«…Если я в твоей судьбе
Ничего уже не значу,
Я забуду о тебе,
Я смогу, я не заплачу.
Эту боль перетерпя,
Я дышать не перестану.
Все равно счастливой стану,
Все равно счастливой стану,
Даже если без тебя!»Роберт Рождественский
Знаменитый литературный «эксперимент со временем» английского драматурга Джона Бойнтона Пристли впервые появился в пьесе «Опасный поворот» – в то время писатель полагал, что в его действии нет ничего выразительного. Напрасно: всего через пять лет вышло в свет одно из самых значимых произведений Джона Пристли – «Время и семья Конвей», в котором мастерски отточенный иллюзорный приём открылся читателю с новой стороны. Тогда время в его пьесах стало не просто выразительным – было бы грубо сказать «теперь оно работает на драматурга», поэтому скажем следующее – теперь оно работает с ним рука об руку, ведя персонажей по тропе нравственных испытаний.
Премьера спектакля Александра Баргмана в театре «Приют комедианта» состоялась совсем недавно, в сентябре. Воспоминания Кей Конвей (Дарья Румянцева) – ведущей повествовательницы – всплывают на сцене пеленой прозрачного полотна, приоткрывающего завесу жизни людей в послевоенной Англии. Четыре дочери миссис Конвей (Оксана Базилевич) подобны лужицам, в отражении которых легко узнать главу семейства: жизнерадостная Кэрол (Екатерина Карманова), подобно матери, обожает сцену; Хейзел (Мария Сандлер) переняла материнскую красоту, Мэдж (Наталья Боярёнок) – находчивость, а Кей… Кей не знает, счастлива ли она, и этим не похожа на мать. Она вообще этим ни на кого не похожа. Только если на своего брата Алана (з.а. РФ Виталий Коваленко) – единственного, кто помогал встать её запылившимся в реальности и выдумке шестеренкам на место; завести механизм. Может, поэтому он стал проводником Кей в Зазеркалье? Поэтому, когда Александр Баргман по завещанию Пристли крутит вперед стрелки часов, она произносит: «Алан, трудно дышать!».
Первый акт – воспоминание о праздновании восемнадцатилетия Кей – ярком и суматошном, затухает. Светотень, плавно перестраивая границы, выводит героиню на крупный план, затемняя гостиную. В напористом свете софита видно: героиня изменилась.
Теперь ей сорок, она занимается поистине недостойным для писателя делом: продает тексты за деньги, точнее – работает журналистом. Теперь она точно знает, что несчастна. «В самом деле, порой у меня такое чувство, словно мы все кружимся на одном месте, как цирковые лошади», – говорит она.
Лужицы после летнего дождя высохли – домочадцы семьи Конвей померкли, каждый в своих проблемах. Наверно, поэтому на сцене так темно. В атмосфере, сложившейся на сцене, души героев буквально вывернуты наизнанку – особенно это выражается в несуразном для пожилой женщины образе миссис Конвей, за которым скрывается равнодушный к семье человек. Теперь мы понимаем, что только Робин (Арсений Семенов), второй сын миссис Конвей, является истинным отражением матери: эгоцентричный и вспыльчивый, он поставил всё на «удачу» и проиграл.
Не понимая, что наваждение, а что реальность, Кей периодически мечется по сцене. Как их семья из любящей и понимающей превратилось в условность? Синий прожектор упрямо светит на сцену. Темновато. А где Кэрол?
На протяжении всего второго акта Кей и Алан стоят параллельно: он у окна, она – у двери. Остальные выясняют отношения где-то там, в глубине сцены. И только эти двое чувствуют неожиданно появившуюся прелость в отношениях между родными, из-за чего Кей часто хочется на воздух.
Стрелку часов крутят назад. Гостиная снова приобретает праздничный вид. Показалось? Дом снова полон веселящимися гостями. Почему Кей не весело?
Семей без изъянов не бывает: ревность и обман, женская гордость, трепетное волнение перед встречей, семейные гадания. Луч надежды, столько лет озарявший род Конвей, безвозвратно потух: никто и подумать не мог, что Кэрол уготована ранняя смерть. Поэтому в гостиной было темно?
«Главное — это жить. Не нужно мне ни денег, ни положения, ни титулованных мужей, ни всякой там дребедени – только жить»,– произносит самая жизнерадостная из Конвей. Тёплый оттенок приглушенного света выделяет единый силуэт: члены семьи, обнявшись, возбуждённо переговариваются друг с другом. Их любовь и стремление к лучшему будущему вне времени, вне пространства. И только сейчас, увидев их вместе, понимаешь: «показалось».
Фотограф Лана Веснина
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!