21 июня вслед за Шубертом удивительный и пугающий "Зимний путь" вместе с MusicAeterna и Теодором Курентзисом совершила наш специальный коррепондент на Дягилевском фестивале Екатерина Нечитайло. Читайте-смотрите эксклюзивный репортаж.
После премьеры спектакля "Носферату" можно было бы наивно предположить, что теперь впереди только солнечное, доброе и радостное. Но уже на следующий день Дягилевский фестиваль продолжил выпускать свои баллистические снаряды в самое сердце. В Органном зале Пермской филармонии состоялся премьерный показ концерта-спектакля-фантазии-вокального цикла "Зимний путь" Франца Шуберта — Ганса Цендера в исполнении оркестра musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса и солистом Стивом Дэвислимом (тенор). Помимо мощной музыкальной составляющей зрителей всю дорогу сопровождал нашумевший ещё до выхода на экран видеоряд режиссера Алексея Романова. Солнце в пути, конечно, выглядывало, но по-шубертовски мнимое, болезненное и холодное.
Цикл "Зимний путь" был написан на стихи Вильгельма Мюллера. Первая часть появилась весной 1827 года, а в ноябре 1828-го, за несколько дней до своей смерти, Шуберт правил корректуру второй части. Все это время, по воспоминаниям одного из друзей композитора, Шуберт «был мрачно настроен и казался утомленным. На вопрос, что с ним, он ответил только: «Вы скоро услышите и поймете. Приходи сегодня к Шоберу. Я вам спою несколько ужасных песен. Они меня утомили сильнее, чем какие-либо другие песни».
Действительно, "венок скорбных песен" создает впечатление будто долго находишься под тяжелыми облаками, солнце не появляется несколько месяцев, и ты вынужденно идешь с замерзшими руками мимо столбов, снегов, воронов и кладбищ. В 24-х частях цикла нет как такового развития сюжета, есть лишь некий герой, его муки, поиски любимой и вечная дорога без конца:
Чужим пришёл сюда я,
Чужим покинул край;
Из роз венки сплетая,
Был весел щедрый май.
Любовь сулила счастье,
Уж речь о свадьбе шла.
Теперь кругом ненастье,
От снега даль бела.
От самих исполнителей, пропустивших через себя столь мрачное произведение, веяло неподдельным холодом. Кажется, что оркестр во главе с дирижером Курентзисом - главные специалисты по ритуальной и очень интимной музыке, способные донести до зрителя буквально всё: от внутренних переживаний до скрипа снега, от детской улыбки до кладбищенского ветра, от минутной радости до щемящего ощущения одиночества в полном зале. Сам цикл - определённый вызов для солиста, которому предстояло исполнить без перерыва все части и стать проводником между миром авторских переживаний, своего восприятия и реальности, некоторые фрагменты были усилены исполнением в рупор, что символизировало своеобразный манифест или попытку противостоять ударам судьбы. 24 песни, словно лучи солнца, застывшие в холодной воде.
Стилистически невольно вспоминается и культовый фильм Вима Вендерса "Небо над Берлином", и ария Гения Холода из оперы Перселла "Король Артур", и даже ледяная "Пианистка" Ханеке, где тот же Шуберт, мрачная романтика и тотальная безысходность. Яркость и контрастность на максимуме. Одними из самых красочных иллюстраций могли бы служить картины немецкого художника-романтика Фридриха Каспара. Кстати, одна из его картин ("Северный Ледовитый океан") ранее называлась "Крушение надежды", и именно такое настроение становится лейтмотивом всего вокального цикла.
Легко догадаться, что раз путь зимний, то и на экране вряд ли будет лето. Все 24 части связаны общим героем, бредя за которым, можно попытаться ухватить фрагменты его жизни. Своеобразная бродилка между Триером и Линчем, где и детские глазки, и ангелы, и плети, и заводы, и модные эффекты, когда на белое замедленно прилетает поток краски, вместе с не менее модным бегом по снегу босыми. А в середине вообще мрачно-романтическая музыка служит контрапунктом бытовым сценам из рабочей жизни, где макароны в ванную и водка по вечерам. Но всё это - дело добровольное. Хочешь - смотри и блуждай, нет - закрывай глаза и проходи в зимний путь в темноте, как и сам герой в определённый момент:
Я видел три солнца на небе.
И долго, долго светили они.
Долго, долго не оставляли они меня.
Но нет, вы – не мои солнца!
Идите, ищите другую мишень для вашего обмана!
Пусть два солнца исчезнут…
Выбор столь сильного музыкального материала не оставляет выбора, к нему подключаешься при любой картинке.
И вот, когда ты уже веришь, что рано или поздно у пути прояснится пункт назначения, когда кажется, что мрачнее уже некуда, когда звук стал плотнее льда, то финальным уколом венка становится последняя, двадцать четвертая часть, с повторяющимся мотивом и мрачным вопросом в конце:
Не прервется песня и на краткий миг.
Хочешь, будем вместе горе мы терпеть?
Хочешь, буду песни под шарманку петь?
Конца нет. Никакого безудержного веселья и просвета. Эта дорога - краткий миг и бесконечность одновременно.
Уже 14 октября Теодор Курентзис и MusicAeterna представят "Зимний путь" Шуберта на международном фестивале-школе современного искусства "TERRITORIЯ". Вы ещё успеваете купить билеты!
Фотографии Алексея Гущина
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!