Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

В интерьерах "Квартиры" Матс Эк рассуждает высоким штилем об обыденности, а наш корреспондент Екатерина Нечитайло подвергает анализу расквартировавшиеся под надзором Яна Годовского и Анастасии Яценко в Большом театре картины.

квартира, балет, матс эк, ян годовский, анастасия яценко, нечитайло, большой театр

Кухня, ванная, зал, прихожая - пространства, в которых ежедневно происходят десятки драм, сотни уборок, тысячи конфликтов. Блуждая по "Квартире" шведского хореографа Матса Эка, прописку в которой танцовщики Большого театра получили с марта 2013-го года, можно вдоволь насмотреться безобидных бытовых картинок, которые складываются в рутину повседневного ада. Позволяя пришедшим зрителям оказаться около чужих ситуаций, подглядеть в соседские окна, он проводит экскурсию по взаимоотношениям и с людьми, населяющими комнаты, и с предметами, наполняющими удобствами жизнь.

"Квартира" - дом на публику без мыслей о пошлости, перенос оригинального спектакля на московскую сцену. Спектакль, созданный из наблюдений Эка за горожанами из окна бистро, премьера которого состоялась в Парижской национальной опере в 2000-м году, включает в себя 11 сцен, танцуемых около предметов, отделенных друг от друга световыми пятнами, различными эмоциональными наполнениями, музыкальными переменами, сменами локации. Если при входе в зал Новой сцены Большого театра мельком посмотреть на авансцену, то кажется, что на ней находится не биде, а "Фонтан" Марселя Дюшана, подчеркивающий отсылку к технике ready-made, заключающейся в перемещении предмета из нехудожественного пространства в художественное, благодаря чему предмет открывается с неожиданной стороны. За ним - занавес, в глубине - еще череда, которая будет открываться в процессе спектакля, будто дверь в лабиринте коридоров.

квартира, балет, матс эк, ян годовский, анастасия яценко, нечитайло, большой театр

Из-под первой завесы буквально выкатывается Кристина Карасева и несколько секунд идет на полупальцах в обратном от предмета направлении. Подныривая и растягивая себя в пространстве, делая активные сбросы: не то старается уйти от ненавистного быта, не то готовится стать с ним единым целым. Эпизод "Телевизор" в исполнении Яна Годовского - вечная борьба за личную свободу с самим собой. Большинство движений совершается с прилепленным к экрану взором, от внезапного импульса. Он стекает по изгибистой поверхности дивана, повторяя его контуры, шагает с резко выброшенной вперед правой ноги, будто пытается оторвать себя от ненавистного и столь желанного рябящего господина. Тема манипуляции продолжается и в "Плите", когда Александр Смольянинов поднимает Марию Александрову, статично замершую в ходьбе, а она же позже сопровождает его передвижение вращениями вокруг головы любимого

На протяжении спектакля неоднократно возникает ощущение, что танцовщики воплощают собой души предметов, с которыми взаимодействуют, напоминая "Синюю Птицу" Метерлинка. Но эти самые души обречены на смерть от одиночества: Годовский в финале не может существовать без телеэкрана, Карасева задыхается под тяжестью биде, в финале фрагмента "Плита" Смольянинов, получив от возлюбленной из дымящей духовки обгоревшего младенца, проваливается сквозь землю.

квартира, балет, матс эк, ян годовский, анастасия яценко, нечитайло, большой театр

Почти часовой опус идет в сопровождении шведской группы "Flashquartet", которая специально написала музыку к опусу Эка и находится на сцене с первой до последней секунды. С помощью двух виолончелей, альта и ударных им удается устроить зрителю эмоциональную взбучку различными музыкальными ходами: начало пронизано тоскливой одинокой альтовой темой, которая сменяется на драйв струнных, в середине лирика забивается перкуссией, ближе к финалу звучат ирландские фолк-мотивы.

Ансамблевые фрагменты наполнены многочисленными поворотами, прыжками, взмахами рук, щелчками, толчками, вечным бегом на месте, иронией над зацикленностью. Марш пылесосов с домохозяйками в духе шоу "Riverdance", периодически замирающими в attitude en avant, становится высшей точкой пародийности над повседневными домашними хлопотами. При всей ладности и собранности кажется, что танцовщики не позволяют себе уйти в полный отрыв, вынуждены постоянно мощно контролировать синхронность, четкость, наполненность, паузы, углы, переходы. Они опасаются что - то не успеть, излишне стараются станцевать все на совесть. Учитывая, что "Квартира" - хоть и не эксклюзивный, но первый опыт работы русских танцовщиков с хореографией Эка, можно сказать, что прописку они, безусловно, уже получили, а вот право на свою жилплощадь еще придется доказать.

Фотографии Дамира Юсупова

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика