Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

В пространстве театра Karlsson Haus Семен Серзин представил спектакль «Любовь людей» по пьесе Дмитрия Богославского. О вечном холоде и современной трагедии рассказывает наш корреспондент Катерина Воскресенская.

Любовь людей

Реальности и театру пришлось потесниться. Зрители будто загнали актеров в угол, поставили к черной стенке. С расстрелом они без нас справятся. Декорации прописаны кодом текста. Существуя во втором измерении, они нужны больше, чтобы скрыть что-то, а не показать. Обстановка не важна, важны только персонажи. Визуальный контекст считывается за счет костюмов и ремарок на экране, где транслируется окружающий быт, атмосфера, звуки или тишина, которая напечатана капслоком – первая фобия. Ее нарушит дуэт Андрея Папанина и Алены Александровой, поющих нетленку Андрея Губина «Зима-холода», подачей приближая хит всех дискотек конца девяностых практически к «Группе крови».

На неуходящий холод в спектакле пожалуются еще не раз, а пока милиционер Сергей (Михаил Касапов) просит у Люськи (Анна Донченко) написать заявление о пропаже мужа (Андрей Вергелис). Она нехотя соглашается – кого возвращать? Он алкоголик, жить с ним невыносимо. Насколько – покажут позже, и это поразит своей достоверностью. Пьяное скотство обозначат за декорациями, превратив зрителей в детей, которых пугает родительский скандал из-за стены. Но даже вне контекста трудно не проследить шлейф измученности, который тянется за героиней. Надрывное спокойствие, с которым Люська описывает тяготы жизни с зависимым человеком, должно казаться чудовищным, но нет. Это типичная история, правда, с торжеством справедливости. Пределом сломленности и хеппи-эндом собирательного образа. Донченко здесь отомстила за всех битых и перебитых – сгоряча убитых или постоявших за себя и наказанных: мужа задушила, труп скормила свиньям.

Любовь людей

Душегубный крест она скидывает на Сергея, но легче не становится. Чистосердечное не спасло, души не осталось – нечего отводить. Люська тихо сходит с ума, ей то и дело мерещится мертвый муж. Такой тихий-тихий. Сидит в ней как яд, мысли читает, фразы за нее договаривает, потому что существует лишь в ее голове. В этом главная подлость памяти – после смерти люди всегда лучше. Как Сергею было с ним тягаться? Он, как минимум, жив и выступает катализатором появления мертвого мужа в Люськином сознании – в первый же из немногих прямых физических взаимодействий на сцене он вытесняет Сергея из ее объятий. И остается уже навсегда, а Люська относится к потусторонним флешбэкам весьма буднично: он находиться здесь имеет право – не чужие ж люди.

За МКАДом к сверхъестественному в принципе относятся фамильярно. Гоголь еще в своих ранних повестях прописывал нечисть почти что домашней скотиной, где и черта оседлать за милую душу, и колдовская сила для того, чтобы вареники сами в рот летели. Здесь, в «Этюд-театре», в спектакле Семена Серзина «Демоны» по пьесе Натальи Ворожбит ведьмы – что-то из разряда неблагополучных соседей. В другой ее пьесе «Саша, вынеси мусор» муж, умирающий от сердечной недостаточности, является жене – и как так и надо. Популярность темы возвращения оттуда, откуда не возвращаются, можно понять. Смерть не дает вторых шансов, а «призраки» оставляют надежду на реванш, смирение, последнюю сигарету, последний ответ, последнюю жизнь. А, может, это банальный мазохизм? Смотришь на «почившего живого» – и больно как в первый раз. Ведь непонятно, почему на самом деле люди хотят любить: чтобы стать счастливыми или не стать? Как бы там ни было, от самого осознания, что непрожитое остается непрожитым, можно сойти с ума, поэтому в том, что эхо преступления настигло не сразу, нет ничего странного. Героиня Донченко знает наизусть негласный гимн всех сломленных, где рефреном «сильная», «справлюсь, «надо жить». Настигает беда – задерживаешь дыхание, так кажется, что остановилось время. Ушла под толщу воды, изнутри себя заморозила. Потом оттаяла и устроила себе демо-версию смерти. Стоит с окровавленной рукой – хотела узнать, каково это, когда тебя едят свиньи.

Любовь людей

В противовес такой любви в спектакле ставится история Вани (Николай Куглянт) и Насти (Дарья Степанова), но шансы на баланс невысоки. На первый взгляд история их отношений – эпизод из вселенной Уолта Диснея, но потом выясняется, что Настя больше не любит Ваню, сидеть в этой дыре у нее сил нет, и море ей манна небесная, и детей хочет, но не получается – он в этом виноват. И здесь наступает время второй фобии спектакля – пустоты, которая пугает и побуждает к действиям: в разговоре с Сергеем Ваня скажет будто несвойственную для него фразу: «Либо убить ее, либо разбежаться». В ответ Сергей бьет друга по морде – многовато чистосердечных на одного милиционера. Как он у Люськи, теперь Ваня выступил катализатором «оттаивания», ведь ее признание об убийстве мужа Сергей словно мимо ушей пропустил. В своей любви он до крайности слаб – превратил эмпатию в замещение. С течением спектакля персонаж Касапова теряет опору, обрастает неврозами, лишается надежды. Люська загадала на «с чистого листа», на то, что он ее вытянет, а получилось, что потянула его за собой. Может, безумие заразно? Как песни Губина, вечный холод и налет провинциальности. Но дело, конечно, не в провинции. Меняются только обстоятельства, а любовь людей везде одинаковая, и то, как каждый отчаянно нуждается в ней. И то, что мертвых любить легче, чем живых. И как трудно не быть жестоким с тем, кто любит тебя. И что бояться нужно совсем не смерти. И никто не виноват.

Отчаянно ярким символом надежды через «Любовь людей» в красном спортивном костюме проходит Чубас (Андрей Папанин). Есенин по-пацански, ему не свойственна категоричность египетского лабиринта в сознании, как у остальных персонажей. В лучших рекламных традициях он – праздник, который приходит, чтобы развеять критический уровень беспросветности спектакля на квадратный метр. Образ его любви – безликий, оттого на сцену его свадьбы в спектакле невесту буквально украдут из зала под хрипы Лепса о самом лучшем дне. На смену эстраде придет оглушающая тишина, за ней – дворовый панк-рок. В конце спектакля играет песня «Я смотрю на них» группы «Тараканы!». Ну и кто кем стал? Кому будет мерещиться этот хоровод новоприбывших призраков? Может, они уйдут со зрителями, вернее, за зрителями – и дай бог, если еще отстанут. По дороге домой.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика