6 марта 2025 года исполнилось 70 лет Григорию Козлову, режиссёру, художественному руководителю театра «Мастерская», лауреату «Золотой маски», Государственной премии РФ и прочая, и прочая. Театральный отдел «Субкультуры» подготовил поздравление для мастера главной петербургской мастерской. Желаем приятного чтения.
Ровно за три минуты до окончания 6 марта 2025 года — 70 летия Григория Михайловича Козлова, автор садится писать поздравление человеку, которого близкие и далекие давно поздравили. Традиционный капустник в его театре с пятью выпущенными и одним обучающимся им поколениями артистов вроде бы потихоньку завершается. А в такие моменты идут на кухню и говорят сокровенное под любимые Григорием Михайловичем сигареты LM.
Григорий Козлов, репетиция в театре «Мастерская»
Обращаться к биографическим элементам при поздравлении как-то пошло. Для ознакомления с автором есть сам театр, его работы, и фильм Ники Стрижак к юбилею мастера «Мастерская Григория Козлова». Вряд ли юбиляр забыл хотя бы на миг и «Корабелку», и ЛГИТМиК, мастерскую Н.П. Наумова, первый спектакль в музее им. Ф.М. Достоевского в Кузнечном переулке «Москва. Моление о чаше», постановки в разных театрах страны от Омской драмы до родных и любимых БДТ, Александринки, и, конечно, ТЮЗа им. А.А. Брянцева. До театра «Мастерская», большинство его спектаклей ставились именно там. По образованию Григорий Козлов кукольник и инженер, вот только ни тем, ни другим он не занялся, при этом оставив концепт объединения, конструирования и сборки спектаклей, техничность и понятность. Каждая постановка — разный метод. Сравните «Мастер и Маргариту», «Тихий Дон» или «Ромео и Джульетту», «Братьев Карамазовых», и тогда станет ясно. Его спектакли такие же долгие, большие и масштабные, как и конечное дело, его театр и его стилистика.
Со своими учениками-студентами-подмастерьями он обманул традиционную систему, когда нужно бегать и ютиться по площадкам, репетиционным залам, чужим театрам в перерывах между зыбкими связями. Григорий Козлов создал дом для «своих», где таинство братства, и перед любым спектаклем на традиционных «руках» произносятся характерные: «Ошибка — божья благодать» и «Один за всех и все за одного». Он понимает, насколько важно молодому человеку чувствовать себя нужным, потому мастер не стареет. Есть ощущение, что он всегда был таким, смотрящим в бесконечность сквозь дым, своим. В любой момент он подойдёт на курилке в РГИСИ и проведет рукой по кудрям со словами: «Молодец, хорошо делаешь». Настолько простым и человечным, заинтересованно наблюдающим за творчеством молодых людей немного лукавыми глазами, что его искренность вызывает страх и благоговение. Есть молодые фотографии, где он с моржовыми черными усами олицетворение питерского андеграунда девяностых, но все равно ГМ запоминается седым мудрецом и юношей одновременно. Его долгий и сложный путь переняли студенты, создавая уже свои проекты и спектакли, как, к примеру, Роман Габриа и Галина Бызгу. Сколько ни перечислять учеников, непременно придется дополнять и разростать до книжки, ведь студентов целое море.
Труппа театра «Мастерская» и Григорий Козлов
Текст писать сложно, ведь Григорий Михайлович всегда испаряется за спинами учеников, как ощущаемый дух театра, как дым. Друзья его называют Гриша, артисты и театралы «Михалыч» за глаза. О себе говорить он не любит, и можно до бесконечности перечислять сноски из Елены Горфункель. Но за «Михалычем» интересно наблюдать особенно в жизни, в его глазах живая мысль, честность, вечная молодость и ненавязчивость режиссёрского решения. Мы все боимся потерять его так же, как и расстаться с юностью, где были счастливы.
Помнится, на четырнадцатый день рождения «Мастерской» увидел Григория Козлова впервые в костюме, а не в джинсах и рубашке (водолазке). Опираясь на трость, он несколько минут поднимался на сцену, и после трехчасовых чествований ожидалась красивая точка после традиционной пародии Антона Момота с сигаретой во рту и знаменитым протяжным «Э-э-э-э» во время формулировки мысли. Осмотрев всех под саундтрек из «В гостях у сказки» Григорий Козлов произнес: «Ну, будем продолжать...». Лучшего на юбилей не пожелать, ведь «свои» уже найдены, и банкет продолжается обязательно под Beatles и любимые тексты мировой литературы. Не только у «Мастерской», но и у всех нас он такой один, всепонимающий мудрый мастер.
Фотографии взяты из личного архива Григория Козлова и предоставлены театром «Мастерская»
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.