Мюзикл с размахом ревущих 20-х в театре «Мюзик-Холл». Стоит ли смотреть яркий спектакль «Великий Гэтсби», или это только красивая обертка, как жизнь героев романа – рассказывает наш корреспондент Анастасия Жен.
По сюжету
Роман Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» и экранизировался, и ставился на сцене не один раз. С 2018 года о проблемах социального неравенства, умении любить и ломать людей поют на сцене театра «Мюзик-Холл».
Америка 1920-х. Ар-деко, что значит много золота, подпольные бары, гангстеры и невероятные вечеринки. В центре событий оказывается Ник Каррауэй, когда-то давно мечтавший стать писателем, а ныне ищущий свое призвание на рынке акций в Нью-Йорке. Волей случая и удачного расположения его дома, Ник оказывается втянут в любовную драму загадочного соседа Мистера Гэтсби. И не подумайте, что здесь что-то про современные толерантные отношения.
Вместе с Ником зрителю предстоит проследить разницу между мужской и женской изменой, увидеть сложности отношений между людьми, у которых есть все, и разочароваться в людях, не умеющих мечтать.
По актёрам
Чаще ходят не на пьесы, а на артистов. Особенно это актуально для музыкального театра: в целом, если ты посмотрел больше трех мюзиклов в Петербурге, то уже знаешь основную «тусовку». Поэтому состав – пятьдесят процентов успеха, если не все семьдесят. Сразу скажу, каст в «Гэтсби» невероятно хорош. Особенно удачными получились Ник в исполнении Романа Дряблова, Том – Вячеслав Ногин и Миртл, которую бессменно играет Ирина Чумантьева. Эти герои ощущаются сошедшими со страниц книги и воплощают в себе все лучшее (или худшее), что вложил в них Ф.С. Фицджеральд.
Том – это тот персонаж, который никак не воспринимался мной в книге, тогда персонаж казался просто одним из, но на спектакле, грешным делом, я начала ему сопереживать… Сопереживать, несмотря на то, что он грубый изменник и самовлюбленный эгоист. В какой-то момент просто начинаешь осознавать его одиночество, отсутствие цели и смысла жизни и просто понимаешь, почему Том делает то, что делает.
Особенно ярко запомнилась сцена ссоры с Гэтсби в конце второго акта, когда мистер Бьюкенен вспоминает, как ухаживал за супругой. Ты просто видишь ужас человека, который впервые что-то теряет и надеешься, что с тобой такого не случится, что у Тома не развалится семья. К тому же мы ведем беседу про мюзикл с очень запоминающейся музыкой Владимира Баскина и стихами Константина Рубинского, и конфликты здесь решаются музыкальными батлами.
– Дурная похоть, разрушать чужой очаг… Есть вещи, Гэтсби, вашей похоти сильней! – Возмущается изменщик Том, осознав, что его благоверная сейчас переметнется к кому-то еще.
– Никогда с вами не было ей счастья! – не соглашается Гэтсби с замечаниями раздосадованного супруга: – Никогда Дейзи вашей не была…
И Дейзи, которая то соглашается с любовником, то с мужем, и так по кругу. И ты, сидящая без парня, с замиранием сердца, ждешь на ком из двух миллионеров остановит свой выбор этот безвольный ангел. Смотреть не только интересно, но и завидно.
А сцена смерти Миртл? Ой, это что, был спойлер? Ну в любом случае, благодаря игре Вячеслава Ногина, действие воспринимается даже значимее, чем уход Гэтсби. Возможно, все дело в том, что именно этот эпизод окончательно разрушает надежды Гэтсби, а, может, потому что сцена поставлена мастерски. Темнота, грязь и серость, и среди этого депрессивного мрака поднимают все еще яркую, но уже неживую Миртл. И сердце разбивается у Тома, заправщика, зрителей. Потому что погиб не герой, а воплощение мечты о сказке про Золушку.
Вообще, Миртл, из всех женских персонажей, вышла самой живой: она ругается, веселится, чего-то хочет. А яркие образы с легкой подачи художника по костюмам Татьяны Кудрявцевой сделали ее еще и одной из самых запоминающихся. Честное слово, эти рыжие волосы и джазовое платье зеленого цвета с ярко-розовыми вставками – то, что будет первым приходить вам в голову при упоминании этого мюзикла в будущем.
Местный Ник до безумия соответствует образу книжного героя, от этого нет когнитивного диссонанса, чего нельзя сказать про впечатления от Джея Гэтсби (Александр Осинин). Как определили два парня в гардеробе: «А типаж у него не Гэтсбишный!». И ничего здесь не добавишь. Возможно, проблема во мне и в том, что образ ДиКаприо из экранизации 2013 слишком крепко засел у меня в голове, но что-то с этим Джеем не так. Могу предположить, что длинные волосы актера не слишком вяжутся с лоском ревущих двадцатых.
Позволю себе еще раз сослаться на этих джентльменов, уступивших мне местечко на диване в холле. Дейзи (Анна Позднякова) они охарактеризовали так:
– Не думал, что она (Дейзи) может быть еще противнее… – покачал головой первый.
– Но она смогла! – закончил второй.
И коли уж персонаж этот и должен вызывать подобные эмоции, посчитаем это удачным выбором актера.
Синдром первого акта
Как любил говорить мой папа, проспав весь первый акт: «Второе действие всегда лучше». Поразительный парадокс: иногда хочется уйти со спектакля в антракте, потом заставляешь себя отсидеть вторую часть и понимаешь, что тебе чертовски повезло досмотреть этот спектакль. Так почему первый акт зачастую оказывается в разы хуже?
Особой загадки здесь нет: как правило, первая половина – комедия, здесь у всех все хорошо, а если нехорошо, то, хотя бы, не ужасно. Создатели пихают в эту часть шутки, а во второй части уже страдания, кто-то из героев и помереть может. А, как известно, заставить человека смеяться гораздо сложнее, чем плакать.
Пока на сцене «Мюзик-Холла» творились попытки вызвать улыбку зрителя (справедливости ради, я слышала в зале смех), смотреть это было невыносимо тяжело: неуместные и не всегда удачные шутки, которые задают совершенно не тот тон происходящему. Чувствуется какая-то бесполезность этого юмора: мы сидим на мюзикле, не нужно веселить нас комедией, развлекайте лучше танцами и ариями, тем более, что для идеального мюзикла у вас есть все компоненты. И это не преувеличение, давно я не видела столько бегающих по залу зрителей во время представления, казалось, что у всех есть дела поважнее, что не стоит утруждать себя элементарными нормами приличия. Впрочем, после антракта все наконец-то сделали свои дела, особо активные сбежали из театра и вовсе, и после третьего звонка суета стихла.
Пей, страдай, люби!
Зато насколько хороша эта постановка, когда герои пьют или страдают! Три лучшие динамичные сцены в мюзикле: вечеринка на тайной квартирке Миртл, завтрак с Гэтсби и скандал в Плаза.
Причем, вечеринка у Миртл и Тома построена на постоянной перестановке декораций, когда у тебя нет возможности не следить за этим: даже если не интересен сюжет, быстрое движение объектов на сцене включает в тебе внутреннего кота, и ты с открытым ртом смотришь, как актеры катаются в ванне от одной кулисы к другой. И можно почувствовать, как герои напиваются у тебя на глазах.
Ну, и как мы уже определили, второй акт «Гэтсби» – вещь сильная, лирическая и драматическая. Настолько сильная, что во время прощания Гэтсби с Ником серьезный молодой человек, сидевший передо мной, украдкой смахнул скупую мужскую слезу. И ведь действительно, когда дело доходит до драмы, спектакль точно перестает штормить, и им можно наслаждаться.
И дело не только в том, что на слезу пробить легче, чем на хиханьки, у мюзикла действительно хороший оригинал. Ф.С. Фицджеральд настолько умело прописал конфликты героев, что испортить их кажется невозможным, а вот дополнить и сделать более искренними — вполне.
Поговорим про визуал
Все никак не могла понять, что именно не так с декорациями, костюмами и реквизитом. Почему нечто настолько впечатляющее по масштабам, в какой-то момент начинает восприниматься вульгарным и безвкусным. Секрет в банальной вкусовщине: я отказываюсь признавать мультимедийные декорации. Не люблю по одной простой причине: они все дешевят и ломают театральный пафос.
Пока на сцене только сборные конструкции, манекены, лестницы, люстры – все в порядке. Нет, не в порядке, все шикарно! Открывающая спектакль сцена «Нью-Йорк» по масштабности вполне соответствует представлениям о бродвейских мюзиклах. Когда на эти лестницы выходят актеры в действительно роскошных костюмах, расшитых золотом и бисером, пайетками с замысловатыми плетениями и узорами – в восторге открываешь рот. Но когда включают задник или, того хуже, запускают на занавесе слайд шоу, маленький ценитель прекрасного внутри меня морщится и отказывается это воспринимать.
Возможно, дело не в мультимедийной картинке, а в том, что костюмы слишком шикарны для этих декораций, невольно ловишь себя на мысли: что, весь бюджет на платья ушел?
Музыка, вроде не противная, даже приятная, но совершенно не запоминающаяся. Какой-то странный лейтмотив, который невозможно воспроизвести по памяти на следующий день.
И стоит ли идти?
Конечно, стоит. Мне не позволяет влюбиться в «Великого Гэтсби» моя нелюбовь к 3D декорациям и мужчинам с волосами до плеч. Но провела бы я этот вечер лучше, если бы не пошла в театр? Скорее всего, нет. Я действительно рада, что увидела второй акт, что прослезилась на финальной сцене с Гэтсби и Ником, что, наконец, увидела мюзикл, который в Питере идет уже два года.
(Фото из группы театра «Мюзик-Холл».)
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!