Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Охота жить

17 октября на сцене «Театра на Васильевском» состоялся показ спектакля «Охота жить» по мотивам рассказов Василия Шукшина. В истории создания спектакля, его популярности у зрителя и в том, почему кассовый спектакль не удерживает зрителя до конца разбирается корреспондент Никита Хлебников.

Шукшин на театральной сцене

В советское время спектакли по Василию Шукшину были любимы зрителем. В Петербурге, например, 15 лет на сцене БДТ с 1974 года гремели «Энергичные люди» Георгия Товстоногова. После распада СССР к Шукшину обращались уже реже.

В репертуаре драматического Театра на Васильевском спектакль «Охота жить» Романа Смирнова появился 5 лет назад, в 2016 году. К сезону 2015/2016 года был успешен золотомасочный спектакль Театра Наций «Рассказы Шукшина» (реж. Алвис Херманис, 2008 г.), в Петербурге — «Шуры-Муры» Театра эстрады им. А. И. Райкина (реж. Юрий Гальцев и Владимир Глазков, 2013 г.).

Спектакль

Фото с официального сайта театра

«Охота жить» на первый взгляд

Оформление спектакля довольно аскетично: деревянный настил, столы, табуреты, лавки и телевизор. В спектакле «играет» и сам Шукшин, каким мы его запомнили по финальным кадрам в фильме «Печки-лавочки». С театральной афиши, организующей сценическое пространство, он «наблюдает» за своими чудиками и демагогами, крепкими мужиками, за светлыми душами, судьбы которых, как пазлы, складывались в единую картину национальной жизни «после Разина». Условные декорации легко трансформируются, и зритель оказывается то в домах героев, то в процедурном кабинете, где «ускользает вена», то на показе мод.

Спектакль открывается новеллой по мотивам рассказа «Степка». На сцене появляется Степан Воеводин (в исп. Романа Зайдуллина). Он медленно осматривает родную деревню, вглядываясь в каждый уголок. Герой сбежал из тюрьмы за три месяца до окончания срока. Музыкальным мазком обозначается время и место действия — звучит гимн СССР, об эпохе позже напоминает «Лебединое озеро» на экране телевизора в доме Нюры Лизуновой (исп. Анна Королева).

В спектакле задействована большая часть труппы театра. Роли исполняют как молодые и начинающие свой путь артисты, так и заслуженные, давно знакомые петербургской публике. Интересны актерские работы Артема Цыпина (Ермолай), Кирилла Тарасова (Влюбленный работяга), Константина Хасанова (Матвей Иваныч, председатель), Тадаса Шимилева (Пашка Колокольников), Татьяны Мишиной (завклубом), которые были органичны в спектакле.

1610211

Фото с официального сайта театра

А охота жить-то?

Говорят, во время работы над спектаклем актеры сами выбирали себе роли, которые были интересны и близки. Хотя я и не знаю, каким был спектакль пять лет назад, думаю, что в нем было гораздо больше энергии, чем сейчас, потому что актеры были заинтересованы в создании своего персонажа. Мне показалось, что теперь актерам стали не интересны свои персонажи, так как исследовательская часть работы закончилась еще до премьеры, и получилось так, что расти спектаклю оказалось некуда. Реального дыхания общей жизни мы уже не чувствуем, поэтому трудно следить за жизнью каждого персонажа. Развитие сюжета из-за многонаселенности спектакля трудно уловить. Персонажи почти не запоминаются. Отвлекают повторяющиеся шутки, над которыми смеяться уже в третий или четвёртый раз не хочется.

В репертуарных театрах, как и в «Театре на Васильевском», чаще всего спектакли существуют столько, сколько на них идет зритель. «Охота жить», судя по всему, ещё интересен публике, так как почти всегда на спектакле аншлаг (правда, к концу второго акта зал поредел, оставшиеся зрители заскучали). Актеры заставляют встрепенуться то выстрелами, то громкими разговорами, срывающимися на крик. А то и просто что-то спрашивают, предлагают выпить и закусить или зовут выйти на сцену. Зрителю ничего не остается, как стать вынужденным участником действия, и несколько человек из зала поют в караоке во втором акте.

1610212

Фото с официального сайта театра

Почему зритель уходит?

К сожалению, спектакль, собирая полный зал, не удерживает зрителя до конца. Возможно, публика идет из-за интереса к Шукшину, но постановка не оправдывает их ожиданий. После премьеры зрители, знакомые с творчеством Шукшина, отмечали неточную передачу авторского слова (например, замена шукшинского «Дебила» на «Идиота», несущего другую семантическую окраску), бесполезное соединение нескольких персонажей рассказов в одном герое. Уже в 2016 году публика подчеркивала излишнюю продолжительность постановки (4,5 часа). Конечно, за 5 лет зритель и его восприятие новой информации изменились. Для публики это вполне естественно. Тут еще пандемия, в период которой контакт человека с окружающим миром, а тем более с искусством был сильно ограничен, почти утрачен. Такого зрителя не трудно потерять через час-два после начала.

В конце спектакля герои собираются на свадьбе завклуба. От края до края сцены стоят столы, накрытые белыми скатертями. На них еда, соленые огурцы и водка, которой, в спектакле было хоть отбавляй. Начинается свадебный балаган, в котором смешивается все, что можно. И почему-то уже не удивляет появившийся на свадьбе персонаж — Юрий Гагарин.

Зритель улетает в космос, и последние минуты спектакля проходят почти в полной в темноте. Зал наполняется аплодисментами самых стойких, выдержавших спектакль в четыре с половиной часа. А вопрос: «Живет ли спектакль или доживает?» остается открытым.

А также подпишитесь на нас в VK, Instagram и Facebook. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

18+
Яндекс.Метрика