Непростые истории простых людей
«Стёпкина любовь»
Камерный театр, г.Екатеринбург, реж. Георгий Цнобиладзе
В Камерном театре Екатеринбурга недавно состоялась премьера «Стёпкина любовь» по Василию Шукшину. Это масштабный спектакль Георгия Цнобиладзе, режиссера с десятилетним опытом работы в театрах Набережных Челнов и Саратове, имеющего также обширнуб географию постановок приглашённым режиссером.
В спектакль вплетено несколько рассказов. Разнообразие сюжетов, судеб, трагических и комических эпизодов – как и у самого Шукшина, всего в постановке изобильно. «Простые люди» с простыми-непростыми сюжетами жизни: работой, танцами и самодеятельностью в клубе, сватовством, поминками, счастливой и несчастной любовью, воспоминаниями, душевными терзаниями.
Центральный персонаж постановки – шофер Степан. Он из разряда типично шукшинских героев, которых часто встретишь на страницах его книг: в восприятии жизни честные, смелые и резкие, как топор; в отношениях – не всегда решительные. Кулак их готов к драке, поэтому и чувства такие же – наотмашь. Рассказ о Степане – знакомство с девушкой, зарождение любви, сватовство – тот каркас, который держит другие истории: членов его семьи, друзей, односельчан. Спектакль масштабный, действующих лиц много – калейдоскоп типажей, характеров, судеб. Особо яркие портреты получились у заслуженного артиста РФ Сергея Федорова: в трагической роли деда Нечая и Александра Волхонского, роль деда Степки, – в комической.
Сценография представляет из себя раздвижные деревянные декорации: стены то клуба, то дома, то двора. Так и мерещатся вокруг избы на холмах, уходящие за горизонт алтайские дали, где-то вдалеке река. И часто упоминаемый Шукшиным Чуйский тракт, по которому вереницей двигаются грузовики, а за рулем простые парни, как сам Степан. На актеров накладывается, подрагивая, черно-белая проекция из хроник и фильмов Шукшина. Герои и сливаются с киноизображением, и наблюдают в деревенском клубе за ним сами. Выбранное сопровождение из песен Владимира Высоцкого органично спектаклю. В проникновенном хриплом голосе словно обобщаются смыслы происходящего, через бытовые зарисовки проступает вечность. В выборе музыкального ряда спектакля нет и биографического противоречия: Шукшин и Высоцкий при жизни точно встречались в компаниях, симпатизируя друг другу, пусть и издали. Но дело даже не в этом. Важнее, что именно такой градус честности беседы является базовой настройкой для них обоих, потому музыка и органична действию.
Василий Шукшин для своего поколения – знаковый автор, драматург, режиссер, актер. Что-то он такое понял про нас, русских людей, важное – и это не привязано ни к времени, ни и месту.
Фотографии Георгия Сапожникова
Приключения барабанщика в Темном царстве
«Судьба барабанщика»
«Театрон», г. Екатеринбург, реж. Ирина Павлова
Екатеринбургский режиссер Ирина Павлова давно работает на сломе традиций, на стыке жанров, каждый раз удивляя зрителей диапазоном тем и выходом за рамки, порой провокационным. В свои режиссерские работы – от камерных спектаклей до городских шоу, от классики до авангарда, от масштабных до формата кабаре – она приглашает и артистов из разных театров, и непрофессиональных актёров. Ее театр для зрителя, который не боится экспериментов. В этот раз Ирина Павлова поставила спектакль по мотивам детективной повести Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика» в «Театроне».
Знакомый всем с детства сюжет Гайдара о борьбе мальчика Сережи с темными силами, в чью власть он по наивности попадает, вписан в коричнево-серый мир. Графичные рисованные декорации, окно, кровать, картонная женщина в переднике, под потолком лампочка Ильича. Случайное пересечение жизненных траекторий ангелоподобного подростка и мошенников, их дальнейшее путешествие по городам молодой Советской страны. Детективная история и героическая развязка.
Повсюду старые чемоданы: они спутники движения героев по городам и весям после криминальных эпизодов в поисках лучшей доли.
В центре оказываются именно отношения между двумя героями, Сережей и его случайно обретенным «дядей». Порой даже кажется, что центральный персонаж тут дядя (прекрасная работа Максима Удинцева). Он в спектакле – фигура противоречивая, и не такая однозначно простая, как у Гайдара. Тут и нежность, и интеллект, и цитирование великих в проброс, и рефлексия (словом, взглядом, пластикой) – он куда глубже внешней сюжетной событийности. Такой несчитываемый Остап Бендер, укладывающий себя спать в чемодан с алой обивкой.
Владислав Потапов (Сергей) органичен в роли ранимого и тонкого подростка, у которого не было жизненного времени научиться распознавать людей. Он весь нараспашку и, как щеночек, радостно доверяет всем людям. А мир всё больнее хлещет его по щекам, заставляя прозреть. Это мужская инициация, конечно, но чересчур уж болезненная, где приходится даже убить человека.
Летающие валенки, сам собой перемещающийся шкаф, голова-транзистор дают флёр абсурда. Интересных деталей и остроумных находок много, от стилизованной советской одежды до точного реквизита (но чемоданная тема всё же правит бал), от советских песен до игр теней. Движения героев то мягкие и замедленные, то рубленные жесткие, есть танцевальные элементы.
Послевкусие смешанное: неоднозначная повесть Гайдара еще более усложнена интерпретацией режиссера. Спектакль, конечно же, не только про победу над врагами и злодеями, как выстраивал свой текст Гайдар, особенно когда в конце повести юный барабанщик в упор расстреливает, как выясняется, шпиона-охотника за секретными научными разработками, а не просто мелкого воришку.
В спектакле есть и место размышлениям над обаянием зла, размытой природой его проявлений. Так, например, вчера отец и друг – завтра осужденный растратчик, о котором сын упоминать постесняется. Про личные выборы без выбора. А еще он про важность в жизни любого молодого человека существования Значимого Взрослого, – такого, кем стал Сереже псевдо-настоящий «дядя», заменив собой всех близких разом. На нем клином сходится (а потом расходится) мир главного героя.
При сохранении основных смыслов Гайдара история о героическом пионере от Ирины Павловой становится очень объемной и даже психологичной.
Фотографии Наталии Немовой
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.