В интерьерах "Квартиры" Матс Эк рассуждает высоким штилем об обыденности, а наш корреспондент Екатерина Нечитайло подвергает анализу расквартировавшиеся под надзором Яна Годовского и Анастасии Яценко в Большом театре картины.
Кухня, ванная, зал, прихожая - пространства, в которых ежедневно происходят десятки драм, сотни уборок, тысячи конфликтов. Блуждая по "Квартире" шведского хореографа Матса Эка, прописку в которой танцовщики Большого театра получили с марта 2013-го года, можно вдоволь насмотреться безобидных бытовых картинок, которые складываются в рутину повседневного ада. Позволяя пришедшим зрителям оказаться около чужих ситуаций, подглядеть в соседские окна, он проводит экскурсию по взаимоотношениям и с людьми, населяющими комнаты, и с предметами, наполняющими удобствами жизнь.
"Квартира" - дом на публику без мыслей о пошлости, перенос оригинального спектакля на московскую сцену. Спектакль, созданный из наблюдений Эка за горожанами из окна бистро, премьера которого состоялась в Парижской национальной опере в 2000-м году, включает в себя 11 сцен, танцуемых около предметов, отделенных друг от друга световыми пятнами, различными эмоциональными наполнениями, музыкальными переменами, сменами локации. Если при входе в зал Новой сцены Большого театра мельком посмотреть на авансцену, то кажется, что на ней находится не биде, а "Фонтан" Марселя Дюшана, подчеркивающий отсылку к технике ready-made, заключающейся в перемещении предмета из нехудожественного пространства в художественное, благодаря чему предмет открывается с неожиданной стороны. За ним - занавес, в глубине - еще череда, которая будет открываться в процессе спектакля, будто дверь в лабиринте коридоров.
Из-под первой завесы буквально выкатывается Кристина Карасева и несколько секунд идет на полупальцах в обратном от предмета направлении. Подныривая и растягивая себя в пространстве, делая активные сбросы: не то старается уйти от ненавистного быта, не то готовится стать с ним единым целым. Эпизод "Телевизор" в исполнении Яна Годовского - вечная борьба за личную свободу с самим собой. Большинство движений совершается с прилепленным к экрану взором, от внезапного импульса. Он стекает по изгибистой поверхности дивана, повторяя его контуры, шагает с резко выброшенной вперед правой ноги, будто пытается оторвать себя от ненавистного и столь желанного рябящего господина. Тема манипуляции продолжается и в "Плите", когда Александр Смольянинов поднимает Марию Александрову, статично замершую в ходьбе, а она же позже сопровождает его передвижение вращениями вокруг головы любимого
На протяжении спектакля неоднократно возникает ощущение, что танцовщики воплощают собой души предметов, с которыми взаимодействуют, напоминая "Синюю Птицу" Метерлинка. Но эти самые души обречены на смерть от одиночества: Годовский в финале не может существовать без телеэкрана, Карасева задыхается под тяжестью биде, в финале фрагмента "Плита" Смольянинов, получив от возлюбленной из дымящей духовки обгоревшего младенца, проваливается сквозь землю.
Почти часовой опус идет в сопровождении шведской группы "Flashquartet", которая специально написала музыку к опусу Эка и находится на сцене с первой до последней секунды. С помощью двух виолончелей, альта и ударных им удается устроить зрителю эмоциональную взбучку различными музыкальными ходами: начало пронизано тоскливой одинокой альтовой темой, которая сменяется на драйв струнных, в середине лирика забивается перкуссией, ближе к финалу звучат ирландские фолк-мотивы.
Ансамблевые фрагменты наполнены многочисленными поворотами, прыжками, взмахами рук, щелчками, толчками, вечным бегом на месте, иронией над зацикленностью. Марш пылесосов с домохозяйками в духе шоу "Riverdance", периодически замирающими в attitude en avant, становится высшей точкой пародийности над повседневными домашними хлопотами. При всей ладности и собранности кажется, что танцовщики не позволяют себе уйти в полный отрыв, вынуждены постоянно мощно контролировать синхронность, четкость, наполненность, паузы, углы, переходы. Они опасаются что - то не успеть, излишне стараются станцевать все на совесть. Учитывая, что "Квартира" - хоть и не эксклюзивный, но первый опыт работы русских танцовщиков с хореографией Эка, можно сказать, что прописку они, безусловно, уже получили, а вот право на свою жилплощадь еще придется доказать.
Фотографии Дамира Юсупова
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!