного листает страницы книги, ворочается, напряженно вглядывается в темноту. Потом достает из аптечки таблетки, читает инструкцию, старательно отсчитывает дозу. Запивает чем-то алкогольным. И решает покончить с собой.

Один день, одна комната, смерть: «Концерт по заявкам» в театре «Особняк»

Героиня выпивает таблетки, садится в кресло, резко накидывает на себя простыню и драматично свешивает руки. Героиня все делает нарочито театрально. Убивает себя — тоже. Все происходящее до этого начинает казаться фарсом, медленным приготовлением к оттягиваемой смерти. На фоне звучит «When I was seventeen» Фрэнка Синатры — своеобразное резюме прошедшей жизни. Доброе синатровское сменяется на отчаянное «Je suis malade» Лары Фабиан. «Я больна», - поет Лара. Мадам ждет ухода из жизни. Отчаянно скидывает простыню — умереть не получилось. Получится ли чуть позже — непонятно.

О самоубийстве в финале догадываешься где-то в середине спектакля. Во время ужина героиня резким движением руки сбрасывает со стола на пол нож — может, уже в тот момент хочет полоснуть себя по рукам и закончить череду будто запрограммированных действий. Других прямых намеков к этому нет — но в то же время почему-то есть ощущение, что этим все и закончится. Под вопросом остается только форма. Каким образом? Порежет вены, встанет в петлю, выстрелит в себя, бросится под поезд, звуки которого то и дело раздаются за пределами комнаты?

«Концерт по заявкам» перекликается с другим спектаклем Янковского — «Сивиллой». Здесь то же чувство одиночества и неприкаянности человека, та же изолированность от внешнего мира в невесомых границах, та же попытка (или её пассивное отсутствие) найти контакт с внешнем миром, быть понятым и принятым. Однако средства для выражения похожего совсем разные — в одном случае это слово, чистое слово, не нарушенное ни действием, ни внешними декорациями, в другом — только действие, точнее «полудействие», его отсутствие при его наличии.

Один день, одна комната, смерть: «Концерт по заявкам» в театре «Особняк»

Смотреть спектакль тяжело. Тяжело морально и тяжело физически. Действие разворачивается медленно, грубо говоря — ничего не происходит, нет ни завязки, ни кульминации, ни какой-либо линии сюжета, нет ничего, нет самого действия, есть только развязка и своеобразная подготовка к развязке. Иногда сидишь и не понимаешь, что тут происходит и почему ты вообще это смотришь. Местами интереснее даже наблюдать за зрителями в зале, усиленно делающими умные понимающие лица, чем за актрисой, без движения лежащей на диване. Мадам лежит на диване, а ты, такой неотесанный и грубый зритель, сидишь на неудобном деревянном стуле и думаешь: «Черт возьми, раз она просто молча лежит, пусть подвинется и мы полежим помолчим вместе?»

Не раз за время спектакля возникает мысль о некоторой провокации со стороны режиссера и актрисы — появляется ощущение, будто в моменты полного бездействия на сцене они намекают на необходимость вмешательства из зала, прихода кого-то, кто смог бы как-то сломать ряд компульсивных действий героини. Вряд ли, конечно, этот кто-то смог бы предотвратить трагическую развязку.

Может, это все и есть провокация с актуальным вопросом — выдержит ли зритель двухчасовое бездействие с ожидаемой смертью в финале? Выйдет ли из зала, продолжая делать умное лицо и рассказывать о великих смыслах, или же откровенно признается, что ничего не понял?

Один день, одна комната, смерть: «Концерт по заявкам» в театре «Особняк»

Резюмируя, хочется отметить, что «Концерт по заявкам» — спектакль далеко не для всех. Для кого — сказать сложно. Два часа действия воспринимаются тягомонтно, особенно после догадки о возможной концовке. Идея о режиме реального времени с четким ощущением часов «до» кажется интересной в теории, но на практике утомляет. Ужас жизни, сосредоточенной на одном только быте, становится понятен в первые двадцать минут спектакля, дальше эта жвачка жуется надоедливо и занудно. Рутинность становится почти что неправдоподобной. Иди спектакль час или хотя бы полтора, его смысловая нагрузка не поменялась бы. А вот сила воздействия, не приправленная томительным ожиданием конца, может была бы сильнее.

(Фото предоставил театр «Особняк»)

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика