Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

21 июня вслед за Шубертом удивительный и пугающий "Зимний путь" вместе с MusicAeterna и Теодором Курентзисом совершила наш специальный коррепондент на Дягилевском фестивале Екатерина Нечитайло. Читайте-смотрите эксклюзивный репортаж.

Winterreise

После премьеры спектакля "Носферату" можно было бы наивно предположить, что теперь впереди только солнечное, доброе и радостное. Но уже на следующий день Дягилевский фестиваль продолжил выпускать свои баллистические снаряды в самое сердце. В Органном зале Пермской филармонии состоялся премьерный показ концерта-спектакля-фантазии-вокального цикла "Зимний путь" Франца Шуберта — Ганса Цендера в исполнении оркестра musicAeterna под руководством Теодора Курентзиса и солистом Стивом Дэвислимом (тенор). Помимо мощной музыкальной составляющей зрителей всю дорогу сопровождал нашумевший ещё до выхода на экран видеоряд режиссера Алексея Романова. Солнце в пути, конечно, выглядывало, но по-шубертовски мнимое, болезненное и холодное.

Winterreise

Цикл "Зимний путь" был написан на стихи Вильгельма Мюллера. Первая часть появилась весной 1827 года, а в ноябре 1828-го, за несколько дней до своей смерти, Шуберт правил корректуру второй части. Все это время, по воспоминаниям одного из друзей композитора, Шуберт «был мрачно настроен и казался утомленным. На вопрос, что с ним, он ответил только: «Вы скоро услышите и поймете. Приходи сегодня к Шоберу. Я вам спою несколько ужасных песен. Они меня утомили сильнее, чем какие-либо другие песни».

Действительно, "венок скорбных песен" создает впечатление будто долго находишься под тяжелыми облаками, солнце не появляется несколько месяцев, и ты вынужденно идешь с замерзшими руками мимо столбов, снегов, воронов и кладбищ. В 24-х частях цикла нет как такового развития сюжета, есть лишь некий герой, его муки, поиски любимой и вечная дорога без конца:

Чужим пришёл сюда я,

Чужим покинул край;

Из роз венки сплетая,

Был весел щедрый май.

Любовь сулила счастье,

Уж речь о свадьбе шла.

Теперь кругом ненастье,

От снега даль бела.

Winterreise

От самих исполнителей, пропустивших через себя столь мрачное произведение, веяло неподдельным холодом. Кажется, что оркестр во главе с дирижером Курентзисом - главные специалисты по ритуальной и очень интимной музыке, способные донести до зрителя буквально всё: от внутренних переживаний до скрипа снега, от детской улыбки до кладбищенского ветра, от минутной радости до щемящего ощущения одиночества в полном зале. Сам цикл - определённый вызов для солиста, которому предстояло исполнить без перерыва все части и стать проводником между миром авторских переживаний, своего восприятия и реальности, некоторые фрагменты были усилены исполнением в рупор, что символизировало своеобразный манифест или попытку противостоять ударам судьбы. 24 песни, словно лучи солнца, застывшие в холодной воде.

Winterreise

Стилистически невольно вспоминается и культовый фильм Вима Вендерса "Небо над Берлином", и ария Гения Холода из оперы Перселла "Король Артур", и даже ледяная "Пианистка" Ханеке, где тот же Шуберт, мрачная романтика и тотальная безысходность. Яркость и контрастность на максимуме. Одними из самых красочных иллюстраций могли бы служить картины немецкого художника-романтика Фридриха Каспара. Кстати, одна из его картин ("Северный Ледовитый океан") ранее называлась "Крушение надежды", и именно такое настроение становится лейтмотивом всего вокального цикла.

Winterreise

Легко догадаться, что раз путь зимний, то и на экране вряд ли будет лето. Все 24 части связаны общим героем, бредя за которым, можно попытаться ухватить фрагменты его жизни. Своеобразная бродилка между Триером и Линчем, где и детские глазки, и ангелы, и плети, и заводы, и модные эффекты, когда на белое замедленно прилетает поток краски, вместе с не менее модным бегом по снегу босыми. А в середине вообще мрачно-романтическая музыка служит контрапунктом бытовым сценам из рабочей жизни, где макароны в ванную и водка по вечерам. Но всё это - дело добровольное. Хочешь - смотри и блуждай, нет - закрывай глаза и проходи в зимний путь в темноте, как и сам герой в определённый момент:

Я видел три солнца на небе.

И долго, долго светили они.

Долго, долго не оставляли они меня.

Но нет, вы – не мои солнца!

Идите, ищите другую мишень для вашего обмана!

Пусть два солнца исчезнут…

Выбор столь сильного музыкального материала не оставляет выбора, к нему подключаешься при любой картинке.

И вот, когда ты уже веришь, что рано или поздно у пути прояснится пункт назначения, когда кажется, что мрачнее уже некуда, когда звук стал плотнее льда, то финальным уколом венка становится последняя, двадцать четвертая часть, с повторяющимся мотивом и мрачным вопросом в конце:

Не прервется песня и на краткий миг.

Хочешь, будем вместе горе мы терпеть?

Хочешь, буду песни под шарманку петь?

Конца нет. Никакого безудержного веселья и просвета. Эта дорога - краткий миг и бесконечность одновременно.

Winterreise

Уже 14 октября Теодор Курентзис и MusicAeterna представят "Зимний путь" Шуберта на международном фестивале-школе современного искусства "TERRITORIЯ". Вы ещё успеваете купить билеты!

Фотографии Алексея Гущина

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика