Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

На Малой сцене Театра Наций прошли первые показы долгожданного «Идиота» с Ингеборгой Дапкунайте в главной роли. Режиссёр Максим Диденко превратил один из главных русских романов в загадочную полуторачасовую клоунаду-нуар. Из многочисленного списка персонажей осталось всего шесть, которые очень необычно распределены между четырьмя артистами. О том, может ли такая красота спасти мир, расскажет наш корреспондент Екатерина Балуева.

Идиот Театр наций

В одном фильме героиня говорит: «Хорошо, если бы все люди лет на пять замолчали. Тогда у всех слов снова появился бы смысл». Иногда кажется, что примерно такой же логики придерживается и режиссёр Максим Диденко, снова и снова воплощая тот или иной материал средствами физического театра. А зрителю остаётся только догадываться, сколько текста останется в спектакле. Например, в «Конармии» все основные цитаты бережно сохранены, особенно запоминается энергичный и агрессивный «Бабель-рэп» про Аргамака; в «Шинель. Балет» оставлен диалог Башмачкина с портным Петровичем и монолог Значительного лица, который из тихого литургического речитатива перерастает в эстрадную истерику; в «Хармс. Мыр» актёры читают и поют тексты Даниила Хармса, а анекдоты про Пушкина исполнены здесь в жанре китайской оперы. И всё равно – пока не посмотришь, кажется невероятной идея перевести роман «Идиот» на язык пантомимы и клоунады. У Диденко ещё не было постановок по произведениям Достоевского. Разве что уличный перформанс «Одiн сонЪ из жизни Ф.М.», сделанный совместно с Русским инженерным театром АХЕ. Любопытно, что премьерный «Идиот» как раз больше всего и напоминает сновидение, а пространство организовано художником-«ахейцем» Павлом Семченко. На круглой платформе выстроен ледяной дворец с дверьми и окнами в форме домовин (сразу вспоминается мандельштамовское: «в Петербурге жить – словно спать в гробу»). Дом этот одновременно и белый холст для проекционного мэппинга: на его сахарном «боку» можно создать какую угодно картинку: и снежинку из крестов, и дождь из летящих сердечек-«лайков», и сумрачный лес из угрюмых треугольных ёлок. Мышкин рассказывает про дикие европейские нравы и гильотину – и стены «наливаются кровью». Ганя мучается, не решаясь достать из печи заветный свёрток с деньгами – и комната полыхает огнём. Атмосфера нагнетается довольно зловещая, но ведь и клоунада здесь будет не простая, а нуар. Вместо поездов, на которых разъезжают герои то из Швейцарии в Петербург, то из Петербурга в Павловск или в Москву – карусельная птица-тройка, запряжённая угловатыми, бескрылыми пегасами. На них персонажи летят в звенящую серую даль, картинно развевая по ветру волосы. В призрачном поместье Рогожина на стенах висят портреты-черепа предков (как в «Трупе невесты» Тима Бёртона). Если взять несколько основных персонажей романа и импортировать их в сюрреалистичный мультипликационный фильм, похожий на компьютерную игру (вроде «Носферату. Ужас ночи»), то получится почти «Идиот». Главные метаморфозы ещё впереди.

Идиот Театр наций

Настасью Филипповну здесь играет высокий, красивый Роман Шаляпин – и героиня получается жгучей брюнеткой двухметрового роста, с устрашающим готическим макияжем. Архаическая женщина в лохматой рогожинской шубе. Этакая «медвежья ворона». Извращённая, карикатурная «Мадонна» Мунка из параллельной вселенной. Словом, инфернальница (так и хочется спросить у Максима Диденко: «стало быть, Вы такую красоту предпочитаете?»). Настасья признаётся в своих чувствах к князю и это выглядит как этюд на тему «Богиня. Как я полюбила» (трагично кружит на заднем плане встревоженное компьютерное вороньё). Зато при таком атлетическом сложении, действие, когда она качает Мышкина в колыбели своих могучих рук, выглядит очень логично и естественно.

Юная Аглая Ивановна Епанчина в исполнении Артёма Тульчинского не менее мощная и мужественная (особенно когда движется по сцене с копьём в руке) – забавно наблюдать, как эта примадонна в блондинистом парике, под чёрным блестящим платьем которой угадываются крепкие, мускулистые плечи, изображает смущение неопытной девы. И всерьёз страшно за князя не тогда, когда за ним гоняется по бешено раскручивающейся платформе обезумевший от ревности Рогожин, а в тот момент, когда тоненький князь пытается поймать крупногабаритную красавицу, намеревающуюся сигануть с верхнего этажа. Как и положено девушке на выданье, младшая Епанчина демонстрирует вокальные таланты – исполняет эстрадный опус (композитор – Иван Кушнир) про «Рыцаря бедного» (вот уж где надрывы!).

Словом, идёт нешуточное сражение двух богатырш за сердце князя. А что же Мышкин?

Князь (Ингеборга Дапкунайте) необыкновенно светел: из небесной материи сотканный, божья искра в глазах, всегда на несколько сантиметров приподнятый над землёй. Его образ хрустальным эхом звучит в спектакле. Если немного «царапает глаз», что женские персонажи отданы актёрам-мужчинам, то в случае с главным героем, которого играет хрупкая и невесомая Дапкунайте, такого не происходит, всё удивительно органично. Ангел Мышкин, у которого не ладони – длани. Чаплинские шажки, соединённые с енгибаровской печалью. В «Шинель. Балет» Башмачкина тоже играет актриса, но там такой ход ещё более противопоставляет героя – миру. А в «Идиоте» – придаёт особую целостность и естественность. Такой Мышкин этому миру необходим. Он приходит спасать, а уходит, расстрелянный вспышками стробоскопа, имитирующими эпилептический припадок.

Идиот Театр наций

Если князь – белый клоун, Настасья – чёрный, то Рогожин (Александр Якин) – пламенно-огненно-рыжий. Он одет в красную жилетку на голое тело, алые митенки, чёрные брюки с серыми лампасами. Гулко, по-обезьяньи, бурчит: «у, князь!». Эталонный Парфён – вот такой, каким его представляешь, когда читаешь роман, – это персонаж, сыгранный Владимиром Машковым в экранизации, созданной В. Бортко. И сразу интуитивно угадываешь, что такого Рогожина в постановке-клоунаде не может быть никогда (если уж сравнивать спектакль с киноинтерпретациями «Идиота», то ближе всего будет не «Настасья» Вайды, не классические вариации Ивана Пырьева и Акиры Куросавы, а ироничный, остроумный «Даун Хаус» Романа Качанова). А тот карликоватый герой, что есть здесь, когда пытается спрятать в книгу нож, приготовленный для убийства, делает это такими движениями, словно пытается зарезать роман. Огромный пакет с деньгами приносит Настасье на длинных красных нитях – на собственных жилах. Эта же нить кровавым кольцом обвивается вокруг безымянного пальца инфернальной героини и петлей сдавливает шею Мышкина. Настасья эпично машет свёртком с «тыщами», отгоняя всех, кто пытается её торговать (этот жест комично пародирует манипуляции со стулом, которые совершает героиня Татьяны Дорониной в фильме «Старшая сестра»). В спектакле даже хищные очи Парфёна вдруг отделились от тела и стали самостоятельными персонажами: Мышкина преследует лихорадочное видение, в котором он видит жуткий танец, исполненный двумя актёрами в «глазастых» шляпах.

Рогожин своеобразно представляет свадьбу Мышкина и Настасьи Филипповны: брачное ложе больше напоминает обитую бежевым кожзамом внутренность гроба королевских размеров. Кровать становится вертикально, превращаясь в счастливый дом с проекцией компьютерного херувимчика под крышей.

Идиот Театр наций

В финале платформу, на которой лежит мёртвая Настасья Филипповна, работники сцены, облачённые в строгие чёрные костюмы, методично уставляют белыми хризантемами. В какой-то момент цветочное поле вздрагивает, и над ним поднимает свою голову сказочный индрик-зверь (с его появления, кстати, начинался спектакль). Князь возвращается в невинность, к абсолютной душевной чистоте и исканиям. А попросту – сходит с ума. В программке по поводу такой неожиданной развязки приведена цитата самого Достоевского: «Если есть читатели «Идиота», то они, может быть, будут несколько изумлены неожиданностию окончания; но, поразмыслив, конечно согласятся, что так и следовало кончить. Вообще окончание это из удачных, то есть собственно как окончание; я не говорю про достоинство собственно романа».

Вполне логичный финал. Если и не для романа, то для геометрии Лобачевского или спектакля Максима Диденко.

Доброй ночи, Фёдор Михалыч! И пусть Вам приснится единорог.

Фото: Ирина Полярная.

Следующие показы спектакля «Идиот»:

11 и 12 февраля, 02 и 03 апреля в Театре Наций (Москва);

02 марта на Новой сцене Александринского театра (Санкт-Петербург).

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика