Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Маэстро Теодор Курентзис и Стив Дэвислим в завершение IX Международного фестиваля-школы современного искусства "TERRITORIЯ" провели слушателей по "Зимнему пути" Франца Шуберта - Ганса Цендера. Читайте продолжение путевых заметок нашего специального корреспондента Екатерины Нечитайло, уже однажды прошедшей этот путь.

Зимний путь

Энергии этого дирижера хватит на решение всех насущных вопросов пары небольших государств и еще останется столько же,чтобы вечером создать звуковое полотно на грани человеческих возможностей. Он убежден, что творить можно только через любовь и доверие, обнимая руками целый мир. Он ничем не обязан реальности, выстраивая музыкальный космос по своим координатам. Он не согласен на компромиссы и уступки, говоря с упорством и безапелляционным профессионализмом: "мне не надо чтобы было "лучше", мне надо, чтобы было идеально".

Зимний путь

В Большом зале Московской консерватории стройным финальным аккордом IX Международного фестиваля-школы современного искусства "TERRITORIЯ" прозвучал "Зимний путь" Франца Шуберта - Ганса Цендера в исполнении австралийского тенора Стива Дэвислима и оркестра MusicAeterna под управлением Теодора Курентзиса, вокальный цикл, который по праву считается одним из самых щемящих и меланхоличных опусов в музыкальной культуре. И если обычные зрители имели возможность лишь единоразовой прогулки по бессолнечной дороге и сугробам одиночества, то студентам фестиваля помимо самого концерта был предложен зимний аттракцион неслыханной щедрости в виде возможности посетить мастер-класс Маэстро и чуть тщательнее настроить свой слух на минимальные скрипы шубертовского флюгера под мнимыми черными солнцами.

Зимний путь

Писать о "Зимнем пути" - как пытаться описывать природу душевной боли. Вокальный цикл Франца Шуберта на стихотворения немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера многогранен, будто загадочная улыбка Джоконды: имеет миллион трактовок и скрытых смыслов, постоянно становится предметом дискуссий, источником смелых домыслов и фантастических гипотез, неизменно и неотвратимо гипнотизируя многогранностью глубинного содержания. Первая часть цикла появилась весной 1827 года, вторая – вскоре после смерти Мюллера в октябре того же года. В ноябре 1828-го Шуберт правил вторую часть за несколько дней до своей смерти.

Зимний путь

В 1993 году по мотивам главного трагического высказывания Шуберта композитор и дирижер Ганс Цендер сочинил фантазию для тенора и камерного оркестра, уточнив вокальные акценты, усилив звучание шумовыми эффектами и еще больше сфокусировавшись на внутренних переживаниях героя. В цикле отсутствует линейный сюжет: это череда воспоминаний, переживание крушения мечтаний и кризиса веры, бегство от самого себя сквозь застывшее время, вечное скитание, прекратить которое может только смерть.

Зимний путь

Если говорить о любом мастер-классе, то чаще всего возникает желание все структурировать, подвергнуть аналитическому разбору, загнать в строгую словесную и цифровую рамку, упростить и сделать очень конкретным. Чтобы было хорошо, надо сделать так и так, а если сделаешь по-другому, то будет плохо. Но как резюмировать автора, который явно работает с божественным подключением? Как загнать в буквы всю полноту возникающего здесь и сейчас? Да и какой мастер-класс может дать дирижер непрофессиональной аудитории, если мы исключаем формат "встречи с интересным человеком"? Дирекцией фестиваля был найден альтернативный и, наверное, самый полезный вариант - открытая репетиция концерта, на которой выравнивалось звучание групп оркестра, находился верный эмоциональный посыл, и была возможность хоть на несколько нот стать ближе к пониманию миссии дирижера, служащего проводником между оркестром, композитором, слушателями и небесными сферами. Курентзис предельно аккуратно и скрупулезно работает с микроизменениями, которые, возможно, не слышны доброй половине зала. Его интересует каждая мелочь, каждая деталь, каждый человек. То он за пультом, то в глубине, то справа от оркестра, то перед сценой. Действует и замирает, пристально вглядывается и вслушивается, напоминая художника, для которого очень важны все краски, ракурсы и нюансы. Он работает широкими движениями, эмоционально пропуская все через себя, но при этом хирургически точен и ежесекундно контролирует сменяющиеся в пути ландшафты. Про Шуберта говорили, что тот умеет рисовать звуками, а про Курентзиса же можно сказать, что он на наших глазах создает что- то вполне осязаемое, но тонкое, как паутина, глобальное, как сама музыка, и едва уловимое, как полуулыбка : "сейчас играют хорошие музыканты, а мне нужны призраки, призраки этого дома, будьте призраками".

Зимний путь

В его команде никто не работает в полруки: призраки явились и на сам концерт, который по уровню подключенности, собранности и требовательности практически ничем не отличался от репетиции, с той лишь разницей, что отсутствие пауз еще больше сгущает угрюмую атмосферу, пронизанную серо-бело-черными тонами. В исполнении задействовано практически все пространство: музыканты передвигаются по залу и сцене, играют в коридоре и на амфитеатрах, создавая не то эффект гудящего дома, не то воспаленного сознания, наполненного болью утрат. Драма героя случилась за пределами цикла, а зрителю демонстрируют лишь ее отголоски через призму восприятия. Стив Дэвислим с азартом и легкостью принимает вызов 24 "скорбных" песен, цепляясь за проблески света, отчаянно протестуя и сражаясь, но в итоге все таки полностью сдается ударам лучей звезды Меланхолии. Тягучей, как скрипичные глиссандо, подчеркнуто-острой, как маршевая пульсация, манящей, как звуки аккордеона.

"Зимний путь" - один из важнейших чекпоинтов курентзисовского личного путешествия по пещерам людских судеб, простирающимся по всей длине его творческого пути. Драйв – стремление к цели, без всякого отвлечения на посторонние факторы - ведет его, а он на правах рулевого ведет за собой публику, находясь на острой грани симбиоза мощного эмоционального посыла, интимного откровения и всего музыкального опыта, создавая ощущение , что ты прекрасно знаешь эти ноты, но при этом не слышал такой музыки.

После финальной песни "Шарманщик", оставляющей в воздухе подвешенный вопрос о судьбе героя, каждый из музыкантов выключает над своим пультом лампочку, горящую бледным болезненным светом. И наступает полная тишина, темнота, герметичность. Жан Кокто считал, что меланхолия, как и черные очки, гасят краски окружающего мира, но сквозь них можно смотреть, не отводя глаз, на солнце и смерть. Лишь бы солнце и смерть были подлинными, а не мнимыми. Цендер предлагает взгляд не на явление смерти, как избавление от страданий, а на явление ее невозможности, отсутствие пункта назначения, что делает невыносимой любую дорогу. Ведь за счастье очень часто приходится платить авансом, а после – безрадостно существовать, дожидаясь момента, когда же белая вьюга на планете Меланхолия завоет именно по тебе.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика