Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Мазюки

В программу Международного фестиваля кукольных и синтетических театров «КукАрт»-2025 вошло две постановки основного апологета бэби-театра в России Алмаза Садриева: «Изничивошный цирк» (Ассоциация искусств «Калабала», Санкт-Петербург, премьера – лето 2024 год) и «Мазюки» (Театр кукол «Арлекин» + «Калабала», г.Волжский Волгоградской области, премьера – апрель 2025 года).

Бэби-театр пока мало распространён на нашей сцене. То есть многие театры, особенно театры кукол, делают спектакли, в которых зрители сидят на подушках, и нередко можно услышать, что это и есть бэби-театр. Показывают «Колобка» или «Репку», будучи уверенными, что бэби-спектакль – это всего лишь представление, спецэффекты которого не испугают и тоддлеров. И обязательно с вовлечением зрителей в процесс. В силу дешевизны производства такой постановки и минимального количества участников она оказывается выгодной, даже если в зале небольшое количество зрителей. Зато можно похвалить себя – привлекли в театр новую возрастную аудиторию, продали три спектакля в один день и выполнили важную социальную функцию. Но, как говорят знающие люди, бэби-театр и бэби-бизнес – далеко не всегда одно и то же.

То театральное направление, которое более тридцати лет назад получило название бэби-театра, имеет принципиально иную философию и не имеет отношения ни к классической драматургии, ни к школе Станиславского, ни к привычному театру кукол: здесь нет необходимого для классической драматургии конфликта, сюжета, театральных кукол и образовательно-развивающих целей как таковых. Равно как и иммерсивность здесь тоже специфическая в силу абсолютной непредсказуемости целевой аудитории этого направления театра.

Алмаз Садриев уже более десяти лет следует именно этой концепции, с одной стороны соблюдая требования технологии основателей направления, а с другой стремится быть не просто дисциплинированным учеником, но и вносить свою лепту в развитие бэби-театра.

Спектакль «Мазюки» Волжского театра кукол «Арлекин» был сдан в конце апреля. Его готовили в двух версиях – для помещения и для улицы. На КукАрте была представлена выездная версия постановки.

vxdw-imt0kaqehyniwkutduwyxrufholamicg93vkfvduod_rctgz12w8swx4kf_p58841

Темпоритм спектакля своеобразен. С одной стороны, артисты передвигаются достаточно быстро, но совершают при этом мелкие шажки, а всё действо сопровождается негромкой и небыстрой фоновой музыкой, почти медитативной (пластическая режиссура Алмаза Садриева и Михаила Марченко). И артисты в этих звуках существуют не отстранённо: при отсутствии какой-либо связи с музыкальным сопровождением, партитура спектакля незримо очень мягко входит в музыкальную канву (композитор – Иван Макаров). Режиссёр дал нам комментарий о специфике музыкального сопровождения в бэби-спектакле: музыка должна быть совершенно «прозрачной» и не иметь своей собственной линии развития, не доминировать, не утомлять, а только очень аккуратно поддерживать артистов.

Не смотря на порывистость движений – как у детей, вчера сделавших первые шаги, здесь нет суеты, никто не машет руками впустую; каждое движение, даже мелкое, имеет цель – а как иначе? Ведь тоддлеру, чтобы дойти куда-то, нужно иметь важный для него повод, а учитывая, что тело малыша ещё не очень его слушается, то и сосредоточенность на каждом конкретном действии очень высокая. Поэтому и артисты сосредоточены на совершаемом в каждый конкретный момент действии. При переключении внимания на другой объект, понятно, что они не менее серьёзны. При всём при этом спектакль движется плавно, спокойно; его внутреннюю музыкальность осознаёшь не сразу – настолько пластическая, музыкальная и шумовая партитуры согласованны, осмысленны, едины.

Артисты постоянно издают звуки удивления и восторга – тихонечко, как кошки, когда их гладят. Этот тихий лепет не затихает ни на минуту, составляя шумовую партитуру постановки.

Удивление героев эффекту, который получается от их собственных действий, – характерная реакция детей при манипуляции с предметами. Удивление и в то же время попытка заглянуть «по ту сторону» линии карандаша – непрекращающееся любопытство разворачивает всё действо в нон-стопе.

Кто же наши герои? Вероятно, это человечки, которых рисуют маленькие дети – «мазюки». Или ожившие раскраски. В одном эпизоде герой выносит мольберт с по-детски раскрашенной фигурой: яркие штрихи выходят далеко за контуры самого рисунка. В ожидании спектакля детишки в фойе раскрашивали такие и именно так «калякая», а на «стационаре», говорят, в фойе для детей и мольберты ставят до спектакля. До появления мольберта с раскраской на сцене участники выглядят лаконично, в их одеждах основной цвет белый, а силуэты простые, чёткие – как контуры раскраски. Теперь же артисты начинают «раскрашивать» друг дружку как тот рисунок; у них появляются длиннющие рукава, украшения в виде шаров, чёрточек, полукружий, они экспериментируют с ними, балуются. В процессе представления краски постепенно заполняют пространство, к концу шоу нет практически ничего, что не было бы творчески преобразовано командой (сценография, костюмы Павлы Петрушовой и Алмаза Садриева, технолог – Михаил Марченко). Притом костюмы – изначально почти белые платья с длинными юбками на обручах без сборок и складок – минимализмом напоминают как детские рисунки, так и персонажей картин Казимира Малевича; есть у него, например, «Спортсмены», «Крестьяне» и т.п. А задник украшают визуальные «кляксы», которые тоже вызывают ассоциации с супрематическими экспериментами лидера отечественного авангарда. Ближе к финалу на сцене появляются интерактивные объекты, которые уже не оставляют сомнений, что лаконичный стильный визуал спектакля ничего не копирует один в один, но корни имеет именно там, в русском авангарде начала ХХ века; или всё же в детском творчестве? Театры кукол часто выезжают в детские сады, а если бы такой спектакль как «Мазюки» начал бы на постоянной основе сотрудничать с музеями, может быть, искусство сделало бы жизнь подрастающих поколений богаче?

В конце спектакля артисты приглашали своих маленьких зрителей поработать с интерактивными объектами – разными по конструкции и степени сложности. Были и такие детишки, которые стеснялись. Но артисты, никого не уговаривая, сумели в итоге, вовлечь в игру всех, вытеснив страхи даже самых робких.

Безусловно, такой проект для театра кукол – серьёзный эксперимент. Почему? Что у кукольника является основным инструментом выразительности кроме куклы? Голос. Именно через голос артисты театра кукол проявляют себя, свой артистизм, эмоциональность, озвучивая за спектакль порой по пять персонажей. В бэби-спектакле «Мазюки» артисты-кукольники практически отказались от голоса – спектакль без слов. У них нет кукол – это пластический и предметный театр. Вызывает уважение, с каким азартом артисты «Арлекина» Вячеслав Сулимов, Елена Мирошникова, Ольга Коржова и Ольга Пономарева работают в непривычном для себя жанре, скажем так, пантомимы для малышей, отказавшись ото всех своих привычных «козырей»! И у них получается сделать именно бэби-спектакль, тонкий, фантазийный, нежный, даже лиричный. Ни дети, ни родители, кажется, не заметили пролетевшего времени (вместе с интерактивом все событие длилось около часа!).

И в то же время бэби-спектакль – это поле театра кукол в том плане, что это предметный театр. Только очень часто театры выбирают для себя какое-то одно, очень узкое направление, нередко даже изо всего «кукольного арсенала» ограничиваясь каким-то одним типом кукол – тот, в который больше любит главный режиссёр, или тот, который проще при транспортировке или установке спектакля – и именно на это вешается ярлык «традиции». Но театр кукол очень богат и разнообразен, и уметь работать как с куклой, так и с предметом, как голосом, так и пластически, и живым планом, играть драматические роли не на уровне любителя или массовика-затейника – очень важно для развития театра, и такие артисты-универсалы есть. Поэтому хочется пожелать удачи маленькому, но смелому Волжскому театру кукол «Арлекин» и долгой жизни спектаклю «Мазюки».

Фотографии Ирины Пекарской

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика