Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Мелиховская весна

Несмотря на масштабную реконструкцию, музей Чехова работу не прекращает и в Мелихово «весна» состоялась. И это почти чудо: чиновники признают, что вкладывать немалые деньги в реставрацию и развитие культурного центра в месте, удалённом от больших городов и основных туристических троп, – рискованное предприятие. Тем не менее, проект одобрен, реконструкция идёт, а параллельно движутся экскурсии и давно ставший традиционным – уже 25-й – Международный театральный фестиваль «Мелиховская весна».

На фоне цветущих плодовых деревьев можно побродить по уютному имению Чеховых, совершенно непохожему на распространённое представление о дворянском поместье. Здесь - маленькие кирпичные и деревянные домики и хозяйственные постройки, крохотный прудик, который, очевидно, не годится для спектакля Кости Треплева. Хотя кукольная постановка так и просится. На проходной можно купить брендированные сувениры с цитатами из переписки писателя, в том числе деревянные линейки с крокодилом и знаменитым обращением «Крокодил души моей». Конечно, не только это; есть ещё немало книг с исследованием творчества Антона Павловича в разных ракурсах и аспектах.

ykenf6vgkss4inwnplfnygynit5bv4ko9la6ef2jcastrhi6_hwk2lknyjao3k__p18777

На лаконичной, пахнущей сосной выставке «Рисунки Чехова» визуализированы результаты исследований автографов писателя и его зарисовок-иллюстраций в тексте писем. Они стали настоящим событием для посетителей, вызывая почти детскую радость. Кто-то не может найти идею для лекции об авторе, а тут чей-то творческий ум из крохотной детали создал тему для экспозиции. Как менялся автограф – от юношески нарочито-выдуманных завитушек к лаконичному акрониму – можно узнать на интерактивном стенде, где эти подписи расположены по годам, с оборотной стороны портретов писателя. Таким образом, можно видеть как менялся и человек внешне, и его символическое самообозначение. Иллюстрации-миниатюры в другом секторе экспозиции, они словно делают великого писателя ближе к нам, вечно рисующим нечто на чеках или в пробелах кроссворда, хотя экскурсовод уверяет, что Чехов рисовал как раз не на полях, когда мысль не идёт, а, наоборот, через рисунок уточнял идею.

В пьесах Антона Павловича, как и в имении Чеховых, много воздуха, пространства для творческого воображения постановщиков. Здесь есть цветущие клубника, яблони, вишни, но мало места, где можно спрятаться – всё прозрачно и зыбко.

Чеховские пьесы, безусловно, отражают состояние современного автору общества, его мечты об утраченном, возможно, никогда не случавшемся «золотом веке», но уже более ста лет они не сходят со сцены, и каждое поколение находит в них что-то своё. Никто не живёт в «золотом веке», он всегда где-то в прошлом. Ибо любой сад, дом, или шкаф, который вы в детстве поцарапали – это не имущество, а воспоминания, которые давно разошлись с физической реальностью.

Открывала фестиваль на свежем воздухе постановка МДТ «Чайка» - «сочинение для сцены Льва Додина по мотивам одноимённой пьесы А.П. Чехова» 2022-го года.

a1cef2bfd522e3590a9bb72e9f9c6618

Чехова можно ставить бесконечно – двух одинаковых спектаклей не найти. Вы понимаете, что речь здесь совсем не о приёмах деконструкции, хотя и она нередко встречается, как, например, в постановке Мотои Миури в театре «Читен» (Киото, Япония). Миури оставил всего 6 персонажей, которые через суету повторяющихся действий создают ощущение рутинности, неуникальности происходящих здесь и сейчас событий. Весь текст звучит на японском, на русском языке актриса Сатоко Абэ своим тоненьким голоском, сформированным совсем иной фонетикой, произносит только одну фразу: «Надо любИть и вЕрить!», делая акценты на ударениях. Так и остаётся звоном в ушах эта реплика, хотя рефреном, контрапунктом повторялись другие тексты. Чтобы двигаться вперёд, надо любить и верить…

Или «Чайка» Евгения Марчелли в Волковском театре (Ярославль). Режиссёр в поисках ключа к пьесе, шёл от птицы чайки как хищницы с неприятным голосом, которые, вероятно, могли Чехова будить своими шумными драками у побережья. Отсюда: Нина – бессовестная хищница, которая разрушила жизнь и Аркадиной, и Тригорина, и Треплева.

В спектакле Петра Шерешевского в Театре Малыщицкого (Санкт-Петербург) фантазия режиссёра блестяще проявилась в визуальных комментариях, например, когда Тригорин объясняет «наивной» Нине, что труд писателя – это рутина, он неистово и виртуозно рубит капусту в тонкую миллиметровую соломку; даже творческий процесс когда становится основным средством выживания не отличается от круговерти домохозяйки, прикованной обязанностями к плите. А ближе к финалу и Костя занимается заготовкой традиционного для наших широт овоща, но далеко не так виртуозно он владеет шинковкой – не та у него летит сломка, не та, да лопухи просто. Форму спектакля постановщик определил как «концерт для фортепиано – одного небольшого и восьми маленьких». Концерт – это, как правило, полифоническое произведение, в котором соревнуются голоса инструментов, время от времени сходясь в одной теме. Полифония, многоголосица, равноправие голосов – разве не про Чехова? Только любой концерт идёт к финальной коде, а Чехов своих героев в конце разводит как звезды в космосе.

Постановки «Чайки» Додина в МДТ и первую, 2001-го года, созданную совместно с художником Алексеем Порай-Кошицем, с юной Ксенией Раппопорт в роли Нины, и вторую, 2022-го, в сотворчестве с художником Александром Боровским и с Аркадиной – Елизаветой Боярской, давно основательно разобрали, обсудили и расписали. Но, тем не менее, об актуальном спектакле хочется поговорить.

Додин повторяющимся сделал самый непонятный для зрителя момент – текст пьесы Кости. Мы все его цитируем, помним – про орлов, куропаток и рогатых оленей, но смысл его уходит куда-то на второй план. Здесь же послание «произведения в произведении» и стало основным смыслом всей истории.

Сначала Нина произносит текст перед публикой – по пьесе. А потом, когда начинается обсуждение, что же это было, и Нина признаётся, что ничего не поняла, нет-де у автора прописанных образов, Костя сам озвучивает этот текст как обращение к матери, страстно, эмоционально, вкладывая в него всю боль своего одиночества: «Холодно, холодно, холодно». Но до «близких» людей и тут смысл не доходит. Кто не хочет слышать, тот остаётся глухим. Только очень обаятельный и нежный Сорин (Сергей Курышев) старается смягчить атмосферу и рассказывает Косте, что пьеса ему понравилась, что нужно продолжать (в этой постановке «Чайки» тоже не все персонажи вышли на сцену, некоторые реплики распределены между оставшимися). И тут Нина проявляет своеобразие своего характера, кидаясь к Косте с восторгом: вот видишь, мол, надо продолжать… Такая тяга к возможности успеха до потери логики. Затем в финале, когда Костя уже уходит, каждый из оставшихся от своего лица произносит этот текст – для каждого пришёл свой «конец света», ничего ни у кого не осталось, только одна тоскующая душа. Их голоса сливаются. Пьеса Кости стала рамочной, пусковым крючком и финальной нотой.

bf15f940d216cc9a9393b96831a53f29

На многие вопросы о творчестве и о восприятии своих собственных произведений Тригорин отвечает терпеливо, доступно. И предупреждает о печалях, которые могут нести даже публикации произведений, но никто выводов не делает. В постановке Додина эти моменты внятно подчёркнуты, озвучены, все параллели обнажены. Но молодёжь не запоминает предупреждений от старшего поколения и, ступив на путь творчества, реагирует остро, категорично, фатально. Дети не учатся у отцов и, в отличие от отцов, не развивают философский подход – зависть, ощущение собственной никчёмности, отсутствие движения вперёд.

Тригорин в исполнении Игоря Черневича старше Аркадиной – Елизаветы Боярской. Он флегматичен, закрыт – его удлиннённые волосы, одежда, шарф воспринимаются как броня, закрытие. Тем не менее, на какие-то ситуации он реагирует молча, но быстро, она же всегда следит именно за его реакцией. Она яркая, блистательная; алая помада сообщает о даме состоявшейся, счастливой. Часть её лоска есть и на Тригорине: в начале спектакля, как у современных принца и принцессы Уэльских, у них одежда «рифмуется» цветом, у Тригорина шарф того же зелёного цвета, что и платье у Аркадиной. Потом, когда он захочет уйти, он снимает этот шарф, а героиня не сдаётся, она уже сменила свой наряд на воинственно-красный. Нине Заречной в исполнении Анны Завтур в сером вязаном потрёпанном балахоне, который, правда, совсем не прикрывает её длинных ног, далеко до эффектной Ирины Николаевны. И когда Тригорин вдруг начинает Аркадину просить отпустить его, мол, «в юности я был беден, и такой, свежей, юной любви у него не было» хочется сказать вслух что-то неуважительное в его адрес; очень уж убедительна эта сцена, когда «бес» щекочет в ребро, а объектом любви стал ещё не до конца сформировавшийся подросток с претензиями.

В финале и сияющая красавица Аркадина утрачивает краски. Остаётся только серый градиент. Никто не обращал внимания на близких, стремились к своим целям, а всё равно пришли к «Пусто, пусто, пусто. Страшно, страшно, страшно».

Спектакль «Чайка» Льва Додина отличает внятность, прозрачность послания, лёгкое озорство, когда не осталось почти ничего. Мы смеёмся в надежде, что наше хорошее настроение не допустит самого плохого. Всё обойдётся. Это у других, где-то там, из-за их депрессивности всё «пусто». Мы-то преодолеем. «Мы» здесь – герои пьесы. И мы – зрители, которые ещё надеются.

А над сценой в свете софитов парят огромные комары. Наверное, такие же, какие грызли здесь, на этой поляне, ровно 130 лет и самого автора, выводящего пером первые строчки пьесы «Чайка».

Фотографии Ирины Пекарской и Малого драматического театра

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика