Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Пиковая дама. ТЕАТР И-ОН

«Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты, вот что утроит, усемерит мой капитал и доставит мне покой и независимость».

А. С. Пушкин, «Пиковая дама»

После выхода в печать повести «Пиковая дама» Пушкин писал: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку, туза» (апрель 1834). И сегодня это весьма популярное произведение в театре и кино. Только экранизаций как повести, так и оперы на разных языках мира точно более двадцати.

Постановщики иногда меняют какие-то моменты на свой вкус. Например, братья Чайковские в одноимённой опере перенесли героев в XVIII век и изменили мотивацию их поступков — появилась тема любви. А в 2013-м году режиссёр Юрий Александров в постановку в «Новой опере» втиснул в сюжет, вероятно, целое ХХ столетие, сделав Германна кокаинистом, революционером и цареубийцей и отправив графиню на пир к Вождю народов; впрочем, это воплощение недолго продержалось в репертуаре. В одной из последних экранизаций — психологическом триллере «Дама пик» Павла Лунгина (2016) драма разворачивается на сцене оперного театра, в наши дни, где главный герой так мечтает исполнить партию Германа, что становится им, а прима театра, эдакая графиня-демонесса, провоцирует его.

В трагифарсе «Дама-пик-независимости», февральской премьере молодого независимого театра «ТЕАТР И-ОН», созданного выпускниками режиссёрско-актёрского курса Бориса Юхананова, нет никаких радикальных изменений. Почти полностью сохранён авторский текст, но, как во всех постановках коллектива, есть своё видение.

0ywajunhqmw

Пока рассаживаются зрители, артисты-игроки уже работают. Ребята приглашают желающих сыграть в «фараон», он же штосс. Объясняют простые до примитивизма правила игры. Чтобы был смысл, участников обеспечивают монетками, предлагая делать ставки. Артисты волнуются — для них всё по-настоящему, на кону — премьера.

На головах у «банкомётов» чёрные маленькие шапочки с завязками, наподобие подшлемников или раннесредневекового чепца под названием «каль», который мужчины надевали под основной головной убор (художник-постановщик — Даня Пятенкова). Только каль и подшлемник обычно светлых цветов, а тут — чёрный. У «игроков» нарукавники и голенища сапог в характерную зеленоватую клетку «рубашек» игральных карт.

«Игроки» (Станислав Сергеев, Владислав Савчук, Дмитрий Фролов) намеренно похожи между собой, можно сказать, в своей легкомысленности они лишены индивидуальности, словно черти. Германн в исполнении Артёма Мосина-Щепачёва отличается и внешне: он высокий, очень худой, с острыми чертами лица, также у него нет элементов униформы или знаков принадлежности. И он колеблется.

Символом его выбора становится передвижной объект в форме пирамиды, в начале спектакля упакованный в рогожу — виден только архангел на самом верху как на постаменте. Когда Германн отходит от этого «краеугольного камня» или говорит вещи, далёкие от добродетелей расчёта, умеренности и трудолюбия, склоняясь в сторону риска, срабатывает «противоугонная сигнализация». Вероятно, этот мистический объект своим звоном держит героя в рамках приличия. Таким образом, моральные нормы Германна защищены системой против взлома и он держится, убеждая себя в том, что декларируемые им добродетели — органичные для него принципы. Ведь он же немец, хоть и обрусевший, расчётливость у него, предполагается, в крови, которая, однако, наградила молодого офицера огненным темпераментом.

ikhbznpmrq4

Наиболее неожиданным в «Пиковой даме» в постановке Антона Митнёва оказался образ Лизы. Актриса Анастасия Сметанина отличается не только яркой красотой в сочетании с изяществом и миниатюрностью, но и бойким характером. Это не кисейная барышня, не сентиментальная героиня. Её большие карие глаза смеются, а голос подсказывает, что девушка, кажущаяся хрупкой и очень серьёзной, «с перцем». «Она была самолюбива» — пушкинская характеристика героини, произнесённая актрисой, оказывается ярко акцентированной и понятно, что Елизавета Ивановна по внутреннему темпераменту не уступает Германну. Эти двое — равно нереализованны, они не участвуют в «игре», и оба стараются надеяться на странные для их среды «расчёт, умеренность и трудолюбие».

В репертуаре Анастасии Сметаниной в «ТЕАТР И-ОН’е» есть, например, и опасная провоцирующая Красотка из «О мышах и людях» по Джону Стейнбеку, и неожиданно страстная Марта, пожалуй, заткнувшая за пояс баронессу из горинского «Мюнхгаузена». Везде, при безусловной женственности, ощутимы азартность, целеустремлённость и некоторая ироничность актрисы, но, возможно, в «Даме-пик-независимости» эти черты проявились и неожиданно, и интересно, дав новые краски в драматической интерпретации известной со школьных лет повести Пушкина, сближая её характером, но не поступками, с героиней оперы «Пиковая дама» Петра и Модеста Чайковских.

У Лизы здесь лёгкий, но вероятно, «говорящий» костюм. На голове у девушки маленькая необычная шапочка-чепец, которая придаёт её лицу форму сердечка. Может быть, не пиковая дама, но дама червей — вполне. С другой стороны, поверх лёгкого белого платья-сарафана-туники у нее на плечах небольшая пелерина, словно сложенная по кругу из длинных кос. И тогда изгиб головного убора надо лбом становится птичьим клювом, а сама Лиза начинает напоминать египетское божество. И не случайно: когда с четырёхгранного конуса, к которому главный герой привязан «противоугонной системой», снимается покрывало, фигура оказывается пирамидой, покрытой мистическими египетскими символами. Да, да, а в качестве «верхушки на ёлочке» — ангел. Двойственность, мистическая дихотомия.

vk-xu45ep1m

Германн мечется между необходимым и излишним, азартом и расчётом, демонами и ангелами, между любовью и жаждой наживы, подлинной страстью и предрассудками. Здесь Германну приходится делать выбор на каждом шагу. Если у Пушкина очевидно, что Лиза для него всего лишь инструмент, он её, по большому счёту, даже не замечает, как и кавалеры на балу, которые видят только подсвеченных хорошим приданым невест. В «Даме-пик-независимости» практически рождается романтическая история. Да, по тексту, но Германн не равнодушен к Лизе и, проникая в дом, он стоит не перед выбором «идти к графине или не идти к графине», а идти в Лизе или к графине, и выбор последней — это выбор средства к обогащению, которое откроет ему и другие двери. В том числе, возможно, и к Лизе. Он делает выбор в пользу предполагаемой независимости, в этом он следует своей «добродетели» — расчёту, в контексте которого выбор Лизы есть соблазн и сентиментальность.

Что же является «пиком» этой самой независимости?

Режиссёр спектакля Антон Митнёв прокомментировал свою идею так: «Германн выставлен против фатума, он готов идти до конца, каким бы этот конец ни был. Если покой и независимость в отдаче души: так тому и быть. И здесь Германн определяется как сверхгерой. Его уровень — это Эдип, Фауст, Орфей, Геракл. И молчание Графини, как и сама игра Фараон — это некий диалог сфинкса и Эдипа, человека и Фатума».

Одним словом, покой для героя практически невозможен, так же как и выбор для него был ложным, тупиковым. Но ведь так хотелось сказку…

А сказки нет. Германн здесь становится символическим отражением общества в целом, только, в отличие от его товарищей, которые на балу видят не девушек, а их приданое, чтобы, в свою очередь, спустить его на сомнительное развлечение в виде игры в фараон. Для них невеста — средство. Все события крутятся вокруг денег, которые для большинства то приходят, то уходят, но, так или иначе, они есть. Для графини возврат долга — дело чести и возможность играть дальше. Для Германна деньги — самоцель, символ покоя и независимости. Он от своего окружения отличается, как Шейлок от юных героев «Венецианского купца»: он серьёзен. Серьёзное отношение к чему-либо в аристократическом обществе хоть шекспировской Венеции, хоть пушкинского дворянского Петербурга — дурной тон. Но, в отличие от венецианцев, вальсируя в поисках денег никто здесь не видит возможного счастья рядом с человеком. И всё это бесконечно, как в аду.

Спектакль Антона Митнёва даёт состояние погружённости. Какой же выбор делал Германн? А был ли смысл? А есть ли путь спасения, счастья? Что же есть подлинное в этом мире?

Фотограф Софья Романова

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика