На рубеже XIX-XX веков в искусстве происходили радикальные изменения – наступила эпоха модерна. От чего она открестилась, что переняла, и во что превратилась?
Творцам нового искусства претила строгие искусственные каноны и мнимая логичность мироздания, которую декларировали классицисты. Формализованная художественная реальность, картины, полные античных сюжетов, пьесы – патриотического пафоса и восхваления общественного долга, изжили себя. Модернисты симпатизировали романтикам, которые обратились к внутреннему миру человека, увидели в нём красоту. Однако модерн подхватил и расширил эстетику романтизма, стал возводить в культ не только волшебное и далёкое, но и все проявления богемной жизни, в том числе повседневность.
Глубже модернисты начали интересоваться и вопросом человеческих ощущений, описанием чувств и сознания. Поэтому художники-модернисты отошли от реализма, для них важно было запечатлеть не объект, а чувство, испытанное при взгляде на него. А писатели-модернисты, такие как Пруст, Вулф, Джойс, Фолкнер, поняли, насколько сознание странное и сложное. Время течёт не так, как воспринимает его человек. Их романы используют технику «потока сознания»: мир описывается как череда мимолетных моментов, мысли героев хаотичны, бессвязны, спутаны.
Французский философ Анри Бергсон считал, что сознание – поток, река, волна. И как нельзя два раза войти в одну реку, так и нельзя два раза пережить одно и то же чувство, увидеть одну и ту же картинку. Но люди не видят, что мир меняется с каждым движением глаз. Дело в том, что ум приспосабливает к реальности. Если мир вокруг будет постоянно меняться, человек сойдет с ума. Поэтому ум останавливает картинки, делая их статичными. Проблема в том, что человек не является самим собой, не живет своими ощущениями: живет в абстракциях, не ощущает мир непосредственно, но через идеи и штампы, не живет в настоящем и не знает, что это. Человек не спонтанен, считает Берсон. Сознание всегда блокирует непосредственные ощущения, навязывает понятия. Идеи Бергсона пользовались популярностью у модернистов, поэтому Владимир Набоков назвал цикл романов Марселя Пруста «иллюстрированным изданием учения Бергсона».
Читайте также
Заинтересовавшись эстетским модерном, мы поговорили с петербургскими экспертами и любители разных искусств и узнали у них, перед какими картинами в музее сделать лицо посложнее, под какую музыку думать о высоком и какие романы обсуждать на светских вечерах.
Кафку сделать былью
Юлиана Каминская, литературовед, кандидат филологических наук о литературе:
– Из модернистов советую Кафку почитать. Он чудесно воспринимается сквозь призму Достоевского и его Петербурга. Да и кафкианская абсурдинка сейчас замечательно оттенит наше смутное время. Принципиально важным считаю для восприятия модернистской литературы осмысление ее как реакции на кризис традиционных представлений о культуре и ее ценностях.
Юдифь, подержи мою голову
Анастасия Матвеева, профессиональная художница, выпускница Академии художеств, о живописи:
– Самые яркие представители модерна – Климт и Муха. Что характерно для их стиля, так это вытянутые и плавные линии, много орнаментов, чувственность и сексуальность. Модернисты часто использовали цветы как прообразы орнаментов, например, лилии, ирисы. Ирисы – это вообще цветок модерна. Русский модерн же немного специфичен, но к нему обычно относят художника-графика Билибина, у него много орнаментальных работ, а ещё Врубеля.
В целом, модерну характерна декоративность, художники модерна уделяли большое внимание деталям. Им не свойственна передача воздуха и пространства (что важно академическим и классическим художникам). Модернисты стремились к плоской, лощеной декоративности и выразительности».
Гимнопедия – это не ругательство
Екатерина Шклярук, артист хора, автор телеграмм-канала о музыке:
– Начиная осознанное знакомство с музыкой эпохи модернизма, нужно сразу принять особенности этого направления в искусстве в целом. Время модернизма – это поиск новой формы, поэтому надо быть готовым к «непривычному» звучанию, трудностям в восприятии мелодии. Нарочитая простота или, наоборот, специальное усложнение гармонии, атональность – это может сбить с толку. Но не нужно сдаваться, следует дать себе возможность привыкнуть и вслушаться. Держите сознание открытым – это самое главное. В моем понимании музыка модернизма никак не связывается во что-то общее. Я советую тех, кого сама слушаю: Сати, Дебюсси, Сибелиус, Прокофьев, Шостакович.
Итого: штрихи к портрету модерна
Образы мира и мир образов модерна очень разные, творцов начала XX века объединяет поиск новых представлений и форм. Они заметили, что эстетический опыт не соответствует бытовому, поэтому пошли против традиций, гармонических канонов, попытались нащупать и отразить нечто более глубинное.
На фоне катастрофы и кризиса либерализма мыслители поняли, что та личность, которую человек любит и лелеет, личность, которая чувствует и мыслит – ненастоящая. Все эмоции вычитаны в книжках, взяты напрокат, построены на основе чего-либо. Идеи никогда не бывают своими, только чужими, ибо человеку навязаны способы мышления и чувствования. Чувства внушает культура. Природу учат видеть натуралисты. Модернизм же попытался уловить что-то глубинное в человеке, но не героизировать его, как романтизм, а препарировать его разум и чувства.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!