Вместе с "Прикасаемыми" Ингеборгой Дапкунайте и Егором Бероевым закрыть глаза и довериться чувствам вам предлагают IX Международный фестиваль-школа искусств "TERRITORIЯ" и наш специальный корреспондент Екатерина Нечитайло.
- От каких вы там стонете ваших бед?
Вы же дышите, видите белый свет,
Нам бы все ваши горести и печали!
Эдуард Асадов
Читайте также
На первом курсе актерского факультета есть парный тренинг 'Слепые', в котором одному из партнеров завязываются глаза, а другой водит его по площадке, охраняя от опасностей внешнего мира и помогая познавать окружающую действительность. После исчезновения первичного страха и беспомощности, отчетливо начинает казаться, что ты все равно видишь: вдруг возникает трансляция передвижения на внутренние мониторы, включается чувственная навигация, мир начинает играть другими красками. Казалось бы. Все это безмерно увлекательно, познавательно и весело, но с одной оглядкой: после снятия повязки зрение вернется на прежнее место. В рамках IX международного фестиваля-школы современного искусства "TERRITORIЯ" состоялись показы эскиза проекта "Прикасаемые", обеднившего на одной сцене профессиональных актеров и слепоглухих участников, затанцевавших в темноте на общих условиях, в попытке преодолеть всяческие видимые границы и незримые барьеры.
Человек, лишенный основных чувств-посредников, почти оказывается в пограничной ситуации, на грани выпадения из человеческого мира. Но и при таких обстоятельствах он может стать тем, кем он и должен быть – уникальной личностью, обладающей сложным и неповторимым внутренним миром. Перед началом зрителям выдаются буклеты, в которые включены фрагменты реальных историй из жизни слепоглухих, положенные в основу эскиза, а на обложке помощью шрифта Брайля написано "Прикасаемые". Например, девочка Алена в полтора месяца потеряла слух, а свое шестилетие встретила уже невидящей, слесарь Леша пересчитывает ступеньки по дороге на работу, а слепоглухой кандидат педагогических наук Ольга Скороходова (Ингеборга Дапкунайте) в спектакле говорит: "Спасение слепоглухих – в чтении". Роль самого себя исполняет слепоглухой доктор психологических наук, профессор кафедры педагогической антропологии Университета Российской академии образования Александр Суворов, ослепший в возрасте четырех лет, в девять – полностью потерявший слух, а позже ставший одним из четверых участников Загорского эксперимента (получение четырьмя молодыми слепоглухими людьми высшего образования на психологическом факультете МГУ).
Из воспоминаний Александра Суворова:
«9 февраля 1971 года вместе с тремя другими воспитанниками загорского детдома я был переведён в Москву, в экспериментальную группу лаборатории обучения и изучения слепоглухонемых детей.
В сентябре 1971 года я начал учиться на факультете философии МГУ им. М. В. Ломоносова, в качестве стажёра. Но зимнюю сессию сдавал уже на факультете психологии, так как на философском факультете принять у меня экзамены отказались. В летнюю сессию 1972 года сдавал одновременно экзамены за первый курс и вступительные, и полноправным студентом факультета психологии стал со второго курса. Причина всех этих сложностей — моя собственная тогдашняя инфантильность: в припадке абсолютной честности стремился формально закончить среднюю школу, хотя нас готовы были принять (и приняли) в МГУ вне конкурса без аттестата зрелости…»
На авансцене светлая широкая полоса, по которой робко ступают участники проекта (у актеров завязаны глаза), перемещаясь по ней не то как по взлетной полосе, не то как по полигону, не то как по тонкой ниточке, канатоходцами улавливая невесомость. Справа - огромные качели, слева -несколько деревцев. На огромном экране появляются цветные блики, световые пятна, которые сродни фарам, надвигающимся издалека, сбитой фокусировке на объекте лучей света, проникающих в полуприкрытые глаза сквозь дрему и морок. Режиссер Руслан Маликов выстраивает эскиз чередой безоценочных истории, транслируемых через актеров, и фактов, имеющих социальные корни, но без намёка на необходимость справедливости и потребность в жалости.
Барон Мюнхгаузен убеждал всех, что он может полететь на Луну, а участники проекта с открытым сердцем стремятся подчеркнуть единение настоящих и играющих, учитывая, что рано или поздно повязки будут сняты, а сытый голодному, как известно, не друг. Премьера назначена на март 2015-го, а пока главным же остается вопрос: а хотят ли такие люди быть под пристальным вниманием и чувствовать, что они несколько иные? Или же им приятнее, чтобы люди лишний раз не замечали некоторых отличий восприятия мира? Ведь мир предстает перед нами таким, каким именно мы его воспринимаем.
Долгожданное и желаемое единение же наступает в самом финале, когда все до единого хлопают в ладоши, беззвучно аплодируют на языке жестов, или топая ногами об пол, посылают вибрации благодарности вне зависимости от включенности третьего, пятого или седьмого чувства. И именно в этот момент счастливые лица участников дают четкую уверенность, что такие эскизы - не зря . Не напрасно и не смотря ни на что.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!