Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Маленький принц

«Маленький принц» по повести Антуана де Сент-Экзюпери – спектакль 2024 года «Центра современной драматургии», поставленный молодым режиссером Ярославной Шастиной.

Рассказчик-летчик после крушения своего маленького самолета оказывается в пустыне и один-одинешенек пребывает в раздумьях в ожидании гибели. То ли чудо, то ли мираж – он встречается с Маленьким Принцем, космическим путешественником, выбравшим для одного из визитов нашу Землю. Известный всем и каждому текст Экзюпери изменений не претерпел – режиссер следует букве и логике повести. Путешествия главного героя на другие планеты встроены в повествование как флешбеки. Вплетение нитей из этой череды историй в единое полотно решено нетривиально: разные, но вместе с тем одинаково одинокие, обитатели других планет выходят к зрителям по подиуму, красуясь, как на модном показе, и вступают с главным героем в философские, лирические и комические диалоги. К слову, стильная одежда всех героев достойна такого дефиле и требует особого хвалебного упоминания: дизайнерские, блеклого песочного разных оттенков одежды – у каждого отличающиеся, но в единой свободной бохо-стилистике, - поддерживают тему пустыни и пустынного же одиночества. На разбросанных по просторам космоса планетах проживают удивительные персонажи и каждый в своем мирке одинок, ощущает он это или нет.

Зрители видят сцену-подиум, качели, вращающуюся рамочную конструкцию, наделенную функционалом родника, но не напоминающую его даже отдаленно, – в целом сценография минималистична, хотя и достаточна. На каждом объекте декораций – печать лобового символизма. Так, например, веревочные качели, на которых герои асинхронно раскачиваются, одновременно и воплощают радость, свободу, и служат трамплином перехода в другое измерение, когда наступает время прощаться, а по большому счету, выступают светло-печальной метафорой смерти. Ибо в спектакле мотив утраты и прощания - одна из магистральных линий. Случайно попавшая на планету к Принцу Роза (роль сыграла Гюльнара Гимадутдинова), потенциальный объект заботы, дружбы, любви – по сути, дар небес – оказалась недооценена главным героем, и лишь к концу он поймет ее ценность и вернется домой. Здесь даже хэппи-энд условно-печален: Маленький принц на Земле как друг Летчика умирает, чтобы на своей маленькой планете для любимой Розы воскреснуть. Так за простой сказочной формой повествования проступает почти библейская смерть ради воскрешения, уже в новом качестве.

img_20250508_111007_063

Григорий Ильин и ростом, и ликом, и пластикой очень органичен роли Маленького Принца: его движения порывисты и задорны, мимика живая, он находит собственные игриво-юмористические ноты в подаче персонажа. Часть персонажей книги отыгрываются одними и теми же актерами с их молниеносным перевоплощением (растения, животные, управители планет – у каждого своя история и яркие штрихи характеров). Кроме основных фигур, здесь же существуют вспомогательные герои массовых сцен, особенно, когда дело касается пластического подкрепления повествования – танцев, миниатюр, телесного диалога. Кстати сказать, теме физического взаимодействия между актерами уделено повышенное внимание, их столь близкий контакт периодами скатывается в неприкрытый эротизм, благо ценз у спектакля 12+.

В целом вайб спектакля держится на минорно-сентиментальной ноте. Он поддержан мелодичным переливанием глюкофона (чье звучание само по себе словно инопланетно и намекает на связь с космосом, откуда явился Принц), а также музыкальными композициями молодых групп (названия которых, впрочем, ни о чем вам не скажут). Игра постановщика со световыми решениями, темнотой, огнями экранов телефонов и их вспышками также погружают в сказочную нездешность.

Любопытна введенная режиссером злободневная тема так называемого «одиночества в толпе»: персонажи-жители Земли держат в руках сотовые телефоны, уперев взгляды в экраны, взаимодействуя каждый со своим, и не замечают окружающих. Они пребывают замкнутых капсулах, закрытых от других и внешней реальности – мерцающие экраны живых людей им интереснее. Людям с Земли невдомек, что Маленький принц устал жить в окружении холодных звезд и жаждет общения с живыми существами – они же, наоборот, сбегают от живых в мир холодного мерцания. Такая смысловая антитеза добавляет в происходящее сплина, да и признаться, красоты – синхронные движения актеров с мерцающими белым телефонами в руках в темноте выглядят очень эффектно, особенно для тех, кто не считает печальной смысловой подоплеки ввода этого не вписывающегося в известный сюжет реквизита. Впрочем, была некоторая попытка задействовать современные девайсы и кроме того: Маленький принц и Рассказчик достают телефоны и пытаются записывать видео со зрителями и фотографировать друг друга. Данная фишка могла бы привлечь молодую аудиторию, если бы одновременно эфир велся как прямая трансляция на театральном канале, но дальше режиссер не пошел и тема развития не получила.

Эти режиссерские находки, впрочем, не удовлетворят жажды уже насмотренного зрителя. Спектакль будет интересен для детей в качестве знакомства с произведением. Так же он может заинтересовать и взрослых зрителей, не читавших исходника (если таковые существуют). Вечные, но прописные истины о дружбе и любви из уст героев звучат хоть и органично, но трогают ровно на столько, на сколько они существуют в самом тексте Экзюпери, то есть безотносительно действа и актерской игры.

Если резюмировать, спектакль ЦСД – сентиментальная и нежная постановка для семейного просмотра, не претендующая на слово новое, но достойно иллюстрирующая слово старое. «Мой «Маленький принц» о чем-то личном и секретном, и это «личное» у каждого свое, индивидуальное. О том, что находится где-то далеко внутри нас, о том, что мы, возможно, боимся показать другим и часто даже себе. Эта сказка в первую очередь для взрослых, потому что именно взрослые могут в полной мере понять и оценить ее», – поделилась режиссер Ярославна Шастина о своем видении спектакля. В защиту спектакля упомяну, что в зале были замечены утирающие слезы растроганные зрители.

Так что коллективный контакт землян с космическим разумом в рамках отдельно взятой театральной сцены можно считать состоявшимся.

Фотографии «Центра современной драматургии»

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика