В чём сила современного куратора? В создании глубоких концептуальных проектов, организации процесса создания выставки, а также в гибкости и дипломатии. Хотя российский культурный контекст нынче испытывает турбулентность, Клавдия Кувшинова создавала и создаёт до сих пор серьёзные проекты международного уровня. При этом не изменяя себе, что в современных реалиях не так уж и просто. Рассказываем о главных проектах куратора и его видении.
В своё время Клавдия начинала в «Выставочных залах Москвы» — наверное, лучший старт для арт-куратора. Эти галереи дают широкий охват стилей, многие из них занимаются искусством XX—XXI веков. Районные институции имеют больше свободы для манёвра, и для молодого куратора это весьма продуктивная ситуация, формирующая объём восприятия и гибкость в проектировании выставок.
В «Выставочных залах Москвы» 24 институции, и многие кураторы надолго остаются внутри учреждения просто потому, что там и так есть чем заняться. «Кич-арт, эко-арт, традиционная живопись, иллюстрация, медиа-арт и новые технологии, скульптура, фотография, стрит-арт, авангард» — и это далеко не весь список жанров, которые охватывают «залы». Однако Клавдия не остановилась на достигнутом и довольно быстро вышла за рамки этой институции. Её участие в воссоздании мастерской Игоря Шелковского в «Мультимедиа Арт Музее» стало настоящей кураторской школой-лабораторией. Это не просто тотальная инсталляция, а наследие художника, пропущенное через видение огромной команды — инженеры, хранители, архитекторы, кураторы. Такие проекты выводят куратора из прикладной позиции и дают свободу создавать нечто в индивидуальной оптике. Надо заметить, что не каждый куратор потянет такую задачу — для этого нужна определённая смелость, аналитический ум и творческая позиция.
Работа в Alina Pinsky Gallery тоже дала свои результаты — как водится в коммерчески успешной институции, все сотрудники подхватывают её нерв, и Клавдия взяла от этого лучшее. А это довольно важный этап в карьере любого таланта — сбалансировать свой творческий пыл с крепкой коммерческой стратегией. Кроме того, она принимала активное участие в организации выставки номинантов на Московскую Арт Премию в парке Зарядье. С заданным масштабом справиться было нелегко — команда сразу задумала сложный нарратив, объединяющий разноплановые работы. Начинка таких проектов всегда состоит из ряда новых задач, и для их решения порой нужен ум системного инженера. Стоит ли говорить, что всё это многообразие проектов воспитывает крепкого и глубокого организатора арт-процессов.
Известно, что с эмиграцией звёздных кураторов сама концепция селебрити от арт-мира себя исчерпала. Это сказалось не только на «разговорах в московских гостиных», но и на профессиональной арт-среде. Как часто можно увидеть дебаты о той или иной кураторской деятельности? Практически никогда, если не считать узкое сообщество самих фигурантов ниши. Кажется, что пора вновь обрести когда-то потерянный фокус и вернуть в дискурс самих создателей индустрии арт-бизнеса. За последние годы контекст стремительно меняется, нехватка кадров приводит к наплыву непрофессиональной молодёжи, которые ищут своё место под Солнцем, а не реализацию в утончённой профессии. Поэтому самое время начать отделять зёрна от плевел и широко обсуждать кураторскую деятельность. Когда-нибудь в упомянутых уже «московских гостиных» мы услышим что-то вроде: «А вы уже ходили на новую выставку Клавдии»? И всем будет понятно, о какой Клавдии речь. Хотелось бы дожить до таких времён.
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!