«Маленький принц» по повести Антуана де Сент-Экзюпери – спектакль 2024 года «Центра современной драматургии», поставленный молодым режиссером Ярославной Шастиной.
Рассказчик-летчик после крушения своего маленького самолета оказывается в пустыне и один-одинешенек пребывает в раздумьях в ожидании гибели. То ли чудо, то ли мираж – он встречается с Маленьким Принцем, космическим путешественником, выбравшим для одного из визитов нашу Землю. Известный всем и каждому текст Экзюпери изменений не претерпел – режиссер следует букве и логике повести. Путешествия главного героя на другие планеты встроены в повествование как флешбеки. Вплетение нитей из этой череды историй в единое полотно решено нетривиально: разные, но вместе с тем одинаково одинокие, обитатели других планет выходят к зрителям по подиуму, красуясь, как на модном показе, и вступают с главным героем в философские, лирические и комические диалоги. К слову, стильная одежда всех героев достойна такого дефиле и требует особого хвалебного упоминания: дизайнерские, блеклого песочного разных оттенков одежды – у каждого отличающиеся, но в единой свободной бохо-стилистике, - поддерживают тему пустыни и пустынного же одиночества. На разбросанных по просторам космоса планетах проживают удивительные персонажи и каждый в своем мирке одинок, ощущает он это или нет.
Зрители видят сцену-подиум, качели, вращающуюся рамочную конструкцию, наделенную функционалом родника, но не напоминающую его даже отдаленно, – в целом сценография минималистична, хотя и достаточна. На каждом объекте декораций – печать лобового символизма. Так, например, веревочные качели, на которых герои асинхронно раскачиваются, одновременно и воплощают радость, свободу, и служат трамплином перехода в другое измерение, когда наступает время прощаться, а по большому счету, выступают светло-печальной метафорой смерти. Ибо в спектакле мотив утраты и прощания - одна из магистральных линий. Случайно попавшая на планету к Принцу Роза (роль сыграла Гюльнара Гимадутдинова), потенциальный объект заботы, дружбы, любви – по сути, дар небес – оказалась недооценена главным героем, и лишь к концу он поймет ее ценность и вернется домой. Здесь даже хэппи-энд условно-печален: Маленький принц на Земле как друг Летчика умирает, чтобы на своей маленькой планете для любимой Розы воскреснуть. Так за простой сказочной формой повествования проступает почти библейская смерть ради воскрешения, уже в новом качестве.
Григорий Ильин и ростом, и ликом, и пластикой очень органичен роли Маленького Принца: его движения порывисты и задорны, мимика живая, он находит собственные игриво-юмористические ноты в подаче персонажа. Часть персонажей книги отыгрываются одними и теми же актерами с их молниеносным перевоплощением (растения, животные, управители планет – у каждого своя история и яркие штрихи характеров). Кроме основных фигур, здесь же существуют вспомогательные герои массовых сцен, особенно, когда дело касается пластического подкрепления повествования – танцев, миниатюр, телесного диалога. Кстати сказать, теме физического взаимодействия между актерами уделено повышенное внимание, их столь близкий контакт периодами скатывается в неприкрытый эротизм, благо ценз у спектакля 12+.
В целом вайб спектакля держится на минорно-сентиментальной ноте. Он поддержан мелодичным переливанием глюкофона (чье звучание само по себе словно инопланетно и намекает на связь с космосом, откуда явился Принц), а также музыкальными композициями молодых групп (названия которых, впрочем, ни о чем вам не скажут). Игра постановщика со световыми решениями, темнотой, огнями экранов телефонов и их вспышками также погружают в сказочную нездешность.
Любопытна введенная режиссером злободневная тема так называемого «одиночества в толпе»: персонажи-жители Земли держат в руках сотовые телефоны, уперев взгляды в экраны, взаимодействуя каждый со своим, и не замечают окружающих. Они пребывают замкнутых капсулах, закрытых от других и внешней реальности – мерцающие экраны живых людей им интереснее. Людям с Земли невдомек, что Маленький принц устал жить в окружении холодных звезд и жаждет общения с живыми существами – они же, наоборот, сбегают от живых в мир холодного мерцания. Такая смысловая антитеза добавляет в происходящее сплина, да и признаться, красоты – синхронные движения актеров с мерцающими белым телефонами в руках в темноте выглядят очень эффектно, особенно для тех, кто не считает печальной смысловой подоплеки ввода этого не вписывающегося в известный сюжет реквизита. Впрочем, была некоторая попытка задействовать современные девайсы и кроме того: Маленький принц и Рассказчик достают телефоны и пытаются записывать видео со зрителями и фотографировать друг друга. Данная фишка могла бы привлечь молодую аудиторию, если бы одновременно эфир велся как прямая трансляция на театральном канале, но дальше режиссер не пошел и тема развития не получила.
Эти режиссерские находки, впрочем, не удовлетворят жажды уже насмотренного зрителя. Спектакль будет интересен для детей в качестве знакомства с произведением. Так же он может заинтересовать и взрослых зрителей, не читавших исходника (если таковые существуют). Вечные, но прописные истины о дружбе и любви из уст героев звучат хоть и органично, но трогают ровно на столько, на сколько они существуют в самом тексте Экзюпери, то есть безотносительно действа и актерской игры.
Если резюмировать, спектакль ЦСД – сентиментальная и нежная постановка для семейного просмотра, не претендующая на слово новое, но достойно иллюстрирующая слово старое. «Мой «Маленький принц» о чем-то личном и секретном, и это «личное» у каждого свое, индивидуальное. О том, что находится где-то далеко внутри нас, о том, что мы, возможно, боимся показать другим и часто даже себе. Эта сказка в первую очередь для взрослых, потому что именно взрослые могут в полной мере понять и оценить ее», – поделилась режиссер Ярославна Шастина о своем видении спектакля. В защиту спектакля упомяну, что в зале были замечены утирающие слезы растроганные зрители.
Так что коллективный контакт землян с космическим разумом в рамках отдельно взятой театральной сцены можно считать состоявшимся.
Фотографии «Центра современной драматургии»
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.