Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

В пространстве «Эрарта Сцены» состоялся показ спектакля «Шинель. Балет», поставленного Максимом Диденко на оригинальную музыку Ивана Кушнира по мотивам произведения Николая Гоголя. Лёгким движением фантазии режиссёра классики превратились в элегантных маргиналов, Башмачкин облачился в подвенечный наряд, а петербургская повесть заговорила на международном языке танца и клоунады. Примеряла ту самую «Шинель» наш корреспондент Екатерина Балуева.

Шинель.Балет

В одном департаменте служил один чиновник… Но раз уж речь зашла о герое – надобно прежде упомянуть и автора. Тем более что он уже здесь, к тому же с приятелем. Оба в кислотных спортивных костюмах, остроносых туфлях и хулиганских шапочках: сине-жёлтый Коля Гоголь (Сергей Азеев) и красно-зелёный Саша Пушкин (Илья Дель) – «реальные пацаны» русской литературы! Пушкин преподносит Гоголю анекдотец – простой, как варёное яйцо. Коля извлекает откуда-то из закоулков кармана соль – и внезапно понимает, каким будет сюжет. Разбивая основное действие забавными интермедиями под клавесин, Саша с Колей каламбурят и разыгрывают анекдотические ситуации. То, обменявшись кружевом реверансов, отхлёбывают иноземный напиток (как тут не вспомнить пелевинское «квас не кола – пей «Николу»?) и потом соревнуются в извлечении неприличных звуков. То вдруг у Гоголя куда-то пропадает такая часть тела, которую никак нельзя упомянуть в печатном слоге, а Пушкин появляется из-за кулис, весело жуя надкусанную сосиску. А в конце так и вовсе киллер Коля в лучших традициях «Криминального чтива» стреляет в Сашу из пистолета, свершая тем самым страшную месть за надругательство над своим «маленьким человеком». В интервью к трейлеру спектакля режиссёр Максим Диденко рассказывает, что идея добавить в постановку эту чудную хармсиаду пришла после ежегодного праздника «День Достоевского», где Азеев и Дель также устраивали «игру в классики». Ещё интереснее обстоит дело с главным персонажем.

Шинель.Балет

Башмачкин в спектакле – маленький чиновник с душой Пины Бауш. Широко открытыми глазами он смотрит в прекрасное далёко, где однажды героиней сюрреалистичного сна, словно в замедленной съёмке, прогарцевала шинель. Играет его амазонка театрального авангарда Гала Самойлова. В её же исполнении звучит трагикомичный «вербатим» старой шинели-брошенки: житейская история обиженной женщины, проигравшей сравнение с молодой шинелью-блондинкой. В постановке Валерия Фокина роль Башмачкина тоже была отдана именно актрисе: Марина Неёлова с помощью сложного грима перевоплощалась в вечного титулярного советника, погружённого в царство своих грёз, молодые чиновники вмешивались в его жизнь острыми лучами резкого, раздражающего света, Петрович отвечал на просьбу о починке износившейся вещи конвейерным лязгом швейных машинок, а радиоспектакль значительного лица доносился откуда-то с вершины бесконечной иерархической лестницы. Там был Акакий, влюблённый в мир букв, – здесь герой пребывает в поиске собственной индивидуальности. Его выворачивает, ломает, он не может найти точку опоры. Делает пробные шаги – пишет черновик будущего танца. Ищет, вздрагивает, дёргается, крадётся, простукивая кулачками темноту. Но разве работа в департаменте совместима с мечтой?

Шинель.Балет

Акакий отбывает свой срок на службе, безропотно снося канцелярские насмешки голенастого, локтистого, зубастого коллектива (Сергей Азеев, Евгений Анисимов, Илья Дель, Ник Хамов), одетого в униформу гитлерюгенда (один из персонажей даже с характерной «фюреровской» чёлочкой) и состязающегося между собой в том, кто кого переплюнет. Случаются и паузы в плевках: вот коллеги перепутали мишень и, как болванчики, тотчас раздражаются всплеском взаимных пощёчин. Механизм канцелярии работает чётко, как часы: основная составляющая корпоративного пляса – жёсткие, резкие, рубящие движения (хореография – Максим Диденко, Владимир Варнава, Марина Зинькова). Иногда танцующие чиновники напоминают летящие мессершмитты с кадров военной кинохроники. Потом молодые люди по одному выделывают грубоватые коленца, демонстрируя Акакию нужный ритмический почерк. Башмачкин изо всех сил старается повторить, но в результате выдаёт что-то типа «танца маленьких утят» и, смешно извернувшись, пытается присоединиться к остальным. Они наблюдают за ним с какими-то змеиными улыбками, подпускают поближе и – снова плюют. Однако едва герой решается шить новую шинель – сразу забывает о своих экзекуторах: он видит круглосуточные сны о счастье.

Шинель.Балет

Башмачкин – не просто «маленький человек», это «маленькая женщина», поэтому вполне естественно превращение форменного платья в подвенечное, вынашивание шинели в чреве и появление её на свет в окружении людей в медицинских халатах. Петрович (Сергей Азеев) – не только модный кутюрье в дорогом деловом костюме, красивый, как Мэттью Макконахи, но и врач, который деловито ощупывает внимательными пальцами живот пациентки. Диалог с портным повторяется несколько раз: актриса то плачет, обхватив руками свои колени, то загадочно улыбается, а то и вовсе повисает на Петровиче, который спокойно перешагивает её и механической куклой уходит в закулисье.

Петербург, придуманный для спектакля художником Павлом Семченко, обозначен очень схематично, практически раздет до состояния «скелета»: город строится из металлических прямоугольников, легко трансформируемых то в мост, под которым проплывает пароходик (при этом вид на Башмачкина, наблюдающего за корабликом, получается откуда-то сверху), то в приёмную-исповедальню Значительного лица. Декорации настолько универсальны, что могут использоваться и в качестве музыкальных инструментов и даже играть роли совершенно невероятных вещей: Ник Хамов раскручивает над собой одну из конструкций – получается и проносящийся в ночном небе спутник, и фирменный петербургский ветер, который «дул со всех четырёх сторон».

Шинель.Балет

Композитор Иван Кушнир вместе с оркестром ткут музыкальное полотно «Шинели» в режиме он-лайн. Если индивидуальность – это ритм, то музыка здесь – Бог? Высший смысл?.. Совершенно точно – двигатель действия и «святой мотор» авторского вдохновения. А ещё – самостоятельный персонаж, который отвечает Башмачкину, когда тот просит починить худой гардероб. В день самый торжественный в жизни Акакия музыка летит, ликует, смеётся вместе с ним. Герой опьянён восторгом: чувствует себе как девочка-изгой в средней школе, когда главный обидчик внезапно расцеловывает в обе щёки. Новая шинель встречена триумфально! Теперь она – прима, а вчерашние мучители превратились в послушный кордебалет. Эйфория! Зафрендилась! Сплясала-таки цыганочку с выходом! Однако светлый шинельный ангел промелькнул в жизни Акакия, но не задержался в ней (определённая логика есть и в этом: подвенечный наряд – «бабочка-однодневка»): Пушкин, затаив дыхание, стягивает с дрожащего Башмачкина платье-фетиш, с идиотически упрямым выражением лица завёртывается в белоснежную ткань и застывает памятником. А впавший в транс Гоголь подобострастно придерживает кончиками пальцев край священной шинели – как мантию…

Обиженный, униженный, обворованный Башмачкин с просьбой на коленях приходит к одному Значительному лицу, не подозревая, что вместо помощи ему устроят кошмарный сеанс «должностного распекания». Илья Дель создаёт агрессивный, утрированный образ высшего чиновника: гений бюрократии в облегающем костюме цвета крови, словно из красного пластилина вылепленный. Значительное лицо демонстрирует удивительное искусство «движения в рамках»: суперпластичный актёр совершает акробатические упражнения внутри металлической конструкции. Свита восторженно аплодирует. Виртуозный взмах тоненькой ладонью прерывает овацию – мол, всё от бога (а бог там, наверное, что-то типа Кламма в «Замке»). Поединок Значительного лица с Башмачкиным за два года претерпел некоторые изменения: из физического противостояния превратился в изнасилование. Ещё одна важная деталь: символом власти является микрофон, который бережно и почтительно передаётся из рук в руки.

Шинель.Балет

Некоторые постановки переживают свой «пик красоты» на премьере, потом энергия идёт на убыль. «Шинель. Балет» – не тот случай. Спектакль живёт, дышит и развивается до сих пор, появляются новые элементы. Например, отравленный иудин поцелуй, с которым Значительное лицо склоняется к побеждённому Башмачкину.

«Шинель» Максима Диденко – мучительный поиск собственного ритма, «внутреннего балета». Через сомнения, через одиночество, через плевки и тычки. Сложный путь к мечте и попытка совершить прорыв от одного человека к другому. Трудно быть самим собой, но необходимо: в мире, где выживут только чиновники, можно лишиться всего, кроме индивидуальности. В конце режиссёр освобождает героя: Башмачкин обретает себя и, отомстив обидчикам, россыпью клавиш, скрипичным вздохом исчезает во мраке.

Подайте мне зрителя с творческим воображением, готового нырнуть в магический хаос современного театра – такому зрителю «Шинель» придётся впору.

Фото: Станислав Левшин.

Следующий показ спектакля «Шинель. Балет» - 17 апреля, «Эрарта Сцена».

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика