Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Море. Премьера в театре Суббота

Эксперименты театров с современной драматургией часто заставляют вспомнить выражение «мыши плакали, кололись, но продолжали грызть кактус». Впрочем, некая логика тут очень даже просматривается: бесконечные поиски новых смыслов в Островском утомляют, а с правами на популярные зарубежные пьесы возникают многочисленные процессуальные проблемы. Вот и приходится обращаться к некому «импортозамещению», многократно перечитывая шорт-листы «Любимовки» и прочих подобных конкурсов, лабораторий и фестивалей.

Впрочем, иногда для надёжности лучше убить сразу двух зайцев. Так в конце прошедшего театрального сезона поступили в театре «Суббота», выпустив почти одновременно как очередную вариацию на тему «Стеклянного зверинца» (интересно, понимает ли дух Теннесси Уильямса, почему сейчас так популярна именно эта пьеса), так и постановку по пьесе Ирины Смагиной «Море». Воплощать её на сцене выпало режиссёру Марку Букину, а актёрствовать — Софье Андреевой и Виталию Гудкову.

В пьесе многие детали прорисованы очень схематично или вовсе опущены: есть некое море, на его берегу расположен дом престарелых, обитателями которого являются слепой старик и неходячая старуха. Место и время действия не уточняются. Её зовут Луиза, как его — неизвестно. Ещё упоминаются какие-то Б. и мисс К. (в какое же конспирологическое время живём!). Он планирует через несколько часов уйти из жизни, хотя мотивы свои не раскрывает. Они ведут длинный, путаный, местами алогичный разговор о своей жизни, касаясь только отношений и оставляя в стороне всё остальное. Их диалог возникает из ниоткуда и ничем не мотивируется. Изредка он хоть как-то похож на общение стариков в доме престарелых (хотя, сколько бы я ни заходил в подобные заведения, часто их обитатели просто молча смотрят в пустоту). Иногда же — скорее на общение подростков, которые рефлексируют на тему того, что разбитые коленки болят меньше, чем разбитая душа. Разбирать литературное тут, думаю, больше нет смысла — гораздо интереснее поговорить, как из такой довольно сомнительной литературы с элементами абсурдизма сделать спектакль. Тем более, что у Марка Букина это получилось.

a3-3e-a33e2215416a74547523de419ffbc2f6

Условность и недосказанность текста в спектакле нашли своё отражение, например, в декорациях. От моря здесь — одни камни, имитация скалистого берега, и горстка песка, которую рассыпают уже по ходу действия и небрежно заливают водой. Слабая мотивация смысловых переходов решается через «внутренний антракт», в процессе которого Виталий Гудков выходит из образа и уточняет у зрителей, понимают ли они смысл происходящего, косвенно намекая: будь он сейчас в зале, тоже едва ли разобрался бы. Неловкость, некую постыдность происходящего диалога, равно как и упоминаемых в нём событий и поступков, режиссёр сумел выразить через едва ли не пятиминутную паузу в самом начале спектакля, когда герои выходят на сцену и долго и выразительно молчат, глядя то в пустоту, то друг на друга, так и не решаясь начать разговор.

Впрочем, провокационно медлительное начало впоследствии сменяется весьма высоким темпом действия с быстрыми переменами мизансцен, и это, казалось бы, простое решение работает — вдыхает жизнь в происходящее на сцене, делает его реалистичным, позволяя нам перемещаться вместе с героями во времени и пространстве, отслеживать события их отрывочных воспоминаний.

От трагикомизма, заложенного в пьесе, на сцене остаётся преимущественно комическое, но уход этого комического в клоунаду в то же время трагичен. А ещё грустно, как-то механически и однообразно звучит море, и кричат, кричат то и дело чайки, а стрелка часов не стоит на месте, и герои неумолимо идут к своему концу, а облегчения от того, чтобы однажды проговорить всё наболевшее за долгую жизнь, так и не наступает…

41-f5-41f5e78a11b511cfe9dcb4edf391b6ce

Многое в таком театральном воплощении пьесы оказывается недосказанным, оставляя простор для интерпретации. Например, остаётся никак сценически не реализованной слепота главного героя, причём наше внимание ещё и отдельно акцентируется на этой нереализованности в процессе внутреннего антракта. При желании можно поискать в этом скрытый посыл, что слепота душевная много страшнее слепоты физической и что, даже обладая в молодости превосходным зрением, герой всё равно не сумел построить личное счастье. Но что тогда помешало его спутнице? Ведь эта несчастная любовь не позволила прожить по-настоящему благополучную жизнь обоим.

Но самый главный вопрос, который остаётся после просмотра спектакля, хочется адресовать к зрителю. Что же так зацепило в этой постановке аудиторию, вызвав бурные аплодисменты в зале? Ведь спектакль получился действительно глубоким, многогранным, техничным и совсем не кассово-развлекательным. Часто ли такие собирают полные залы и не вызывают в дальнейшем пассивной агрессии? Или же тихого перешёптывания о том, что, мол, очередной молодой режиссёр решил себя показать. Но в этот раз, к счастью, вышло иначе. Остаётся только порадоваться за команду спектакля!


Фотографии с официального сайта театра «Суббота»


Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 
Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика