Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Стёпкина любовь

Непростые истории простых людей

«Стёпкина любовь»

Камерный театр, г.Екатеринбург, реж. Георгий Цнобиладзе

В Камерном театре Екатеринбурга недавно состоялась премьера «Стёпкина любовь» по Василию Шукшину. Это масштабный спектакль Георгия Цнобиладзе, режиссера с десятилетним опытом работы в театрах Набережных Челнов и Саратове, имеющего также обширнуб географию постановок приглашённым режиссером.


В спектакль вплетено несколько рассказов. Разнообразие сюжетов, судеб, трагических и комических эпизодов – как и у самого Шукшина, всего в постановке изобильно. «Простые люди» с простыми-непростыми сюжетами жизни: работой, танцами и самодеятельностью в клубе, сватовством, поминками, счастливой и несчастной любовью, воспоминаниями, душевными терзаниями.


Центральный персонаж постановки – шофер Степан. Он из разряда типично шукшинских героев, которых часто встретишь на страницах его книг: в восприятии жизни честные, смелые и резкие, как топор; в отношениях – не всегда решительные. Кулак их готов к драке, поэтому и чувства такие же – наотмашь. Рассказ о Степане – знакомство с девушкой, зарождение любви, сватовство – тот каркас, который держит другие истории: членов его семьи, друзей, односельчан. Спектакль масштабный, действующих лиц много – калейдоскоп типажей, характеров, судеб. Особо яркие портреты получились у заслуженного артиста РФ Сергея Федорова: в трагической роли деда Нечая и Александра Волхонского, роль деда Степки, – в комической.

_gs_123


Сценография представляет из себя раздвижные деревянные декорации: стены то клуба, то дома, то двора. Так и мерещатся вокруг избы на холмах, уходящие за горизонт алтайские дали, где-то вдалеке река. И часто упоминаемый Шукшиным Чуйский тракт, по которому вереницей двигаются грузовики, а за рулем простые парни, как сам Степан. На актеров накладывается, подрагивая, черно-белая проекция из хроник и фильмов Шукшина. Герои и сливаются с киноизображением, и наблюдают в деревенском клубе за ним сами. Выбранное сопровождение из песен Владимира Высоцкого органично спектаклю. В проникновенном хриплом голосе словно обобщаются смыслы происходящего, через бытовые зарисовки проступает вечность. В выборе музыкального ряда спектакля нет и биографического противоречия: Шукшин и Высоцкий при жизни точно встречались в компаниях, симпатизируя друг другу, пусть и издали. Но дело даже не в этом. Важнее, что именно такой градус честности беседы является базовой настройкой для них обоих, потому музыка и органична действию.


Василий Шукшин для своего поколения – знаковый автор, драматург, режиссер, актер. Что-то он такое понял про нас, русских людей, важное – и это не привязано ни к времени, ни и месту.

Фотографии Георгия Сапожникова

Приключения барабанщика в Темном царстве


«Судьба барабанщика»

«Театрон», г. Екатеринбург, реж. Ирина Павлова

Екатеринбургский режиссер Ирина Павлова давно работает на сломе традиций, на стыке жанров, каждый раз удивляя зрителей диапазоном тем и выходом за рамки, порой провокационным. В свои режиссерские работы – от камерных спектаклей до городских шоу, от классики до авангарда, от масштабных до формата кабаре – она приглашает и артистов из разных театров, и непрофессиональных актёров. Ее театр для зрителя, который не боится экспериментов. В этот раз Ирина Павлова поставила спектакль по мотивам детективной повести Аркадия Гайдара «Судьба барабанщика» в «Театроне».

Знакомый всем с детства сюжет Гайдара о борьбе мальчика Сережи с темными силами, в чью власть он по наивности попадает, вписан в коричнево-серый мир. Графичные рисованные декорации, окно, кровать, картонная женщина в переднике, под потолком лампочка Ильича. Случайное пересечение жизненных траекторий ангелоподобного подростка и мошенников, их дальнейшее путешествие по городам молодой Советской страны. Детективная история и героическая развязка.


Повсюду старые чемоданы: они спутники движения героев по городам и весям после криминальных эпизодов в поисках лучшей доли.


В центре оказываются именно отношения между двумя героями, Сережей и его случайно обретенным «дядей». Порой даже кажется, что центральный персонаж тут дядя (прекрасная работа Максима Удинцева). Он в спектакле – фигура противоречивая, и не такая однозначно простая, как у Гайдара. Тут и нежность, и интеллект, и цитирование великих в проброс, и рефлексия (словом, взглядом, пластикой) – он куда глубже внешней сюжетной событийности. Такой несчитываемый Остап Бендер, укладывающий себя спать в чемодан с алой обивкой.

photo_2025-02-18_20-59-29


Владислав Потапов (Сергей) органичен в роли ранимого и тонкого подростка, у которого не было жизненного времени научиться распознавать людей. Он весь нараспашку и, как щеночек, радостно доверяет всем людям. А мир всё больнее хлещет его по щекам, заставляя прозреть. Это мужская инициация, конечно, но чересчур уж болезненная, где приходится даже убить человека.


Летающие валенки, сам собой перемещающийся шкаф, голова-транзистор дают флёр абсурда. Интересных деталей и остроумных находок много, от стилизованной советской одежды до точного реквизита (но чемоданная тема всё же правит бал), от советских песен до игр теней. Движения героев то мягкие и замедленные, то рубленные жесткие, есть танцевальные элементы.


Послевкусие смешанное: неоднозначная повесть Гайдара еще более усложнена интерпретацией режиссера. Спектакль, конечно же, не только про победу над врагами и злодеями, как выстраивал свой текст Гайдар, особенно когда в конце повести юный барабанщик в упор расстреливает, как выясняется, шпиона-охотника за секретными научными разработками, а не просто мелкого воришку.


В спектакле есть и место размышлениям над обаянием зла, размытой природой его проявлений. Так, например, вчера отец и друг – завтра осужденный растратчик, о котором сын упоминать постесняется. Про личные выборы без выбора. А еще он про важность в жизни любого молодого человека существования Значимого Взрослого, – такого, кем стал Сереже псевдо-настоящий «дядя», заменив собой всех близких разом. На нем клином сходится (а потом расходится) мир главного героя.


При сохранении основных смыслов Гайдара история о героическом пионере от Ирины Павловой становится очень объемной и даже психологичной.

Фотографии Наталии Немовой

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика